Методы антикризисного управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в определении основных направлений развития антикризисного менеджмента применительно к хозяйственной деятельности субъектов экономики в России, разработке организационных и экономических предложений по совершенствованию антикризисных процедур, для усиления деловой активности и предотвращение банкротства предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ и систематизацию антикризисного менеджмента;
- разработать стратегию организации антикризисного управления хозяйствующего субъекта;
- выработать механизм выбора направлений структурного оздоровления хозяйствующего субъекта.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1. Функции и значение антикризисного менеджмента --
1.2. Разработка и реализация антикризисной стратегии организации (предприятия) 8
1.3. Правовые нормы обеспечения процедур банкротства и ликвидации организации (предприятия) 16
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, НА ПРИМЕРЕ ОАО “МОБИЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - №50” Г.ЖЕЛЕЗНОГОРСКА 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия --
2.2. Финансовая характеристика предприятия 25

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 46
3.1. Роль финансового анализа в антикризисном менеджменте --
3.2. Значение финансовой устойчивости организации 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Файлы: 1 файл

Методы антикризисного управления предприятием.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Внутренний финансовый анализ более глубоко исследует причины сложившегося финансового состояния, эффективность использования основных и оборотных средств, взаимосвязь показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используют дополнительно данные финансового учета (нормативную и плановую информацию) [10,c.5].

К внутренним пользователям относятся управляющие всех уровней: бухгалтерия, финансовый, экономический отдел и другие службы предприятия, многочисленные его сотрудники. Каждый из них использует информацию исходя из своих интересов. Так, например, финансовому руководителю важно знать реальную оценку деятельности своей фирмы и ее финансового состояния, а руководителю маркетинговой службы — для создания стратегии продвижения своей продукции на рынке.

Группу заинтересованных пользователей представляют собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов, определить размер дивидендов и перспективы развития предприятия [14, c.65].

В третью группу входит многочисленное количество сторонних хозяйствующих субъектов со своими интересами:

кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;

потенциальные инвесторы с намерением принять решение о вкладе своих средств в предприятие;

поставщики с уверенностью в платежеспособности своих клиентов;

аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.

Управленческий анализ может быть только внутренним. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полностью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и себестоимости отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, позволяет с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за соблюдением разделов бизнес-плана [10, c.6].

Данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, используются управляющими для совершенствования технологии и организации производства, для создания механизма достижения максимальной прибыли. По этим причинам результаты управленческого анализа огласке не подлежат, то есть относятся к сведениям, являющимся коммерческой тайной.

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период [14, c. 78].

Изменились наименования практически всех разделов бухгалтерского баланса: I. Внеоборотные активы; II. Оборотные активы; III. Убытки; IV. Капитал и резервы; V. Долгосрочные пассивы; VI. Краткосрочные пассивы [10, c.8].

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия.

Умение читать баланс — знание содержание каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.

Таким образом умение чтения бухгалтерского баланса дает возможность:

- получить значительный объем  информации о предприятии;

- определить степень обеспеченности  предприятия собственными оборотными  средствами;

- установить, за счет каких статей  изменилась величина оборотных  средств;

- оценить общее финансовое состояние  предприятия даже без расчетов  аналитических показателей [10, c.11].

3.2. Значение финансовой устойчивости  организации

Залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия служит его устойчивость. На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы:

            - положение предприятия на товарном  рынке;

    • производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции;
    • его потенциал в деловом сотрудничестве;
    • степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов;
    • наличие неплатежеспособных дебиторов;
    • эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Такое разнообразие факторов подразделяет и саму устойчивость по видам. Так, применительно к предприятию она может быть: в зависимости от факторов, влияющих на нее, — внутренней и внешней, общей (ценовой), финансовой.

1. Внутренняя устойчивость —  это такое общее финансовое  состояние предприятия, при котором  обеспечивается стабильно высокий результат его функционирования. В основе ее достижения лежит принцип активного реагирования на изменение внутренних и внешних факторов.

Внешняя устойчивость предприятия обусловлена стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется его деятельность. Она достигается соответствующей системой управления рыночной экономикой в масштабах всей страны.

2. Общая устойчивость предприятия  — это такое движение денежных  потоков, которое обеспечивает постоянное превышение поступления средств (доходов) над их расходованием (затратами).

 



3. Финансовая устойчивость является  отражением стабильного превышения  доходов над расходами, обеспечивает  свободное маневрирование денежными  средствами предприятия и путем  эффективного их использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Анализ устойчивости финансового состояния МСП-50 позволил ответить на вопрос: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего моменту исследования. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость  привела к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним проявлением.

Низкая платежеспособность может быть как случайной, временной, так и длительной, хронической, что более характерно для МСП-50 г.Железногорска. Причинами этого стали :

    • недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами;
    • невыполнение плана реализации продукции;
    • нерациональная структура оборотных средств;
    • несвоевременное поступление платежей от контрактов;
    • товары на ответственном хранении и др.

В процессе анализа платежеспособности для финансового планирования на перспективу составляют баланс неплатежей. В активе  баланса МСП -50 г.Железногорска указали показатели неплатежей: краткосрочная задолженность по кредитам и расчетным документам поставщиков, недоимки в бюджет и прочие неплатежи (невыплаты зарплаты и т.п.).

В пассиве баланса два раздела. В первом — «Причины неплатежей» — указывают недостаток собственных оборотных средств;

сверхплановые запасы ТМЦ; товары отгруженные, но неоплаченные в срок покупателями; товары на ответственном хранении у покупателей ввиду отказа от акцепта; иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство и т.п.

Второй раздел пассива баланса называется «Источники, ослабляющие финансовую напряженность» (ИОФН). Он включает в себя временно свободные «денежные средства (собственные средства резервного и специального фондов), привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской); кредиты банка на временное пополнение оборотных средств.

Можно сделать вывод, что финансовая устойчивость — комплексное понятие.

Финансовая устойчивость предприятия — это такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

На финансовую устойчивость предприятия влияет огромное многообразие факторов:

по месту возникновения — внешние и внутренние;

по важности результата — основные и второстепенные;

по структуре — простые и сложные;

по времени действия — постоянные и временные.

Внутренние факторы зависят от организации работы самого предприятия, а внешние не подвластны воле предприятия.

Значительным внутренним фактором финансовой устойчивости являются состав и структура финансовых ресурсов, правильный выбор стратегии и тактики управления ими. Чем больше у предприятия собственных финансовых ресурсов, прежде всего прибыль, тем спокойнее оно может себя чувствовать. При этом важна нс только общая масса прибыли, но и структура ее распределения, особенно та доля, которая направляется на развитие производства.

Большое влияние на финансовую устойчивость предприятия оказывают средства, дополнительно мобилизуемые на рынке ссудных капиталов. Чем больше денежных средств может привлечь предприятие, тем выше его финансовые возможности, однако возрастет и финансовый риск — способно ли будет предприятие своевременно расплачиваться со своими кредиторами.

И здесь большую роль призваны играть резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Итак, внутренними факторами, влияющими на финансовую устойчивость являются:

отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования;

структура выпускаемой продукции (услуг), ее доля в общем платежеспособном спросе;

размер оплаченного уставного капитала;

величина издержек, их динамика по сравнению с денежными доходами;

состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру. Кроме того, влияние всех этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним факторам относят влияние экономических условий хозяйствования, господствующую в обществе технику и технологию, платежеспособный спрос и уровень доходов потребителей, налоговую кредитную политику Правительства РФ, законодательные акты по контролю за деятельностью предприятия, внешнеэкономические связи, систему ценностей в обществе и др.

Исходя из финансового анализа МСП-50 г.Железногорска, представленного в главе 2, можно сделать вывод о том, что рассматриваемое предприятие не обладает ни внутренними, ни внешними ресурсами, которые могли бы обеспечить полноценное его функционирование.

 Рекомендуется осуществить  следующие процедуры.

Открыть процесс конкурсного производства сроком не более чем на год.

Предоставить осуществление полномочий руководителя МСП-№50 г.Железногорска, а также распоряжение имуществом, конкурсному управляющему (согласно ст.127, 129 Закона РФ от 26.10.2002 №127 предусмотренные п.1, 2, 3) [1, c.102].

Обязать конкурсного управляющего:

    • принять в ведение  имущество МСП-№50 г.Железногорска;
    • привлечь независимого оценщика для оценки имущества;
    • принимать меры по сохранности имущества;
    • заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных должнику;
    • вести реестр требований кредиторов;
    • принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества МСП-№50, находящегося у третьих лиц.

Конкурсному управляющему необходимо:

    • уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с момента введения конкурсного производства;
    • передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению;
    • предъявить иски  о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренных ст. 103 Закона РФ от 26.10.2002 № 127, об истребовании имущества должника у третьих лиц;
    • предъявить требования к третьим лицам, которые несут субсидиарную ответственность по обязательствам МСП-№50 г.Железногорска.

После соответствующих процедур начать выплату задолженности согласно реестру требований кредиторов, в порядке очереди согласно ст.134, 135 Закона РФ от 26.10.2002 №127.

В рамках конкурсного производства конкурсному управляющему предлагается производить ежемесячный финансовый анализ, с целью прослеживания динамики выплат кредиторской задолженности, а также более открытого для собрания кредиторов процесса конкурсного производства.

На основании рассмотренных анализов деятельности МСП-50 предложить совету кредиторов данного хозяйствующего субъекта   заключение мирового соглашения, согласно ст.151, 154 Закона РФ от 26.10.2002 № 127.   

Информация о работе Методы антикризисного управления предприятием