Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проведения финансового анализа деятельности предприятий;
- оценить финансовое положение ОАО «Комфорт» на основании данных бухгалтерского учета и отчетности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Понятие и состав финансовых результатов
1.2.Расчет показателей рентабельности
1.3.Расчет прибыли и рентабельности предприятия
Заключение
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Краткая характеристика организации ОАО «Комфорт»
2.2.Предварительный анализ финансовой отчетности
2.3.Анализ активного капитала
2.4.Анализ пассивного капитала
2.5.Анализ финансовой устойчивости и ликвидности
Заключительная оценка финансового состояния предприятия
Список литературы

Файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa (1).docx

— 195.29 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Предприятие  имеет определенные расходы по  изготовлению продукции и ее  реализации. Эти расходы представляют  издержки производства данного  предприятия (себестоимость), или  индивидуальные издержки. Однако  издержки отдельного продукта  по предприятиям могут отклоняться  от средних издержек по отрасли,  которые принимаются за общественно  необходимые затраты или стоимость,  денежное выражение которых составляет  цену продукта. Наличие индивидуальных  издержек, порождает обособление  другой части стоимости продукции  – прибыль, а следовательно,  и относительного ее измерения  – рентабельности.

     Рентабельность  капитала – это отношение чистой  прибыли (за вычетом налогов)  к собственному капиталу. В условиях  рынка рентабельность капитала  характеризует минимальную норму  прибыльности  капитальных вложений  и является более стабильным  показателем, чем рентабельность  продукции.

     В настоящее  время, с переходом экономики  к рыночным отношениям, повышается  самостоятельность предприятий,  их экономическая и юридическая  ответственность. Резко возрастает  значение финансовой устойчивости  субъектов хозяйствования. Все это  значительно увеличивает роль  анализа их финансового состояния:  наличия, размещения и использования  денежных средств.

     Результаты  такого анализа нужны, прежде  всего, собственникам, а также  кредиторам, инвесторам, поставщикам,  менеджерам и налоговым службам.  В данной курсовой работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т.е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.

     Для того  чтобы более полно осветить  сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо дать  как можно полное представление  о конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность  – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального  удовлетворения им конкретной  потребности по сравнению с  аналогичными объектами, представленными  на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном  рынке.

     Конкурентоспособность  объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к  конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам стратегической сегментации  рынка. Если не указан рынок,  на котором конкурентоспособен  объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

     Целью написания данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.

     Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-  рассмотреть теоретические  аспекты проведения финансового  анализа деятельности предприятий;

- оценить финансовое положение  ОАО «Комфорт» на основании данных бухгалтерского учета и отчетности;

     Объектом исследования является  открытое акционерное общество «Комфорт». Данное предприятие занимается производством и реализацией приборов энергоинформационной защиты человека.

     Предметом исследования является сама методика финансового анализа деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.

     В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

     Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

     Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
    1. Понятие и состав финансовых результатов

 

     Хозяйственная деятельность предприятия направлена на получение прибыли из различных источников. Результатом всех видов деятельности по итогам финансового периода и будет балансовая прибыль.

     Балансовая прибыль предприятия – это общая суммарная прибыль (убыток) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с основной деятельностью, полученная в определенный период, зафиксированная во внешней финансовой отчетности.

     Величина этого показателя зависит от выбранной учетной политики, нормативные документы дают право субъектам самостоятельно выбирать способы влияния на формирование финансового результата путем выбора методов учета.

     Реализация продукция включает в себя продажу произведенных товаров натурально-вещественной формы, выполнение работ и оказание услуг. Прибыль от реализации продукции характеризует чистый доход предприятия, остальные составляющие балансовой прибыли, чаще всего, отражают перераспределение доходов, созданных ранее в процессе ведения хозяйственной деятельности.

     Выявляется балансовая прибыль как конечный результат на основании бухгалтерского учета, оценки статей баланса, формируется по итогам месяца, квартала или года.

     Анализ балансовой прибыли предприятия начинается с оценки выполнения плана по факту и в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Оценка дается общая и составная, в последней проводится анализ составных частей показателя прибыли по элементам.

     Главными задачами анализа балансовой прибыли являются:

  • выявление причин и факторов невыполнения плана прибыли;
  • определение слабых сторон хозяйственной деятельности, убыточных звеньев;
  • нахождение источников образования убытков;
  • формирование списков резервов для дальнейшего увеличения прибыли/снижения убытков.

 

     В процессе анализа изучают структуру балансовой прибыли, ее состав, динамику выполнения плана в течение отчетного периода. При изучении показателей в динамике учитываются инфляционные факторы изменения ее итога, выручку корректируют на индекс средневзвешенного роста цен продукции по отрасли, а себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, как правило, уменьшают на разницу цен потребленных и задействованных в производстве ресурсов за анализируемый период.

     Балансовая прибыль предприятия состоит из трех элементов:

  • прибыль/убыток от реализации продукции;
  • прибыль/убыток от прочей реализации;
  • прибыль/убыток от внереализационных операций.

     Основным из них является прибыль (убыток) от реализации продукции, его удельный вес в структуре балансовой прибыли обычно превышает 85 %. Формирование показателя связано с особенностями процесса хозяйственной деятельности.

     Например, на предприятиях торговли, снабженческих и сбытовых услуг выручка приравнена к валовому доходу от продажи товаров и исчисляется как разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров. Строительные организации имеют право отражать выручку только после подписания ряда документов, подтверждающих, что заказчик работу принял.

     Производственный цикл может превосходить отчетный период по срокам, прибыль определяется по фактической себестоимости.

     Прочая реализация подразумевает финансовый результат от продажи различных видов имущества, списание их с баланса предприятия. Сюда может быть включена реализация основных фондов, сырья, материалов, топлива, нематериальных активов.

     Перечень внереализационных операций может содержать: доходы от сдачи в аренду имущества, результат финансовых вложений, сальдо оплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек, курсовые разницы, судебные издержки, выявленные недостачи либо дооценка активов.

Балансовая прибыль предприятия  рассчитывается по следующей формуле: БП=ПРП+ППР+ПВО,

 где БП – балансовая  прибыль (убыток);

 ПРП – прибыль от  реализации продукции;

 ППР – прибыль от  прочей реализации;

 ПВО – прибыль от  внереализационных операций.

      Убыток при расчете показателя обозначается знаком «-».

     В свою очередь прибыль/убыток от реализации товаров, работ услуг определяется по формуле:

ПРП = ВД-Зпр-Н,

 где ВД – валовой  доход (выручка) от реализации  продукции;

 Зпр – затраты на  реализацию и производство продукции  (иначе – полная себестоимость  продукции);

 Н – сумма всех  налогов, включающая налог на  добавленную стоимость, акцизы  на определенные группы товаров,  экспортные тарифы и т.д.

      Расчет прибыли (убытка) от прочей реализации исчисляется по формуле:

ППР = ВР – (РР+ОС),

 где ВР – выручка  от реализации активов предприятия  (основных средств, материалов, сырья);

 РР – расходы на  реализацию (могут включать транспортировку,  затраты на рекламу, монтаж-демонтаж);

 ОС – остаточная  стоимость (для основных средств  рассчитывается как разница между  первоначальной стоимостью и  накопленным износом).

     Балансовая прибыль предприятия рассчитывается путем подставления в приведенные выше формулы конечных значений каждого показателя. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой (без учета налогов) и себестоимостью производства. Превышение показателя полной себестоимости над суммарной выручкой приводит к образованию убытков.

     Валовый доход характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, выражает завершение производственного цикла, возврат вложенных в производство средств и начало нового оборота. Выручка складывается из поступлений денежных средств различными способами – наличностью в кассу, на счета предприятия в различных банковских учреждениях.

     Затраты на производство реализованных товаров, работ, услуг складываются их совокупности всех расходов: стоимости материалов и сырья, оплаты труда, накладных затрат на содержание управленческого и обслуживающего персонала, аренда, коммунальные услуги, техническое сопровождение деятельности, ремонт и т.д.

 

 

    1. Расчет показателей рентабельности

 

     Рентабельность (нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности.

     Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

     Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.

     Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.

     Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:

  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
  • процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
  • процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
  • отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. 

Информация о работе Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности