Методы принятия решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Современные менеджеры высшего звена в своем большинстве убеждены в том, что принимать решения они, безусловно, умеют. Иначе их компании не достигли бы успеха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ 4
1.1 Миф 1. "Руководители и управленческий аппарат и так выбирают наилучшие варианты из всех возможных в каждой ситуации". 4
1.2 Миф 2. "Принятие важных экономических или политических решений осуществляется совершенно по иному, чем решения другого уровня". 5
1.3 Миф 3. "В принятии решений самое главное - удача. Научный анализ вряд ли добавит что-то существенное". 6
1.4 Миф 4. "Систематический сбор и анализ ситуации требует больших усилий, средств, но мало что дает". 6
1.5 Миф 5. "Компьютеры нужны лишь для сбора информации. Они не могут помочь руководителю при принятии решений". 8
1.6 Миф 6. "Для современного руководителя самое главное - создать аналитические группы. Они подготовят и подадут ему наилучшие варианты решений". 8
1.7 Миф 7. "Варианты решения проблемы чаще всего очевидны. Надо лишь выбрать один из них". 9
1.8 Миф 8. "Принятию решений невозможно научиться. Общеобразовательные курсы лекций ничего не дают". 9
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 10
В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 10
2.1 Информация и инструменты стратегического планирования. 10
2.2 Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы. 11
2.3 Методы списка и суммарной оценки. 11
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 12
3.1. Основные положения метода 14
3.2. Анализ чувствительности 15
3.3. Дерево решений задачи 15
3.4 Предельная стоимость полной информации 16
3.5. Многоуровневые задачи принятия решений 16
ГЛАВА 4. ВИДЫ ЗАДАЧ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 18
4.1 Рациональные действия при подготовке и принятии решений 18
4.2 Альтернативность 18
4.3 Многокритериальность 19
4.4 Учет мнений аналитиков и экспертов 19
4.5 Методы оценки сравнительной важности критериев 19
4.6 Основные этапы процесса подготовки решения 20
4.7 Принятие решения без экспертизы 20
4.8 Принятие решения на основе экспертизы 21
4.9 Принятие решения построением обобщенного мнения 21
4.10 Достоинства и недостатки различных подходов 22
4.11 Защита от манипулирования 23
Выводы и рекомендации 23
ГЛАВА 5. ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ 23
Примеры процедур экспертных оценок 23
5.1. Метод Дельфи. 25
5.2 Метод сценариев. 26
5.3 Мозговой штурм. 27
ГЛАВА 6. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ. 28
6.1 Методы оптимизации. 28
6.2 Критика математической экономики. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

  Метод сценариев необходим не только в социально-экономической или экологической области. Например, при разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.

      Таким образом, метод сценариев - это метод  декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

      Возможность подобной декомпозиции не очевидна. При применении метода сценариев необходимо осуществить два этапа исследования:

      - построение исчерпывающего, но обозримого  набора сценариев;

      - прогнозирование в рамках каждого  конкретного сценария с целью  получения ответов на интересующие исследователя вопросы.

      Каждый  из этих этапов лишь частично формализуем. Существенная часть рассуждений  проводится на качественном уровне, как  это принято в общественно-экономических  и гуманитарных науках. Одна из причин заключается в том, что стремление к излишней формализации и математизации приводит к искусственному внесению определенности там, где ее нет по существу, либо к использованию громоздкого математического аппарата. Так, рассуждения на словесном уровне считаются доказательными в большинстве ситуаций, в то время как попытка уточнить смысл используемых слов с помощью, например, теории нечетких множеств, приводит к весьма громоздким математическим моделям.

   Набор сценариев должен быть обозрим. Приходится исключать различные маловероятные события - прилет инопланетян, падение астероида, массовые эпидемии ранее неизвестных болезней, и т.д. Само по себе создание набора сценариев - предмет экспертного исследования. Кроме того, эксперты могут оценить вероятности реализации того или иного сценария. 

      Прогнозирование в рамках каждого конкретного  сценария с целью получения ответов  на интересующие исследователя вопросы  также осуществляется в соответствии с описанной выше методологией прогнозирования. При стабильных условиях могут быть применены статистические методы прогнозирования временных рядов. Однако этому предшествует анализ с помощью экспертов, причем зачастую прогнозирование на словесном уровне является достаточным (для получения интересующих исследователя и ЛПР выводов) и не требующим количественного уточнения.  

      Как известно, при принятии решений на основе анализа ситуации (как говорят, при ситуационном анализе), в том числе анализа результатов прогнозных исследований, можно исходить из различных критериев. Так, можно ориентироваться на то, что ситуация сложится наихудшим, или наилучшим, или средним (в каком-либо смысле) образом. Можно попытаться наметить мероприятия, обеспечивающие минимально допустимые полезные результаты при любом варианте развития ситуации, и т.д.

5.3 Мозговой штурм.

Еще один вариант экспертного оценивания - мозговой штурм. Организуется он как собрание экспертов, на выступления которых наложено одно, но очень существенное ограничение - нельзя критиковать предложения других. Можно их развивать, можно высказывать свои идеи, но нельзя критиковать! В ходе заседания эксперты, "заражаясь" друг от друга, высказывают все более экстравагантные соображения. Часа через два записанное на магнитофон или видеокамеру заседание заканчивается, и начинается второй этап мозгового штурма - анализ высказанных идей. Обычно из 100 идей 30 заслуживают дальнейшей проработки, из них 5-6 дают возможность сформулировать прикладные проекты, а 2-3 оказываются в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической безопасности, оздоровление окружающей природной среды и т.п.

      При этом интерпретация идей - творческий процесс. Например, при обсуждении возможностей защиты кораблей от торпедной атаки  была высказана идея: "Выстроить  матросов вдоль борта и дуть на торпеду, чтобы изменить ее курс". После проработки эта идея привела к созданию специальных устройств, создающих волны, сбивающие торпеду с курса.

глава 6. Математические методы в экономике.

При построении, изучении и применении экономико-математических моделей принятия решений используются различные математические методы, именуемые в данном контексте экономико-математическими (хотя они, как правило, могут с успехом использоваться вне экономики, как, в частности, эконометрические методы анализа эмпирических экономических данных). По математическим методам в экономике имеются многочисленные монографии и сборники статей. Экономико-математические методы можно разделить на несколько групп:

 

 - методы оптимизации,

- - методы, учитывающие неопределенность, прежде всего вероятностно-статистические,

 

 - методы построения  и анализа имитационных моделей,

 

 - методы анализа  конфликтных ситуаций (теории игр).

Во всех этих группах можно выделить статическую  и динамическую постановки. При наличии  фактора времени используют дифференциальные уравнения и разностные методы.

 

 Рассмотрим перечисленные  группы методов по отдельности.

6.1 Методы оптимизации.

Со времен классических работ  нобелевского лауреата по экономике академика АН СССР Л.В.Канторовича  один из основных классов экономико-математических методов - это методы оптимизации. Оптимальному управлению на основе экономико-математических моделей посвящена обширная литература , в ней используются такие термины, как оптимальное программирование и оптимальное планирование. В случае одного критерия принципиальных сложностей нет - применяют диалоговые компьютерные системы. Сложные проблемы - это выбор целевых функций , оценка устойчивости принципов оптимальности , многокритериальность . Для построения моделей с целью принятия решений используют теорию полезности .

 

 Вероятностно-статистические модели.  Исходная научная база таких моделей - теория вероятностей и математическая статистика. Выделяют как самостоятельное направление прикладную статистику. Она включает в себя прикладную математическую статистику, ее программное обеспечение и методы сбора статистических данных и интерпретации результатов расчетов. Только первая из этих трех областей одновременно входит и в математическую статистику. Последняя включает в себя также чисто математическую область, в которой статистические структуры рассматриваются как математические объекты. Они изучаются внутриматематическими методами. Эту область научных исследований в ряде публикаций называют "аналитической статистикой". Таким образом, математическая статистика состоит из прикладной математической статистики, ориентированной на практическое применение, и ветви чистой математики под названием "аналитическая статистика", полезность которой для применений не подтверждена. Можно всю жизнь доказывать теоремы в аналитической статистике, ни разу не обработав реальные данные и даже не думая об этом. В настоящее время аналитическая статистика постепенно вытесняет прикладную математическую статистику из научных журналов и учебных курсов. Так, в основном в России журнале по теории вероятностей и математической статистике "Теория вероятностей и ее применения" уже почти не встретишь статей, имеющих отношение к работе с реальными данными (см. ниже критику т.н. "математической экономики").

 

 Статистические  методы активно применяются в различных областях экономики, причем в России - уже более 150 лет. Как известно, эконометрика (или эконометрия) - это статистические методы анализа эмпирических экономических данных . Однако в нашей стране этот термин употреблялся почти исключительно в переводной литературе .

 

 Имеются многочисленные публикации по различным конкретным разделам прикладной статистики и эконометрии:

 

 - по регрессионному  анализу (методам восстановления  зависимости и построения моделей,  прежде всего линейных);

 

 - по планированию эксперимента;

 

 - по методам  классификации (дискриминантного  анализа, кластер-анализа, автоматической  классификации, распознавания образов,  систематики и типологии, теории  группировок);

 

 - по многомерному  статистическому анализу экономической  информации;

 

 - по методам  анализа и прогнозирования временных  рядов;

 

 - по теории  робастности (robustness), т.е. устойчивости  статистических процедур к допустимым  отклонениям исходных данных  и предпосылок модели ,

 

 - по использованию  различных индексов, в частности, индекса инфляции .

 

 Основной журнал в России, в котором публикуются  исследования по прикладной статистике и особенно по планированию эксперимента - это "Заводская лаборатория" (секция "Математические методы исследования").

 

 Статистика  объектов нечисловой природы. С 1970-х годов все большее значение приобретает область статистических методов, посвященная анализу статистических данных нечисловой природы, т.е. результатов измерений по качественным и разнотипным признакам; бинарных отношений (ранжировок, разбиений (классификаций), толерантностей и др.); результатов парных сравнений; векторов из 0 и 1 (люсианов); множеств, нечетких множеств; текстов; как обобщение - элементов пространств произвольной природы, в которых нет линейной структуры, но есть метрика или показатель различия . Сводка основных подходов и результатов статистики объектов нечисловой природы, или статистики нечисловых данных, дана в монографиях , сборнике статей .

 

 Большое значение для развития статистики объектов нечисловой природы в России имела монография Дж. Кемени и Дж.Снелла  и работы по теории измерений . В применении к теории средних удалось установить вид средних величин, адекватных тем или иным шкалам измерения , что имеет отношение также к социально-политическим исследованиям, в частности, к теории рейтингов. Теория измерений применялась в социологии (Ю.Н.Толстова) и других областях.

 

 Одно из основных применений статистики объектов нечисловой природы - теория и практика экспертных оценок, связанные с теорией статистических решений  и проблемами голосования.

 

 Большое значение придается различным способам описания неопределенности. Традиционное вероятностно-статистическое описание с интуитивной точки  зрения применимо лишь к массовым событиям. Для единичных событий  целесообразно применять теорию субъективных вероятностей и теорию нечетких множеств (fuzzy sets). которая развивалась ее основателем Л.Заде для описания суждений человека, для которого переход от "принадлежности" к множеству к "непринадлежности" не скачкообразен, а непрерывен. Первой монографией российского автора по теории нечеткости была книга А.И.Орлова . По теории нечеткости сейчас уже имеется большое число публикаций. Давно обсуждаются связи между теорией нечеткости и теорией вероятностей. В  доказано, что теория нечетких множеств в определенном смысле сводится к теории случайных множеств, однако эта связь носит, возможно, чисто теоретический характер.

 

 В 1980-е годы стала  развиваться интервальная статистика  - часть статистики нечетких данных, в которой функция принадлежности, описывающая размытость, принимает значение 1 на некотором интервале, а вне его - значение 0. Другими словами, исходные данные, в том числе элементы выборки - не числа, а интервалы. Интервальная статистика тем самым связана с интервальной математикой, в частности, с интервальной оптимизацией.

 

 Теория  конфликтных ситуаций (теория игр). Теория игр (более подходящее название - теория конфликта, или теория конфликтных ситуаций) зародилась как теория рационального поведения  двух игроков с противоположными интересами. Она наиболее проста, когда каждый из них стремится минимизировать свой средний проигрыш, т.е. максимизировать свой средний выигрыш. Отсюда ясно, что теория игр склонна излишне упрощать реальное поведение в ситуации конфликта. Участники конфликта могут оценивать свой риск по иным критериям. В случае нескольких игроков возможны коалиции. Большое значение имеет устойчивость точек равновесия и коалиций.

 

 В экономике  еще 150 лет назад теория дуополии (конкуренции двух фирм) О.Курно была развита на основе соображений, которые мы сейчас относим к теории игр. Новый толчок дан классической монографией Дж. фон Неймана и О.Моргенштейна , вышедшей вскоре после второй мировой войны. В учебниках по экономике обычно разбирается "дилемма заключенного" и точка равновесия по Нэшу (ему присуждена Нобелевская премия по экономике за 1994 г.).

Информация о работе Методы принятия решений