Методы антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении основных направлений развития антикризисного менеджмента применительно к хозяйственной деятельности субъектов экономики в России, разработке организационных и экономических предложений по совершенствованию антикризисных процедур, для усиления деловой активности и предотвращение банкротства предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ и систематизацию антикризисного менеджмента;
- разработать стратегию организации антикризисного управления хозяйствующего субъекта;
- выработать механизм выбора направлений структурного оздоровления хозяйствующего субъекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1. Функции и значение антикризисного менеджмента --
1.2. Разработка и реализация антикризисной стратегии организации (предприятия) 8
1.3. Правовые нормы обеспечения процедур банкротства и ликвидации организации (предприятия) 16
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ПРИМЕРЕ ОАО “МОБИЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - №50” Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСКА 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия --
2.2. Финансовая характеристика предприятия 25

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 46
3.1. Роль финансового анализа в антикризисном менеджменте --
3.2. Значение финансовой устойчивости организации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Файлы: 1 файл

Методы антикризисного управления предприятием.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

      Если предприятие своевременно отслеживает появление внешней угрозы и располагает временем достаточным для выработки эффективной реакции, оно может последовательно ликвидировать все проблемы при реализации стратегии. Но в кризисной ситуации реализацию стратегии надо осуществить в жестко ограниченный срок. Реализация антикризисной стратегии наиболее эффективна, если она совмещается с  адаптированной структурой предприятия и подчиняется сбалансированной системе целей. Однако в критических ситуациях времени на подготовку базы для осуществления стратегии не остается, тогда решительно приходится изменять сложившуюся систему управления, что болезненно сказывается на работе персонала [5, с.126].

    Преодоление сопротивления  требует осуществления двух групп  мероприятий. Во-первых, психологических - определение культурных ориентаций различных групп персонала на основе их отношения к изменению, ограничение влияния на принятие решений со стороны групп, не восприимчивых к изменениям. Во-вторых, системных – формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.

      На средних и  малых предприятиях, для которых  характерна хорошая восприимчивость  персонала к изменениям, можно  последовательно адаптировать старую структуру, накладывая на нее новые проектные единицы, ответственные за внедрение антикризисной стратегии.

      При значительных  масштабах предприятия с отрицательным  восприятие персонала изменений  требуется использовать варианты  так называемой  двойной структуры, когда внедрение антикризисной стратегии отделяется от оперативной деятельности. Для быстрого проведения необходимых решений твердо используются властные полномочия.

       Значительную  помощь в реализации антикризисной  стратегии может оказать привлечение специалистов со стороны. Ими могут быть внешние консультанты, внешние управляющие, ранее работавшие на других предприятиях, или управляющие самой компанией. Существует достаточно примеров того, что проведение стратегических изменений является в высшей степени ответственной и трудной задачей. 

1.3 Правовые нормы обеспечения  процедур банкротства и ликвидации  организации (предприятия)

 

    Переход страны к рыночной  экономике обусловил появление  в сферах политики и экономики  новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью прежде всего в экономике, где появляются хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

Состояние неспособности платить должника по своим обязательствам принято называть банкротством (от итал. banco – скамья и rotto - сломанный). В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года под банкротством (несостоятельности) предприятия понимается признанное арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом в законе определены 2 внешних признака несостоятельности:

-денежное обязательство или  обязанности по уплате обязательных  платежей не исполнены в течение  трех месяцев с момента наступления  даты их исполнения;

-минимальный размер денежных  обязательств и обязательных  платежей составляет не менее 100 000 рублей

            От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными  выше признаками, следует отличать:

-фиктивное банкротство – заведомо  ложное объявление предприятия, имеющего возможность удовлетворить  требования кредиторов в полном  объеме, о своей несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки или рассрочки платежей или скидки с долгов;

- преднамеренное банкротство –  преднамеренное создание или  увеличение неплатежеспособности  предприятия руководителем или собственником, нанесение ими ущерба предприятию в личных интересах или интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом;

- временно неплатежеспособное  предприятие, финансовое состояние  которого вызвано тем, что предприятию  должны больше, чем должно оно  само, но не может погасить  дебиторскую задолженность и  вынуждено допускать просрочку  своих платежей. В этом случае на дебитора может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

Таким образом, банкротство предприятия есть строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов [8, с.634].

Предприятие считается банкротом после признания факта о его несостоятельности арбитражным судом, а также если оно официально объявляет о своем банкротстве и ликвидации, которая осуществляется в процессе конкурсного производства. Цель конкурсного производства  соразмерное удовлетворение всех требований кредиторов; объявление предприятия свободным от задолженности; охрана противоборствующих сторон от незаконных действий в отношении друг друга. Дела несостоятельности (банкротства) рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения предприятия – должника, указанному в учредительных документах.

В деле о банкротстве участвуют: должник, кредиторы, государство, трудовой коллектив, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих [11, c.579].

Возбуждение производства в арбитражном суде по делу о несостоятельности осуществляется на основании заявления от должника или кредиторов, а также прокурора. Заявление от должника подается на основании решения собственника предприятия – должника, или органа, уполномоченного управлять имуществом должника, или руководящего органа предприятия, которые вправе принять такое решение, исходя из учредительных документов [5, с.200].

В заседании арбитражного суда участвуют: представитель от должника; представитель от собственника имущества и финансового органа по месту регистрации должника; банки, осуществляющие расчетные и кредитные обслуживания должника, кредиторы; иные лица в случаях; предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным Законом.

       В зависимости  от обстоятельств дела арбитражный     суд:  

    1. принимает решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходе судебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность должника и требования кредиторов могут быть удовлетворены;
    2. при выявлении признаков банкротства, но при наличии возможности восстановления через реорганизационные процедуры платежеспособности должника для продолжения его деятельности приостанавливает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия и устанавливает внешнее управление имуществом должника или предоставляет финансовая помощь. Ходатайство о применении реорганизационных процедур может быть подано должником; собственником имущества предприятия – должника; кредиторами.

               Арбитражный суд не вправе отказать в применении                реорганизационных процедур при наличии оснований для    их проведения, но не может предлагать их по своей инициативе;

  1. признает предприятие банкротом с открытием конкурсного производства и его принудительной ликвидацией, если фактически подтверждены признаки несостоятельности и нет реальной возможности продолжения деятельности предприятия.

    Признание предприятия  банкротом возможно при прекращении  арбитражным судом реорганизационных  процедур в связи с их бесперспективностью. В этом случае производство по делу возобновляется и выносится решение о признании предприятия банкротом [5, с.201].

Внешнее управление имуществом должника осуществляет арбитражный управляющий. В его обязанности входит ряд мер по восстановлению платежеспособности предприятия – должника и продолжению его деятельности. Все мероприятия внешний управляющий осуществляет согласно плану, утвержденному собранием кредиторов. Вводится внешнее управление на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не боле чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено Федеральным Законом (глава 5, ст. 68, п.4). С момента введения внешнего управляющего руководитель предприятия – должника отстраняется от должности и передает ему управление делами (Федеральный Закон, гл. 5, ст. 69). На период внешнего управления имуществом должника действует мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Споры между арбитражным управляющими кредиторами могут рассматриваться арбитражным судом. Арбитражному управляющему выплачивается вознаграждение, размер которого определяется кредиторами и утверждается арбитражным судом. Внешнее управление имуществом должника завершается либо прекращением производства по делу о банкротстве предприятия, если цель внешнего управления достигнута, либо решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства [8, с.648].

 Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и введении процедур банкротства подлежит обязательной публикации в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации. [Гл.1, ст.28 Федерального Закона] В процессе конкурсного производства происходит принудительная ликвидация предприятия – должника. Работу по ликвидации предприятия организует конкурсный управляющий. Наряду с ним участниками конкурсного производства являются собрание (комитет) кредиторов, должник, члены трудового коллектива, конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. С момента открытия конкурсного производства не допускается отчуждение имущества должника и погашение его обязательств, кроме случаев, предусмотренных законом. Сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими. Прекращается начисление неустойки по просроченным обязательствам.  Все претензии к должнику должны быть предъявлены в двухмесячный срок.

Конкурсный управляющий проводит оценку активов должника и размеров его долга и определяет конкурсную массу. В целях защиты интересов кредитора он вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий должника, совершенных до признания его несостоятельным, по основаниям, указанным в законе [5, с.205].

После завершения всех расчетов конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, который подлежит утверждению арбитражным судом.

Федеральный закон допускает возможность урегулирования отношений посредством мирового соглашения. Оно заключается между предприятием -  должником и конкурсными кредиторами на любом этапе производства по делу, однако только в отношении требований 4 и последующих очередей (всего 7 очередей) и может исходить из рассрочки или отсрочки платежей или скидки с долгов, причитающихся кредиторам.

Предприятие – должник объявляется банкротом, если меры предпринятые внешним управляющим, а также финансовая помощь не привели к ожидаемым результатам. Затем по решению суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия – банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

       оценку имущества  предприятия – банкрота по  балансовой стоимости. Такая оценка  производится на основе полной  инвентаризации имущества предприятия;

оценку имущества предприятия – банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия – банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

      определение ликвидационной  массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия – должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

       выбор наиболее  эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимают ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

      обеспечение удовлетворения  претензий кредиторов. Эта процедура  наиболее сложная в процессе ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы: арбитражного суда; ликвидационной комиссии; распорядителей имущества; удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом. Затем выполняются обязательства перед         работниками предприятия – банкрота; удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, неналоговым платежам в бюджет, органам государственного страхования и пенсионного обеспечения; требования кредиторов, не обеспеченные залогом; требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива; прочих требований.

Информация о работе Методы антикризисного управления предприятием