Международные принципы ведения внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы внешней торговли;
- изучить особенности принципов внешней торговли.
Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.
Законодательной базой для написания данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

printsipy_torgovli.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

 

В частности, статья XX ГАТТ позволяет  странам-членам ВТО отклоняться  от принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки, содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее, эта группа вопросов: общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно широкие по характеру действия экологические соображения.

 

Практика ГАТТ накопила достаточное  количество примеров и прецедентов  действия предпринятых во исполнение названных выше мотивов. Можно предполагать, что и дальше эта группа исключений будет наполняться конкретным содержанием.

 

Другая группа вопросов, позволяющих отходить от политики не дискриминации связана с соображениями национальной безопасности в отношении торговли оружием, боеприпасами и военными материалами, а также для снабжения вооруженных сил. Следует подчеркнуть, что в отношении названных выше действий существует очень важная ограничительная оговорка. Она сформулирована в начале статьи XX ГАТТ и гласит: «при условии, что такие меры не будут применяться таким путем, который явился бы произвольной или неоправданной мерой дискриминации между странами в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли».

 

Формы режима наибольшего благоприятствования.

 

В торговых договорах государств можно выделить два основных вида режима наибольшего благоприятствования: безусловное и условное наибольшее благоприятствование, иначе - эквивалентное. При безусловном (некомпенсационном) режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых, поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется третье наиболее благоприятствуемое государство.

 

В большинстве торговых договоров  принцип безусловного наибольшего  благоприятствования формулируется  одновременно и позитивно (предоставить все преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного преимущества. В этом смысле можно говорить о безвозмездности режима безусловного наибольшего благоприятствования. Например, в ст.2 советско-финляндского договора от 1 декабря 1947 года прямо указывается: "Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимно друг другу безусловный и неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации".

 

В Проекте статей Комиссии Международного Права ООН (КМП) о  формах предоставления режима наибольшего  благоприятствования говорится  в статьях 11 - 13. Хотя Комиссия подчеркивает, что "можно смело утверждать, что  в настоящее время как в  доктрине, так и в практике государств преобладает презумпция о необусловленности клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации ", тем не менее государства по заключению КМП могут договориться о включении в соглашение условий, которые бы ставили их право на получение режима в зависимость от ответного предоставления государством согласованной формы возмещения. В связи с этим КМП ввела понятие "материальной взаимности", которое в окончательном варианте Проекта именуется "условием о возмещении".

 

При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются государству-контрагенту  без соответствующей компенсации  с его стороны лишь в том  случае, если третьему государству  эти преимущества были предоставлены  также безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные  ему льготы со своей стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися государствами.

 

Известны несколько разновидностей условной  оговорки. Исторически  первой была так называемая американская форма возмездной оговорки, которая  в настоящее время практически  не применяется. Позднее появилась  оговорка на условиях материальной взаимности.

 

Различие между этими  формами состоит лишь в способе  определения компенсации. В первом случае точкой отсчета для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором - льгота бенефициирующего государства.

 

В целом же условная форма  оговорки, допуская возможность дискриминации  государства-бенефициария, неприемлема  для торгово-экономических отношений, где наибольшее благоприятствование  предназначено не столько для  достижения равенства взаимно предоставляемых  уступок, сколько для обеспечения  равных условий конкурирующим партнерам.

 

Принцип компенсации выгодно  применять развитым странам в  отношениях с развивающимися, так  как предоставившим очень широкие  льготы на возмездной основе они практически  расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то время как  развивающиеся страны не могут ими  реально воспользоваться; и поскольку  наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение привилегий не опасно в отношениях развитых стран между  собой.

 

Принцип наибольшего благоприятствования  настолько широко укоренился в международной  торговле, что ряд стран применяет  его и в тех случаях, когда  с ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся  договоры не содержат упоминания о  режиме наибольшего благоприятствования.

 

Поскольку одним из характерных  признаков предоставления такого режима на современном этапе является взаимность, наиболее распространенным правовым актом, содержащим соответствующую оговорку, служит двусторонний договор. Каждая из сторон такого договора одновременно является и предоставляющим государством и государством-бенефициарием.

 

Практике известны и случаи одностороннего предоставления режима наибольшего благоприятствования. Поэтому возникает вопрос: можно  ли считать одностороннюю оговорку о наибольшем благоприятствовании  соответствующей принципу суверенного  равенства. Представляется, что вопрос о допустимости односторонних оговорок должен решаться в контексте принципа взаимной выгоды. Определяя соответствие тех или иных международных экономических  отношений этому принципу, следует  учитывать не столько внешнее  формальное проявление "равенства  выгод", сколько реальную взаимную адекватность комплекса выгод, приобретаемых  каждым из участников сотрудничества.

 

Применение такого подхода  позволяет утверждать, что односторонние  оговорки о режиме наибольшего благоприятствования  могут использоваться лишь как исключение из общего правила о взаимности предоставления режима наибольшего благоприятствования. Такое исключение допустимо при  условии соблюдения принципа взаимной выгоды, например, в случае предоставления ответных адекватных уступок.

 

 Не вызывает сомнения  также право экономически развитого  государства односторонне предоставить  режим наибольшего благоприятствования  одному или нескольким развивающимся  государствам в виде своего  рода преференции. Иначе говоря, одностороннее предоставление режима  наибольшего благоприятствования  допускается лишь при наличии  условий, компенсирующих отсутствие  формальной взаимности и обеспечивающих  соблюдение принципа взаимной  выгоды.

 

2.2 Национальный режим.

 

Торговля импортными и  отечественными товарами должна вестись  по одним и тем же правилам, по крайней мере, после того, как  импортные товары поступили на внутренний рынок. То же относится к услугам, торговым маркам, авторскому и патентному праву отечественных и зарубежных производителей. Регулирование этих вопросов происходит на основании предоставления национального режима.

 

Национальный режим - в международных отношениях устанавливаемое на основе межгосударственного договора или национального законодательства правовое положение, согласно которому на иностранных юридических и физических лиц распространяются все права и преимущества, которыми пользуются в данной стране местные юридические и физические лица.

 

Следует отличать режим наибольшего  благоприятствования от национального  режима. Режим наибольшего благоприятствования отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами.

 

В соответствии с Генеральным  соглашением по тарифам и торговле принцип национального режима заключается  в том, что:

 

 1.Договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и другие внутренние сборы, законы, правила и требования, затрагивающие внутреннюю продажу, предложение о продаже, покупку, перевозку, распределение илииспользование товаров, и внутренние правила количественного регулирования, требующие смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не должны применяться к импортированным или отечественным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для отечественного производства.

 

2.Товары с территории любой договаривающейся стороны, ввозимые на территорию другой договаривающейся стороны, не подлежат обложению, прямо или косвенно, внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода, превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным отечественным товарам. Более того, ни одна из договаривающихся сторон не применяет иным образом внутренние налоги или другие внутренние сборы к импортированным или отечественным товарам, чтобы это противоречило принципам, изложенным в пункте 1.

 

3. В отношении любого  существующего внутреннего налога, который не совместим с положениями пункта 2, но который специально разрешен торговым соглашением, находящимся в силе, с которым импортная пошлина на облагаемый товар связана против повышения, договаривающаяся сторона, устанавливающая такой налог, может отложить применение положений пункта 2 в отношении такого налога до того момента, когда она сможет получить освобождение от обязательств по такому торговому соглашению в целях получения разрешения повысить такую пошлину до уровня, необходимого для компенсации за упразднение защитной части налога.

 

4. Товарам с территории  любой договаривающейся стороны,  ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. Положения этого пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних сборов за перевозку, которые основаны исключительно на экономических показателях средств транспорта, а не на национальном происхождении товара.

 

5. Ни одна из договаривающихся  сторон не устанавливает и  не сохраняет какое-либо внутренне количественное регулирование, касающееся смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или пропорциях, которое требует, прямо или косвенно, чтобы любое определенное количество, или доля любого товара, являющегося предметом регулирования, должна поставляться из отечественных источников. Более того, ни одна из договаривающихся сторон не применяет каким-либо иным образом внутреннее количественное регулирование, чтобы это противоречило принципам, изложенным в пункте 1.

 

6. Положения пункта 5 не  применяются к любому внутреннему  количественному регулированию, находящемуся в силе на территории любой договаривающейся стороны по выбору этой договаривающейся стороны; при условии, что любое такое регулирование, противоречащее положениям пункта 5, не изменяется в ущерб для импорта, и рассматривается как таможенная пошлина для целей переговоров.

 

7. Никакое внутреннее  количественное регулирование, касающееся смешения, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, не применяется таким образом, чтобы любое такое количество или доля распределялись между внешними источниками поставок.

 

8. (а) Положения настоящей  статьи не применяются к законам, правилам или требованиям, регулирующим закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей, а не для коммерческой перепродажи или для использования в производстве товаров для целей коммерческой продажи.

Информация о работе Международные принципы ведения внешней торговли