Международные принципы ведения внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы внешней торговли;
- изучить особенности принципов внешней торговли.
Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.
Законодательной базой для написания данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

printsipy_torgovli.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Международная торговля –  основная форма международных экономических  отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого  слова, но и самыми разнообразными услугами (транспортными, финансовыми, услугами для бизнеса, туристическими и др.).

Торговые отношения составляют примерно 80 % от общих международных  отношений в экономическом плане. Современные международные экономические  отношения очень развились за последнее время, чем обуславливается  их влияние на развитие национальной экономики стран, вовлеченных в международные экономические отношения.

  Внешняя торговля является достаточно значимой для любой страны. Как сказал Дж. Сакс: «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международные торговые отношения представляют собой определенный вид связи между торговыми производителями разных стран, возникший на основе международного разделения труда и специализации той или иной страны и выражает взаимозависимость стран - участников торговых отношений друг от друга.  Исторически эта зависимость сложилась таким образом, что экономически страны стали практически привязаны друг к другу. Эта зависимость была выработана на протяжении всего развития сферы экономических взаимоотношений, потому что разные страны обладают разными возможностями в развитии того или иного вида промышленности и производства.

 

Товарооборот между странами взаимовыгоден всем, и в свою очередь должен регулироваться, чтобы не нарушался баланс импорта-экспорта, ценовая политика, и естественно соблюдалось качество товарообмена.  Это обусловливает создание одной из наиболее влиятельных международных организаций, которая регулирует внешние торговые отношения между странами – Всемирной торговой организации, а также выделение основных международных принципов ведения внешней торговли для формирования устойчивой, открытой, недискриминационной системы международной торговли.

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.

Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:

- рассмотреть основные  принципы внешней торговли;

- изучить особенности принципов внешней торговли.

 Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.

Законодательной базой для написания  данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

 

 

Глава 1. История  создания Всемирной торговой организации

    1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.

Изначально в ГАТТ входили 23 страны – почти половина из ранее  подписавших “черновой”, предварительный устав ITO, являвшейся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но, также, и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса, международных капиталовложений и услуг.

Чтобы дать толчок к либерализации  торговли после Второй мировой войны и исключить преобладание протекционистских мер над либеральными в мировой торговле, в 1946г. были открыты тарифные переговоры между 23-мя странами, т.е. "договаривающимися сторонами", в дальнейшем объединившимися в ГАТТ.

Функциями ГАТТ являлись:

1. воздействие на государственную  торговую политику путем выработки  правил мировой торговли;

2. выполнение функций  форума для переговоров, делающих  торговые отношения более либеральными и предсказуемыми;

3. урегулирование споров.

Таким образом, целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ основывалось на следующих  принципах:

1. торговля без дискриминаций;

2. защита посредством  таможенных пошлин;

3. стабильная основа для  торговли путем замораживания  таможенных ставок;

4. поощрение справедливой  конкуренции;

5. количественные ограничения  на импорт

6. консультации и разрешение  споров;

7. региональные торговые  соглашения;

8. льготный режим для  развивающихся стран.

Система ГАТТ развивалась  с помощью проведения торговых соглашений (т.е. “раундов”). Первый раунд переговоров завершился сорока пятью тысячами  тарифных уступок, на общую сумму в 10 миллиардов долларов, что являлось приблизительно пятой частью объема мировой торговли. Принятые тогда тарифные уступки и правила стали известны как Общее Соглашение по Тарифам и Торговле, вступившее в силу в январе 1948.

Несмотря на временный  характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО. Однако, за 47 лет базисный устав ГАТТ остался во многом таким, каким он был в 1948, хотя и имелись направленные на уменьшение тарифов добавления в форме “добровольных соглашений”, установленных относительным большинством голосов. Первые раунды касались снижения тарифов, но более поздние соглашения были посвящены таким вопросам, как антидемпинговые и нетарифные меры.

1.2. Торговые переговоры  в рамках ГАТТ.                 

Наибольший прогресс в  либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд. Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее, они являли собой комплексный подход к торговым переговорам, то есть подход, который имеет ряд преимуществ перед переговорами, на которых каждый вопрос обсуждается не в "пакете" или комплексно, а отдельно от других. Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами. В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами. Наконец, общая реформа в политически чувствительных секторах мировой торговли может оказаться более целесообразной, если ее рассматривать в глобальном контексте или "пакете".

Большинство торговых раундов  ГАТТ на начальных этапах были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В то же время, в ходе раунда Кеннеди, проходившего в середине шестидесятых годов, было заключено новое антидемпинговое соглашение ГАТТ. Токийский раунд, проходивший в семидесятые годы, характеризовался более решительными усилиями по дальнейшему развитию и совершенствованию системы.

Торговые раунды ГАТТ

Год

Место проведения

Обсуждавшиеся вопросы

Число стран-

 участников

1947

Женева

Тарифы

23

1949

Аннеси

Тарифы

13

1951

Торки

Тарифы

38

1956

Женева

Тарифы

26

1960-1967

Женева

(раунд Диллона)

Тарифы

26

1973 - 1979

Женева

(раунд Кеннеди)

Тарифы и антидемпинговые меры

62

1973 -1979

Женева

(Токийский раунд)     открыт в Токио

Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения

102

1986 - 1993

Женева

(Уругвайский раунд) открыт  в

 Пунта-дель-Эсте, Уругвай

Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы

123

2001- н/в

Женева

(Доха раунд)

открыт в столице

Катара – Дохе

Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и

нетарифных барьеров.

 

Вопросы нормализации условий  сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами

149


 

Кратко рассмотрим некоторые основные раунды.

В Токийском раунде, который  проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. На повестке этого раунда рассматривались вопросы, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на девяти крупнейших мировых рынках, в результате чего средняя величина тарифов на промышленные изделия снизилась до 4,7 % по сравнению с примерно 40 % на момент создания ГАТТ. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались пропорционально в большей степени, чем низкие тарифы.

По другим направлениям, результаты Токийского раунда были неоднородны. Так, участники Токийского раунда не смогли решить фундаментальные проблемы торговли сельхозпродукцией и заключить новое соглашение о "защитных мерах" (импортных мерах чрезвычайного характера). Тем не менее, в результате переговоров, было достигнуты ряд соглашений о нетарифных мерах. Некоторые из этих соглашений были посвящены интерпретации действующих правил ГАТТ; другие же охватывали совершенно новые направления. В большинстве случаев к этим соглашениям присоединилось лишь относительно небольшое число государств-членов ГАТТ, прежде всего - промышленно развитых стран. Поэтому эти соглашения зачастую называют "кодексами". К ним относятся соглашения по таким вопросам, как:

1. Субсидии и компенсационные  меры - интерпретация Статей VI, XVI и  XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле;

2. Технические барьеры  в торговле (иногда называется  кодексом по стандартам);

3. Процедуры лицензирования  импорта;

4. Правительственные закупки;

5. Таможенная оценка - интерпретация  Статьи VII ГАТТ;

6. Антидемпинговые меры - интерпретация Статьи VI ГАТТ и  замена антидемпингового кодекса, принятого в ходе раунда Кеннеди;

7. Соглашение по говядине;

8. Международное соглашение  по молочной продукции;

9. Торговля гражданской авиатехникой.

В некоторые из вышеназванных  кодексов в ходе Уругвайского раунда были внесены поправки и изменения, расширяющие сферу их действия. Так, кодексы, которые посвящены вопросам субсидий и компенсационным мерам, техническим барьерам в торговле, лицензированию импорта, таможенной оценке и антидемпинговым мерам, сегодня превратились в международные обязательства в рамках Соглашения об учреждении ВТО. Другими словами, их берут на себя все члены ВТО. Другие же кодексы, посвященные правительственным закупкам, говядине, молочной продукции и гражданской авиатехнике, остаются соглашениями, участие в которых носит добровольный характер. Однако ухудшение обстановки в сфере мировой торговли в начале 80-х годов привело к тому, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в 40-е годы. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях ГАТТ не могло похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов. Такая же ситуация в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.

Информация о работе Международные принципы ведения внешней торговли