Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 03:45, курсовая работа
Цель курсового исследования - разработать возможные пути улучшения системы межбюджетного регулирования в Кемеровской области. Задачи работы:
определить суть межбюджетного регулирования, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетного регулирования;
проанализировать систему межбюджетного регулирования в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетное регулирования в Кемеровской области, выявить достоинства, недостатки;
произвести SWOT-анализ.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ...........................6
Понятия и признаки межбюджетного регулирования........................6
Основные инструменты межбюджетного регулирования.........................................................................................8
Зарубежный опыт межбюджетного регулирования .........................14
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.........................................................................16
Описание объекта и предмета исследования….................................16
Анализ нормативно-законодательной базы, регламентирующей межбюджетное регулирование в Кемеровской области...................18
Анализ действующей системы межбюджетного регулирования.....23
SWOT-анализ межбюджетного регулирования в Кемеровской области…...............................................................................................28
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ........................................................................................................31
Основные принципы совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской оласти в современных условиях.....31
Способы совершенствования межбюджетного регулировани........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................37
Субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в областном бюджете в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Кемеровской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в установленном порядке.
Совокупность субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) образует областной фонд компенсаций.
Распределение субвенций между муниципальными районами (городскими округами) утверждается законом об областном бюджете по каждому виду субвенции. При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными районами (городскими округами) субвенции в объеме, не превышающем 5 процентов общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между муниципальными районами (городскими округами) в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области, на те же цели в процессе исполнения областного бюджета.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) могут предоставляться из областного бюджета в соответствии с порядком, установленным соответствующим постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области.
Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов (городских округов) могут предусматриваться в областном бюджете:
бюджету города Кемерово для компенсации затрат города, связанных
с осуществлением им функций административного центра Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О статусе административного центра Кемеровской области";
бюджетам муниципальных районов (городских округов) за счет
предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), иных федеральных законах, нормативных правовых актах Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов бюджету Кемеровской области;
бюджетам муниципальных районов (городских округов) на другие
цели, предусмотренные нормативными правовыми актами Кемеровской области.
Система финансовой помощи бюджетам районов Кемеровской области и местным бюджетам призвана способствовать:
выравниванию бюджетной обеспеченности районов(муниципалитетов);
доступу граждан вне зависимости от места их проживания к основным
бюджетным услугам и социальным гарантиям;
созданию стимулов для проведения на региональном уровне
рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики;
повышению эффективности бюджетных расходов.
Из закона Кемеровской области "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Статья 1. Основные характеристики областного бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
1. Утвердить основные характеристики областного бюджета на 2013 год:
общий объем доходов областного бюджета в сумме 81021193,7 тыс. рублей;
общий объем расходов областного бюджета в сумме 91948642,8 тыс.
рублей;
дефицит областного бюджета в сумме 10927449,1 тыс. рублей, или
14,8 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
2. Утвердить основные характеристики областного бюджета на плановый период 2014 и 2015 годов:
общий объем доходов областного бюджета на 2014 год в сумме
85285992,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 91061089,8 тыс. рублей;
общий объем расходов областного бюджета на 2014 год в сумме
93516030,3 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 94815328,4 тыс. рублей;
дефицит областного бюджета на 2014 год в сумме 8230038,2 тыс.
рублей, или 10,3 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, и на 2015 год в сумме 3754238,6 тыс. рублей, или 4,3 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Итак, областной закон Кемеровской области от 24 ноября 2005 года (ред. от 27.12.2007) N134-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Кемеровской области» регулирует отношения по установлению нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Кемеровской области, в местные бюджеты.
SWOT-анализ межбюджетного регулирования в Кемеровской области
Для того, чтобы проанализировать ситуацию в проблеме межбюджетного регулирования, выделим мероприятия по совершенствованию межбюджетного регулирования в Кемеровской области, приведенные в SWOT-анализе в таблице 1.
Таблица 1. SWOT- анализ.
Внешняя среда | ||||||
Возможности |
Угрозы | |||||
Стимулирование субъектов РФ, на высокие результаты работы. |
Усовершенствование налоговой и трансфертной системы |
Несовершенное законодательство |
Создание четкой нормативно-правовой основы | |||
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Готовность властей к поиску вариантов улучшения бюджетном системы |
Укрепление федерализма |
Увеличение объема субвенций из региональногобюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан |
Сверх инвестиции в потенциально неэффективные территории |
Оппортунизм чиновников |
Дифференциация полномочий (все государственные полномочия закрепляются за определенным органом власти, что позволяет определить четкую систему полномочий в РФ и является гарантом порядка) |
Переход дотационных муниципалитетов в категорию самообеспечива-ющихся |
Создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальным финансами |
Увеличение ставки налога с крупных промышленных предприятий |
Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов | ||
Слабые стороны |
Неразвитость большей части территории регионов |
Помощь от региона по улучшению инвестиционной привлекательности районов |
Обеспечение определенных финансовых преимуществ для районов-доноров |
Неготовность дотационных муниципалитетов к отказу от иждивенчества в пользу самообеспечения |
Использование целевых денег не по назначению | |
Неразвитая финансовая система |
Введение эффективной дифференцированном системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности |
Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты |
Привлечение населения к обсуждению, анализу и совершенствованию бюджетного процесса |
Никий уровень инфраструктуры |
Таким образом, одной из наиболее важной функцией бюджета становится социальная ответственность и выполнение условий социальной справедливости. Все государственные полномочия закрепляются за определенным органом власти, что позволяет определить четкую систему полномочий в регионе страны и является гарантом порядка.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Основные принципы совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской области в современных условиях.
Программа совершенствования межбюджетного регулирования предполагает разработку основных правил и положений. При определении принципов необходимо отталкиваться от современных социально-экономических условий.
К основным принципам разработки программы по совершенствованию межбюджетного регулирования отнесем:
Принцы системности - постоянное непрерывное выполнение всех работ по управлению, их ритмичность в долговременность действия.
Принцип экономичности - снижение затрат на управление в общих расходах.
Принцип согласованности - сопряжение целей и задач организации при взаимодействии всех иерархических вертикальных и относительно автономных горизонтальных звеньев.
Принцип оперативности - своевременное принятие управленческих решений.
Принцы социальной ориентированности - ориентация на нужны населения страны.
Принцип комплексности - охват всех рычагов управления.
Принцип автономности - обеспечение относительной самостоятельности.
Принцип целенаправленности - мероприятия направлены на достижение определенных целей.
Таким образом, использование приведенных принципов позволит разработать комплекс взаимосвязанных методов и механизмов совершенствования межбюджетного регулирования в Кузбассе.
3.2. Способы совершенствования межбюджетного регулирования
Анализируя межбюджетное регулирование в Кемеровской области, выявим основные проблемы межбюджетного регулирования в области, которые представим в форме «дерева проблем». Дерево проблем представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 - Дерево проблем системы бюджетного выравнивания
Исходя из представленных проблем, необходимо составить план мероприятий совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской области, который представлен ниже в таблице 2.
Таблица 2 - План мероприятий по совершенствованию межбюджетного регулирования в Кемеровской области.
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Ресурсы |
Переход дотационных районов в категорию самообеспечения | |||
Создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальным финансами |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Финансовые Административные Информационные |
Стимулирование субъектов области, на высокие результаты работы. |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Финансовые Административные Информационные |
Продолжение таблицы 7
Введение эффективной дифференцированном системы выделения трансфертов нуждающимся районам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Финансовые Административные Информационные |
Помощь от региона по улучшению инвестиционной привлекательности районов |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Финансовые Административные Информационные |
Создание четкой нормативно-правовой основы |
2014 г. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Административные Информационные |
Совершенствование налогово-бюджетной системы | |||
Создание стимулов для улучшения качества управления региональными и муниципальным финансами |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Финансовые Административные Информационные |
Увеличение объема субвенций из регионального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан |
2013-2015 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора |
Финансовые Административные Информационные |
Создание стимулов для улучшения качества управления |
2014 г. |
Министерство регионального развития РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора |
Административные Информационные |
Увеличение ставки налога с крупных промышленных предприятий |
2013-2014 гг. |
Министерство регионального развития РФ |
Административные Информационные |
Обеспечение определенных финансовых преимуществ для районов-доноров |
2013-2014 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Административные Информационные |
Привлечение населения к обсуждению, анализу и совершенствованию бюджетного процесса |
2013-2017 гг. |
Министерство регионального развития РФ, Министерство экономического развития РФ |
Административные Информационные |
Делая выводы по представленным путям совершенствования межбюджетного регулирования в Кузбассе видно, что улучшится обстановка в регионах и муниципальных образованиях, районы смогут обеспечивать себя самостоятельно. Большая часть субъектов области найдут дополнительный доход в бюджет. Население активно принимает участие в обсуждении, анализе и совершенствовании бюджетного процесса на всех уровнях власти.
Усовершенствуется нормативно-правовая база. Дотации от региона увеличатся.
Развиваются территории за счет налоговых поступлений от промышленных предприятий.
Большой поток инвестиций как из РФ, так и из зарубежных стран в субъекты и муниципальные образования за счет прозрачности федеральных, региональных и муниципальных финансов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью проведенной курсовой работы был анализ сущности межбюджетного регулирования, его структуры и функционирования. В результате изучения существующей литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В теоретической части курсового проекта показано, что взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетное регулирование в регионах России основаны на следующих принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы регионов РФ;
разграничения (закрепления) на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы регионов РФ;
равенства бюджетных прав районов региона, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности районов в регионе, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов районов во взаимоотношениях с региональным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.
Аналитическая часть показала, основной формой предоставления финансовой помощи из регионального бюджета остаются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, направленные на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов. Одной из наиболее важной функцией бюджета становится социальная ответственность и выполнение условий социальной справедливости. Все государственные полномочия закрепляются за определенным органом власти, что позволяет определить четкую систему полномочий в Российской Федерации и является гарантом порядка.
Мероприятии по совершенствованию межбюджетного регулирования в Кемеровской области:
Информация о работе Межбюджетное регулирование на примере Кемеровской области