Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 12:27, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении основных направлений развития антикризисного менеджмента применительно к хозяйственной деятельности субъектов экономики в России, разработке организационных и экономических предложений по совершенствованию антикризисных процедур, для усиления деловой активности и предотвращение банкротства предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ и систематизацию антикризисного менеджмента;
- разработать стратегию организации антикризисного управления хозяйствующего субъекта;
- выработать механизм выбора направлений структурного оздоровления хозяйствующего субъекта.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1. Функции и значение антикризисного менеджмента --
1.2. Разработка и реализация антикризисной стратегии организации (предприятия) 8
1.3. Правовые нормы обеспечения процедур банкротства и ликвидации организации (предприятия) 16
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ПРИМЕРЕ ОАО “МОБИЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - №50” Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСКА 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия --
2.2. Финансовая характеристика предприятия 25
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 46
3.1. Роль финансового анализа в антикризисном менеджменте --
3.2. Значение финансовой устойчивости организации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы при реализации стратегии. Но в кризисной ситуации реализацию стратегии надо осуществить в жестко ограниченный срок. Реализация антикризисной стратегии наиболее эффективна, если она совмещается с адаптированной структурой предприятия и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для осуществления стратегии не остается, тогда решительно приходится изменять сложившуюся систему управления, что болезненно сказывается на работе персонала [5, с.126].
Преодоление сопротивления
требует осуществления двух
На средних и
малых предприятиях, для которых
характерна хорошая
При значительных
масштабах предприятия с
Значительную
помощь в реализации
1.3 Правовые нормы обеспечения
процедур банкротства и
Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики и экономики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляются хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.
Состояние неспособности платить должника по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco – скамья и rotto - сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года под банкротством (несостоятельности) предприятия понимается признанное арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены 2 внешних признака несостоятельности:
-денежное обязательство или
обязанности по уплате
-минимальный размер денежных обязательств и обязательных платежей составляет не менее 100 000 рублей
От состояния предприятий-
-фиктивное банкротство –
- преднамеренное банкротство –
преднамеренное создание или
увеличение
В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;
- временно неплатежеспособное предприятие, финансовое состояние которого вызвано тем, что предприятию должны больше, чем должно оно само, но не может погасить дебиторскую задолженность и вынуждено допускать просрочку своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.
Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов [8, с.634].
Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга. Дела несостоятельности (банкротства) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия – должника, указанному в учредительных документах.
В деле о банкротстве участвуют: должник, кредиторы, государство, трудовой коллектив, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих [11, c.579].
Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности осуществляется на основании заявления от должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление от должника подается на основании решения собственника предприятия – должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, которые вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов [5, с.200].
В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель от собственника имущества и финансового органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетные и кредитные обслуживания должника, кредиторы; иные лица в случаях; предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным Законом.
В зависимости
от обстоятельств дела
Арбитражный суд не вправе отказать в применении реорганизационных процедур при наличии оснований для их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;
Признание предприятия
банкротом возможно при
Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия – должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешнее управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не боле чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено Федеральным Законом (глава 5, ст. 68, п.4). С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия – должника отстраняется от должности и передает ему управление делами (Федеральный Закон, гл. 5, ст. 69). На период внешнего управления имуществом должника действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющими кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом. Внешнее управление имуществом должника завершается либо прекращением производства по делу о банкротстве предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [8, с.648].
Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и введении процедур банкротства подлежит обязательной публикации в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. [Гл.1, ст.28 Федерального Закона] В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия – должника. Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий. Наряду с ним участниками конкурсного производства являются собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива, конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. С момента открытия конкурсного производства не допускается отчуждение имущества должника и погашение его обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом. Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Прекращается начисление неустойки по просроченным обязательствам. Все претензии к должнику должны быть предъявлены в двухмесячный срок.
Конкурсный управляющий проводит оценку активов должника и размеров его долга и определяет конкурсную массу. В целях защиты интересов кредитора он вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий должника, совершенных до признания его несостоятельным, по основаниям, указанным в законе [5, с.205].
После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, который подлежит утверждению арбитражным судом.
Федеральный закон допускает возможность урегулирования отношений посредством мирового соглашения. Оно заключается между предприятием - должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу, однако только в отношении требований 4 и последующих очередей (всего 7 очередей) и может исходить из рассрочки или отсрочки платежей или скидки с долгов, причитающихся кредиторам.
Предприятие – должник объявляется банкротом, если меры предпринятые внешним управляющим, а также финансовая помощь не привели к ожидаемым результатам. Затем по решению суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.
Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия – банкрота.
Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:
оценку имущества
предприятия – банкрота по
балансовой стоимости. Такая оценка
производится на основе полной
инвентаризации имущества
оценку имущества предприятия – банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия – банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;
определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия – должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;
выбор наиболее
эффективных форм продажи
обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы: арбитражного суда; ликвидационной комиссии; распорядителей имущества; удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом. Затем выполняются обязательства перед работниками предприятия – банкрота; удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, неналоговым платежам в бюджет, органам государственного страхования и пенсионного обеспечения; требования кредиторов, не обеспеченные залогом; требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива; прочих требований.
Информация о работе Методы антикризисного управления предприятием