Международные принципы ведения внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы внешней торговли;
- изучить особенности принципов внешней торговли.
Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.
Законодательной базой для написания данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

printsipy_torgovli.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

(b) Положения настоящей  статьи не препятствуют выплате  субсидий исключительно отечественным производителям, в том числе субсидий отечественным производителям за счет поступления от внутренних налогов или сборов, применяемых в соответствии с положениями настоящей статьи, и субсидий в форме правительственных закупок отечественных товаров.

 

9. Договаривающиеся стороны  признают, что внутренние мероприятия  по контролю максимальных цен, хотя бы и находящиеся в соответствии с другими положениями настоящей статьи, могут иметь своим результатом эффект, ущемляющий интересы договаривающихся сторон, поставляющих импортируемые товары. Соответственно, договаривающиеся стороны, применяющие такие меры, принимают во внимание интересы экспортирующих договаривающихся сторон с тем, чтобы избежать в наиболее полной, практически оправданной степени такого ущемления интересов. []

 

Национальный режим вступает в силу только после того, как  продукция, услуги или предмет интеллектуальной собственности вышли на внутренний рынок. Поэтому взимание таможенных пошлин с импорта не является нарушением национального режима, даже если с  отечественных товаров не берут  такого же налога.

 

Помимо ГАТТ ряд важных положений, касающихся национального  режима, содержится и в других соглашениях  ВТО. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) содержит, с некоторыми исключениями, требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования  и национального режима и обеспечения  охраны интеллектуальной собственности  членами ВТО. «Каждый член предоставляет гражданам других членов режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет своим собственным гражданам в отношении охраны интеллектуальной собственности »

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) обязывает  участников соглашения предоставлять  режим в отношении услуг и  поставщиков услуг других участников. Однако это же соглашение допускает  определенные исключения из этого обязательства. Речь идет о конкретных ситуациях, при  наличии которых члены ВТО  могут не предоставить такой режим  изначально. В тех случаях, когда  применяются такие исключения, они  подлежат пересмотру через пять лет, а срок их действия не должен продолжаться более десяти лет. С другой стороны, национальный режим является обязательством по ГАТС только в том случае, если участники соглашения обязуются  предоставлять такой режим в  отношении конкретных услуг или  деятельности, связанной с их оказанием. Это означает, что предоставление национального режима является результатом  переговоров между участниками. В соответствии с ГАТС, член ГАТС должен следовать национальному режиму только в тех секторах экономики, по которым он взял на себя соответствующие обязательства. Члены ГАТС не обязаны применять национальный режим в тех секторах экономики, по которым они не приняли на себя обязательств. Такой подход отличается от реализации национального режима в сфере торговли товарами.

 

Национальный режим является вторым ключевым правовым положением после режима наибольшего благоприятствования. Процессы, развернувшиеся в связи  с глобализацией мировой экономики, ведут к тому, что значение национального  режима в качестве ведущего правового  принципа мировой торговли возрастает.

 

2.3.Принцип свободы транзита.

 

Одним из важнейших механизмов, функционирующих в рамках многосторонней системы регулирования торгово-экономических  отношений ГАТТ/ВТО, является механизм регулирования транзитных перевозок.

В соответствии со статьей V ГАТТ должна существовать свобода транзита через территорию каждого государства  по путям, наиболее подходящим для международного транзита вне зависимости от происхождения  транспортного средства, его места  отправления и места назначения.

Действие данного механизма  направлено на то, чтобы полноправные участники системы ГАТТ/ВТО при  осуществлении транзитных перевозок, безусловно, предоставляли друг другу  режим наибольшего благоприятствования. Это означает, что в отношении  всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая страна-участница  должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой страны-участницы или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный перевозкам в любую третью страну или из любой третьей страны.Более того, в отношении транзитных перевозок недопустимо применение дискриминационных мер.

Страна, через территорию которой осуществляется транзит, может  требовать, чтобы транзитные перевозки  совершались через соответствующую  входную таможню. Вместе с тем  транспортные перевозки не вправе подвергаться каким-либо излишним ограничениям, а  перевозимые товары должны быть освобождены  от пошлин и всех транзитных или  других сборов, установленных в отношении  транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных  с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг.

Гарантии предоставления свободы транзита входят в комплекс обязательств, которые берет на себя страна при вступлении в ВТО. Таким  образом, каждая страна, готовящаяся  к присоединению к данной организации, обязана будет закрепить принцип  свободы транзита в национальном законодательстве.

Помимо ГАТТ, принцип свободы  транзита закреплен на международном  уровне еще в целом ряде международно-правовых актов.

В первую очередь необходимо отметить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, подписанную в Нью-Йорке 8 июля 1965 г. Основная цель данного международно-правового  документа - предоставление странам, не имеющим выхода к морю в силу своего внутриконтинентального положения, свободу  доступа к нему. Подобное положение  считается некоторыми исследователями  специальным принципом международного экономического права.

В преамбуле указанной  Конвенции закреплены принципы, на которых должно базироваться сотрудничество государств в указанной сфере. В  частности, говорится о том, что  признание права каждого не имеющего выхода к морю государства на свободный  доступ к морю существенно необходимо для расширения международной торговли и экономического развития. Также  в преамбуле закреплено положение, что все государства должны предоставить не имеющим выхода к морю странам  право свободного и неограниченного  транзита в целях участия в  региональной и международной торговле.

В ст.2 Конвенции непосредственно  провозглашается принцип свободы  транзита в отношении любых товаров  вне зависимости от их происхождения, назначения и других подобных признаков  при соблюдении разрешительного  порядка транзитного перемещения.

Одним из основных международно-правовых договоров в сфере международного таможенного права является Международная  конвенция о согласовании условий  проведения контроля грузов на границе, заключенная в Женеве 21 октября 1982 г. в целях улучшения международной  перевозки грузов. Данное соглашение является комплексным правовым актом, регламентирующим порядок проведения на границе различных видов контроля (таможенного, медико-санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и некоторых  других). В силу ее положений участники Конвенции соглашаются применять простой и ускоренный режим в отношении транзитных грузов, в особенности грузов, которые перевозятся в соответствии с системой международного таможенного транзита. Кроме того, необходимо отметить, что в ст.10 Конвенции обращено внимание и на принцип предоставления свободного доступа к морю внутриконтинентальным государствам.

 

Помимо международно-правовых документов универсального характера, приверженность принципу свободы транзита закреплена и в некоторых региональных соглашениях.

 

Достаточно глубокую проработку на региональном уровне вопросы транспортировки  товаров транзитом получили в  рамках Содружества Независимых  Государств. В соглашениях, подписанных  государствами - участниками СНГ, неоднократно декларировалась приверженность принципу свободы транзита.

 

В частности, в преамбуле  Соглашения о порядке транзита, заключенном  в Москве 8 февраля 1992 г., страны-члены  прямо заявляют о необходимости  построения правовой основы транзита грузов по их территории на основе данного  принципа. Помимо этого, договаривающиеся стороны пошли дальше по пути упрощения  транзитного перемещения товаров, и в соответствии со ст.4 Соглашения о порядке транзита транзитные грузы  освобождаются от необходимости  получения разрешения на транзит  по территории государств-участников и от таможенного досмотра.

 

В развитие Соглашения о  порядке транзита было разработано  и подписано в Алма-Ате 2 апреля 1992 г. Соглашение о порядке таможенного  оформления транзитных грузов, где  детально прописана процедура прохождения  товаров от таможни отправления  до таможни назначения через промежуточные  таможни. В Соглашении конкретизируется порядок выдачи транзитных документов, объем указываемых в них сведений, а также критерии правомерности  транзитного перемещения товаров  по территории государств-участников.

 

В дальнейшем вопросы правового  обеспечения транзита товаров получили развитие в Соглашении о порядке  транзита через территорию государств - участников Содружества Независимых  Государств. В данном документе страны-члены  вновь подтвердили свою приверженность принципу свободы транзита и положили его в основу перемещения товаров  по своей территории.

 

Соглашение определяет порядок  транзита товаров и транспортных средств через таможенные территории договаривающихся сторон, в соответствии с которым транзитные товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, а также к ним не применяются  меры экономической политики. В то же время определено, что государства  вправе устанавливать перечни товаров, перемещение которых по их территории запрещено или ограничено.

 

На основании вышеизложенного  с достаточной степенью обоснованности можно говорить о том, что на сегодняшний  день в рамках таких отраслей, как  международное таможенное и транспортное право, сформировался такой отраслевой принцип права, как принцип свободы  транзита. Его существование и  функционирование тесно увязывается  с таким специальным принципом  международного экономического права, как принцип свободного доступа  к морю для стран, не имеющих к  нему выхода, а в своей основе он имеет такой императивный принцип  международного права в целом, как  принцип сотрудничества государств.

 

2.4. Принцип гласности внешнеторгового законодательства.

Принцип гласности внешнеторгового законодательства, который является ключевым в юридической системе ВТО, означает, что для обеспечения доведения до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации, касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики. Принцип гласности внешнеторгового законодательства является международно-правовым выражением принципа неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны правовые системы всех цивилизованных стран мира.

Принцип гласности внешнеторгового  законодательства позволяет планировать  внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться  в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства.

Понятие внешнеторгового  законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и  административные распоряжения общего характера относительно классификации  или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов  или других сборов, или требований, ограничений, или запрещений импорта  или экспорта, перевода платежей за них, или влияющие на их продажу распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование; межгосударственные и межправительственные соглашения.

Принцип гласности традиционно  подразумевает оговорку о неразглашении  конфиденциальных сведений, которое  затруднило бы применение акта внешнеторгового  законодательства, противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным деловым интересам отдельных предприятий.

По мнению зарубежных специалистов: «Объективное состояние взаимозависимости экономики различных государств создало угрозу для проведения ими самостоятельной экономической политики. Меры регулирования, принятые в одном государстве, могли оказаться тщетными в силу действия мер регулирования, принятых в другом государстве. Ставки налогов, защита прав потребителей, технические стандарты на изготавливаемую продукцию, пруденциальные меры в сфере оказания финансовых услуг, а также меры по защите окружающей среды - все эти инструменты национальной политики способны повлиять на состояние международных экономических связей и ухудшить экономическое положение другого государства.» Поэтому международным экономическим и правовым отношениям никак нельзя обойтись без принципа гласности законодательства.

Основными элементами принципа гласности внешнеторгового законодательства являются:

 -доступность информации о мерах государственного регулирования;

- применение любых мер регулирования только после опубликования;

-единообразие, беспристрастность и разумность в применении мер регулирования;

-возможность обжалования действий властей;

-нотификация.

Нотификация - официальное  уведомление одним государством другого о своей позиции по какому-либо международному вопросу, сообщение  о каких-либо фактах, событиях.

Принцип гласности законодательства приводится практически во всех основных элементах многосторонних торговых соглашений. В наиболее явном виде принцип гласности сформулирован в ст. X ГАТТ-47 и ГАТТ-94, которая касается публикации и применения правил торговли, а именно:

Информация о работе Международные принципы ведения внешней торговли