Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:51, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики оценки и анализа показателей рентабельности финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты проведения финансового анализа деятельности предприятий;
- оценить финансовое положение ОАО «Комфорт» на основании данных бухгалтерского учета и отчетности;
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Понятие и состав финансовых результатов
1.2.Расчет показателей рентабельности
1.3.Расчет прибыли и рентабельности предприятия
Заключение
2.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Краткая характеристика организации ОАО «Комфорт»
2.2.Предварительный анализ финансовой отчетности
2.3.Анализ активного капитала
2.4.Анализ пассивного капитала
2.5.Анализ финансовой устойчивости и ликвидности
Заключительная оценка финансового состояния предприятия
Список литературы
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность вне оборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине вне оборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятий. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
Так или иначе рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль как вознаграждение за риск сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.
При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов, инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников.
В настоящий момент существуют такие показатели рентабельности как: рентабельность продукции, рентабельность основных средств, рентабельность продаж, рентабельность персонала, коэффициент базовой прибыльности активов, рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность чистых активов и другие.
Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %
Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
ROL = Чистая прибыль/
Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.
BEP = EBIT/Активы * 100 %
Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
Рентабельность активов (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.
ROIC = EBIT*(1-Ставка налога
на прибыль)/Инвестированный
Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств).
Рентабельность продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.
Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж)
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период:
Ra=P/A
где: Ra — рентабельность активов,
P — прибыль за период,
A — средняя величина активов за период.
Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.
Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.
Рентабельность подрядных услуг. Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.
Ру = (З0 — З1) / З1
При этом подразумевается, что не предоставленная услуга приведет к более значительным затратам организации, например на штрафы.
Реализуя услуги по установленным тарифам, предприятие получает доходы от основной деятельности Дод. Кроме основной деятельности, предприятие занимается и неосновной деятельностью (сдача в аренду помещений и другие коммерческие работы), поэтому общая сумма доходов, называемая валовыми доходами Двал, равняется сумме доходов Дод от основной и неосновной деятельности.
В контрольной работе доходы от неосновной деятельности составляют 20 % от Дод. Таким образом: Двал = Дод +0,2Дод.
Если из полученных доходов исключить эксплуатационные расходы Э, то получим прибыль предприятия, т. е. П = Двал – Э.
Показатель прибыли выражает не только денежные накопления, но и характеризует все стороны работы предприятия.
Прибыль является важнейшим показателем эффективности, качества работы предприятия, отражающим результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия: внедрение новой техники, повышение производительности труда, улучшение использования производственных фондов, снижение себестоимости продукции, рост объема и повышение качества продукции и т. д.
Следовательно, валовая прибыль Пвал – это обобщающий экономический показатель и основной источник самофинансирования предприятий в условиях рынка.
Абсолютная сумма прибыли, которая получена предприятиями радиосвязи, еще не дает полного представления об эффективности работы предприятия, поэтому необходимо знать относительную прибыль или уровень рентабельности (т. е. выраженное в % отношение суммы прибыли к стоимости основных фондов и оборотных средств, закрепленных за предприятием, или же к эксплуатационным расходам).
Уровень рентабельности определяется отношением суммы валовой прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств, находящихся в распоряжении предприятия, и называется рентабельностью собственного капитала:
где Рк – уровень рентабельности собственного капитала, %;
Пвал – валовая прибыль;
– среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб;
– среднегодовая величина нормируемых оборотных средств, тыс. руб.
Заключение
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов, так и пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления).
Основой для экономического развития предприятия является прибыль. Показатель балансовой прибыли используется для оценки результатов производственной и финансовой деятельности субъекта хозяйствования, подводит итог эффективности работы предприятия за определенный период, определяет дальнейшие пути развития.
С помощью анализа балансовой прибыли предприятие может корректировать необходимые объемы выпускаемой продукции, качество товаров, работ, услуг, выявлять слабые стороны сбытовой и административной служб. Стабильный прирост прибыли обеспечивает финансовую стабильность, осуществление капитальных инвестиций, удовлетворение материальных и социальных потребностей персонала, как самого ценного ресурса любого производства. Прибыль дает возможность выполнять обязательства перед бюджетом, банками, контрагентами, а значит внушать доверие для потенциальных клиентов и кредиторов.
Информация о работе Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности