Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 03:45, курсовая работа
Цель курсового исследования - разработать возможные пути улучшения системы межбюджетного регулирования в Кемеровской области. Задачи работы:
определить суть межбюджетного регулирования, их цели, функции, содержание;
исследовать различные механизмы реализации межбюджетного регулирования;
проанализировать систему межбюджетного регулирования в зарубежных странах;
рассмотреть межбюджетное регулирования в Кемеровской области, выявить достоинства, недостатки;
произвести SWOT-анализ.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................4
СУЩНОСТЬ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ...........................6
Понятия и признаки межбюджетного регулирования........................6
Основные инструменты межбюджетного регулирования.........................................................................................8
Зарубежный опыт межбюджетного регулирования .........................14
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.........................................................................16
Описание объекта и предмета исследования….................................16
Анализ нормативно-законодательной базы, регламентирующей межбюджетное регулирование в Кемеровской области...................18
Анализ действующей системы межбюджетного регулирования.....23
SWOT-анализ межбюджетного регулирования в Кемеровской области…...............................................................................................28
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ........................................................................................................31
Основные принципы совершенствования межбюджетного регулирования в Кемеровской оласти в современных условиях.....31
Способы совершенствования межбюджетного регулировани........................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................37
- 22 городских поселения;
- 167 сельских поселений.
Административным центром области является город Кемерово.
В Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области от 09.03.2005 № 47-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области» в систему органов исполнительной власти Кемеровской области входят:
Губернатор Кемеровской области - высшее должностное лицо;
Коллегия администрации Кемеровской области - высший исполнительный орган государственной власти области;
Администрация Кемеровской области;
Органы исполнительной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции.
В состав органов исполнительной власти отраслевой компетенции Кемеровской области входит орган исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющий полномочия в сфере охраны труда - это департамент труда и занятости населения Кемеровской области.
Основными видами экономической деятельности в промышленности Кемеровской области в 2009-2012 гг. явились:
- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых;
- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
- производство кокса и нефтепродуктов;
- химическое производство;
- производство машин и оборудования;
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
- производство транспортных средств и оборудования;
- производство пищевых продуктов, включая напитки и табак;
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов.
По предварительной оценке, объем произведенного в области валового регионального продукта в 2012 году увеличился на 5,5 % и составил 763,5 млрд. руб.
За 2012 год оборот организаций в Кемеровской области (по полному кругу) в действующих ценах составил 1821 млрд. руб. и вырос по сравнению с 2011 г. на 23,3%. Индекс промышленного производства в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 103,9 % . По видам экономической деятельности индексы производства составили: добыча полезных ископаемых - 103,4 %, обрабатывающие производства - 107,3 %, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 93,3 %.
В Кемеровской области за 2012 год всего добыто 192,1 млн. т угля, что на 3,4% больше, чем в 2011 г, в том числе 48,8 млн. т коксующихся марок. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 102 млрд. руб., что на 30 % больше уровня 2010 г. В хозяйствах всех категорий валовой сбор зерна (в первоначально-оприходованном весе) составил 1303,4 тыс. т, что на 5 % меньше предыдущего года.
По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, на 1 января 2013 года по предварительной оценке численность постоянного населения составила 2750,4 тыс. человек и уменьшилась за год на 10,9 тыс. человек.
По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за 2012 г. численность экономически активного населения составила 1462,5 тыс. человек, в их числе 1343,1 тыс. человек (91,8%) заняты в экономике и 119,4 тыс. человек (8,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в государственных учреждениях службы занятости в качестве безработных на 1.01.2012 г. 29,6 тыс. человек, или 2 % экономически активного населения.
Численность работающих в организациях (включая субъекты малого предпринимательства) в 2012 г. составила 936,4 тыс. человек, что на 8,2 тыс. человек (на 0,9 %) больше чем в 2011 г.
Бюджет Кемеровской области на 2013 год утверждён в размере:
доходы -- 81 021 193,7 тыс. рублей;
расходы -- 91 948 642,8 тыс. рублей;
дефицит бюджета -- 14,8 % от объёма доходов областного бюджета без учёта безвозмездных поступлении.
Основой нормативно-законодательной базы, регулирующей межбюджетное регулирование, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), Бюджетный кодекс РФ и Областной закон Кемеровской области от 24 ноября 2005 года N134-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Кемеровской области».
Согласно ст. 12 НК РФ федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В перечень этих налогов входят: НДС, акцизы, налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. (ст.13 НК РФ)
Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета регулируются ст. 50 и 51 БК РФ. Примечательно, что не все налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет, таким образом, имеются определенные нормативы отчислений. Полностью зачисляются в федеральный бюджет: водный налог, единый социальный налог (внебюджетные фонды), сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, НДС. Оставшиеся федеральные налоги распределяются между федеральными, региональными и местными бюджетами согласно БК РФ.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Эти налоги согласно ст. 56 БК полностью зачисляются в региональные бюджеты. Однако, согласно ст.58. БК РФ, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать нормативы отчислений от федеральных или региональных налогов в местные бюджеты.
Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативно-правовыми актами о налогах и сборах обязательны к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Закон Кемеровской области от 24.11.2005 N 134-ОЗ (ред. от 27.12.2007) "О межбюджетных отношениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 18.11.2005). Настоящий Закон регулирует отношения по установлению нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Кемеровской области, в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет, предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений и предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.
Итак, основой нормативно-законодательной базы, межбюджетного регулирования, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение и перераспределение, является Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), Бюджетный кодекс РФ и Закон Кемеровской области от 24.11.2005 N 134-ОЗ (ред. от 27.12.2007) "О межбюджетных отношениях в Кемеровской области".
Анализ действующей системы межбюджетного регулирования
Областной закон Кемеровской области от 24 ноября 2005 года (ред. от 27.12.2007) N134-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Кемеровской области» регулирует отношения по установлению нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджет Кемеровской области (далее - областной бюджет), в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета в местные бюджеты, предоставлению межбюджетных трансфертов из местных бюджетов в областной бюджет, предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений и предоставлению межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.
Участниками межбюджетных отношений в Кемеровской области являются: органы государственной власти Кемеровской области, органы местного самоуправления городских округов Кемеровской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Кемеровской области, органы местного самоуправления городских и сельских поселений Кемеровской области.
Регулирование межбюджетных отношений в Кемеровской области осуществляется в целях:
1. повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами и создания стимулов для органов местного самоуправления муниципальных образований по наращиванию налогового потенциала;
2. выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов;
3. выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
4. финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Кемеровской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке;
5. софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Средствами, используемыми при регулировании межбюджетных отношений в Кемеровской области, являются:
единые для поселений, муниципальных районов и городских округов
нормативы отчислений в местные бюджеты доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации и Кемеровской области о налогах и сборах в областной бюджет;
межбюджетные трансферты;
дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от
налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в областной бюджет, частично заменяющие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов;
единые для всех поселений муниципального района нормативы
отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет муниципального района.
Межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, субвенций местным бюджетам, субсидий местным бюджетам, иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в областном бюджете в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей поселений.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) состоят из трех частей. Первая часть дотаций распределяется с целью частичного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Вторая часть дотаций распределяется исходя из численности жителей муниципального района (городского округа) в расчете на одного жителя с целью расчета дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц. Третья часть дотаций распределяется с целью компенсации возможных потерь бюджетов муниципальных районов (городских округов) в 2008 году.
Объем второй части дотаций всех муниципальных районов (городских округов) должен составлять не менее 10 процентов доходов консолидированного бюджета Кемеровской области от налога на доходы физических лиц в планируемом финансовом году. Законом об областном бюджете вторая часть дотации может быть полностью или частично заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.
Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в областном бюджете в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Совокупность субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) образует областной фонд софинансирования расходов.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов), критерии отбора муниципальных районов (городских округов) для предоставления указанных субсидий устанавливаются Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распределение субсидий между муниципальными районами (городскими округами) утверждается законами Кемеровской области и (или) нормативными правовыми актами Коллегии Администрации Кемеровской области. [2, ст. 14]
Информация о работе Межбюджетное регулирование на примере Кемеровской области