Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 03:45, курсовая работа
Цель курсового исследования - разработать возможные пути улучшения системы межбюджетного регулирования в Кемеровской области. Задачи работы:
определить суть межбюджетного регулирования, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетного регулирования;
проанализировать систему межбюджетного регулирования в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетное регулирования в Кемеровской области, выявить достоинства, недостатки;
произвести SWOT-анализ.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ...........................6
Понятия и признаки межбюджетного регулирования........................6
Основные инструменты межбюджетного регулирования.........................................................................................8
Зарубежный опыт межбюджетного регулирования .........................14
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.........................................................................16
Описание объекта и предмета исследования….................................16
Анализ нормативно-законодательной базы, регламентирующей межбюджетное регулирование в Кемеровской области...................18
Анализ действующей системы межбюджетного регулирования.....23
SWOT-анализ межбюджетного регулирования в Кемеровской области…...............................................................................................28
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ........................................................................................................31
Основные принципы совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской оласти в современных условиях.....31
Способы совершенствования межбюджетного регулировани........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................37
Новокузнецкий институт (филиал)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Студент группы ГММЗС-11
Тодышева Е. А.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по региональному управлению и территориальному планированию
МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Руководитель: ст. преп.
Москвитина М. А. .__________
«____» ______________2013 г.
Курсовая работа
Допущена к защите
___________________ _________________________
(подпись руководителя)
«____» __________2013 г.
Новокузнецк 2013
РЕФЕРАТ
Пояснительная записка стр.39, рис.3, 30 источников.
МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Объектом исследования являются межбюджетное регулирование на региональном уровне. Предметом - реализация межбюджетного регулирования на региональном уровне в современных условиях.
Цель курсового исследования - разработать возможные пути улучшения системы межбюджетного регулирование в Кемеровской области.
Задачи работы:
определить суть межбюджетного регулирования, его цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетного регулирования;
проанализировать систему межбюджетного регулирования в различных странах;
рассмотреть межбюджетное регулирование в Кемеровской области, выявить достоинства, недостатки;
произвести SWOT-анализ.
Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по данной теме, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ......................
СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.................
Понятия и признаки межбюджетного регулирования.................
Основные инструменты межбюджетного
регулирования.................
Зарубежный опыт межбюджетного регулирования .........................14
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.......................
Описание объекта и предмета исследования….................
Анализ нормативно-законодательной базы, регламентирующей межбюджетное регулирование в Кемеровской области...................18
Анализ действующей системы межбюджетного регулирования.....23
SWOT-анализ межбюджетного регулирования
в Кемеровской области…......................
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.......................
Основные принципы совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской оласти в современных условиях.....31
Способы совершенствования межбюджетного
регулировани..................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация по своей форме государственного устройства является федеративным государством, в рамках которого действует три уровня органов управления - государственное, региональное и местное. Поэтому для такого государственного устройства характерна особая система финансовых взаимоотношений этих органов.
Формирование межбюджетных отношений, в том числе и построение межбюджетного регулирования, должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для саморазвития территорий. Задача региональных органов власти создать условия, при которых органы местного самоуправления будут заинтересованы в результатах администрирования собственных доходов и расходов, даже если это и потребует от них принятия непопулярных решений. Стимулирование муниципалитетов к увеличению собственных доходов, к повышению эффективности использования бюджетных средств, может быть обеспечено благодаря удачному сочетанию элементов различных методик межбюджетного регулирования, что является необходимой предпосылкой успешной реализации реформ местного самоуправления.
Межбюджетное регулирование на региональном уровне служит цели обеспечения бюджетов всех уровней средствами для исполнения возложенных на них полномочий.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования региональной экономики.
Цель курсового исследования - разработать возможные пути улучшения системы межбюджетного регулирования в Кемеровской области.
Задачи работы:
определить суть межбюджетного регулирования, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетного регулирования;
проанализировать систему межбюджетного регулирования в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетное регулирования в Кемеровской области, выявить достоинства, недостатки;
произвести SWOT-анализ.
Объектом исследования данной работы является межбюджетное регулирование в Кузбассе. Предметом - реализация межбюджетного регулирования в Кемеровской области в современных условиях.
Информационную базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных экономистов по данной теме, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет.
Методологическую основу исследования составляют эмпирический и исторический методы, инструментарий экономической статистики, сравнительный анализ, SWOT - анализ.
СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Понятия и признаки межбюджетного регулирования
В настоящее время формы и механизмы межбюджетного регулирования играют значимую роль в обеспечении бюджетного процесса. В связи с этим с необходимо четко разграничить такие понятия, как «бюджетное регулирование», «межбюджетные отношения» и «межбюджетное регулирование», а также выявить их взаимосвязь между собой.
Бюджетный кодекс определяет только межбюджетные отношения как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса1. Таким категориям, как бюджетное и межбюджетное регулирование определение не дается.
Т.П. Николаева считает, что «бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса», и определяет его как «перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня», делая акцент на распределительной функции бюджетных отношений2.
Г.Б. Поляк понимает под бюджетным регулированием «перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетом минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий»3. Мы считаем, что такая трактовка данного понятия является узкой, так как бюджетное регулирование не ограничивается перераспределением финансовых ресурсов, в первую очередь оно опирается на правовые инструменты, частью которых и являются методики распределения финансовых ресурсов.
По мнению И.Д. Мацкуляка, «государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении собственных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций»4. Такой подход не учитывает правовые основы бюджетного регулирования, так законодательный механизм формирования собственных доходов территорий уже является частью бюджетного регулирования.
И.В. Подпорина под бюджетным регулированием понимает «организованную систему управления бюджетным устройством государства»5.
Мы считаем, что бюджетное регулирование − это процесс государственного влияния на бюджетные отношения, основанный на принципах построения и функционирования бюджетной системы РФ, имеющий целью обеспечение выполнения государством своих функции, а также обеспечение граждан страны необходимым объемом государственных услуг.
Механизм бюджетного регулирования включает в себя цель, задачи, функции, методы и инструменты реализации и контроля за реализацией.
Наличие стимулирующей функции бюджетного регулирования является отличительным признаком бюджетных отношений от финансовых, она призвана обеспечить заинтересованность органов власти различных уровней в социально-экономическом развитии территорий, с помощью проведения работы по мобилизации дополнительных поступлений в бюджет, эффективном расходовании средств и т.д.
Стимулирующая функция означает, что с помощью бюджетного регулирования государство должно создавать мотивацию органов власти различных уровней к социально-экономическому развитию территорий, субъектов хозяйствования к применению современных технологий и высокопроизводительных основных средств, инвесторов к вложению временно свободных денежных средств в экономически эффективные и социально-значимые проекты и т.д.
Мы считаем, бюджетное регулирование целостным процессом, в рамках которого можно выделить отдельные его аспекты: межбюджетное регулирование, документальное регулирование, регулирование правовых основ функционирования бюджетов и т.д.
М.В. Романовский определяет межбюджетное регулирование как «процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня»6.
Мы согласны с А.Г. Игудиным7, который выделяет выравнивающую и стимулирующую функцию межбюджетного регулирования. Реализация выравнивающей функции позволяет снизить дифференциации в социально-экономическом развитии различных территорий, добиться распределения финансовых ресурсов между бюджетами на основе формализованных критериев как по вертикали, так и по горизонтали бюджетной системы РФ.
Итак, межбюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разного уровня в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня.
Основные инструменты межбюджетного регулирования
Межбюджетное регулирование на региональном уровне служит цели обеспечения бюджетов всех уровней средствами для исполнения возложенных на них полномочий.
Основными инструментами межбюджетного регулирования являются:
установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального района);
дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности через фонды финансовой поддержки;
целевая финансовая помощь, предоставляемая для стимулирования определенных приоритетных направлений бюджетной политики;
перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты («отрицательные трансферты» из бюджетов наиболее обеспеченных бюджетными доходами муниципальных образований);
средства, предоставляемые местным бюджетам на исполнение «делегированных» полномочий через фонд компенсаций.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и дополнительные налоговые доходы, закрепляемые за двумя типами местных бюджетов, решают задачу обеспечения муниципалитетов собственными доходами.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты не могут устанавливаться законом, имеющим ограниченный срок действия (в частности законом о бюджете).
Исходя из этого, целесообразно принять решение о закреплении налоговых доходов за бюджетами муниципальных образований таким образом, чтобы, по крайней мере, в среднесрочной перспективе отсутствовала необходимость вносить изменения в нормативы распределения данных налогов.
Предпочтительно передать муниципальным образованиям максимальный объем средств, необходимый для исполнения полномочий органов местного самоуправления, в виде налоговых доходов, а не финансовой помощи.
Преимущества закрепления нормативов отчислений на длительный срок заключаются в следующем:
возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и, как следствие, осуществлять долгосрочные программы развития, полноценно использовать перспективное финансовое планирование, повышать свой кредитный рейтинг и составлять долгосрочные графики обслуживания муниципального долга;
Информация о работе Межбюджетное регулирование на примере Кемеровской области