Международные принципы ведения внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы внешней торговли;
- изучить особенности принципов внешней торговли.
Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.
Законодательной базой для написания данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

printsipy_torgovli.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

 

1. Законы, правила, судебные  решения и административные распоряжения общего применения, применяемые любой договаривающейся стороной, касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений или запрещений импорта или экспорта или перевода платежей за них, или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование, быстро публикуются таким образом, чтобы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними. Находящиеся в силе соглашения между правительством или правительственным учреждением любой договаривающейся стороны и правительством или правительственным учреждением любой другой договаривающейся стороны, затрагивающие международную торговую политику, также публикуются. Положения настоящего пункта не должны требовать от любой договаривающейся стороны раскрытия конфиденциальной информации, которое затруднило бы применение закона или иным образом противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным коммерческим интересам отдельных предприятий, государственных или частных.

 

2. Никакая мера общего  применения, применяемая договаривающейся стороной и ведущая к повышению ставки пошлины или другого импортного сбора в рамках сложившейся и единообразной практики, или устанавливающая новые или более обременительные требования, ограничения или запреты на импорт, или на перевод платежей за него, не применяется до тех пор, пока эта мера не будет официально опубликована.

 

2.5. Принцип преференциального режима.

В 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП) в целях содействия экономическому развитию и индустриализации развивающихся стран. В 1968 г. Общая система преференций была официально одобрена в рамках ЮНКТАД и стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран.

Суть Общей системы  преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин. Общая система преференций базируется на принципе преференциальности отношения к развивающимся странам, включающем в себя совокупность обычно правовых норм: право развитых государств предоставить общие взаимные и недискриминационные преференции развивающимся странам.

В ст. 14 Хартии экономических  прав и обязанностей государств 1974 г. провозглашается необходимость принятия со стороны государств мер, обеспечивающих дополнительные выгоды для международной торговли развивающихся государств: «Каждое государство обязано сотрудничать в обеспечении постоянного и возрастающего расширения и либерализации мировой торговли и повышения благосостояния и жизненного уровня всех народов, в частности, народов развивающихся стран… государства должны принимать меры к обеспечению дополнительных выгод для международной торговли развивающихся стран, с тем чтобы достичь существенного увеличения их валютных поступлений, диверсификации их экспорта, ускорения темпов роста их торговли с учетом их нужд развития, увеличения возможностей для этих стран участвовать в расширении мировой торговли и более благоприятного для развивающихся стран участия в получении выгод от такого расширения торговли посредством, в возможно большей степени, существенного улучшения условий доступа на рынки для товаров, представляющих интерес для развивающихся стран, и, когда это необходимо, путем проведения мер по установлению стабильных, справедливых и выгодных цен на сырьевые товары.»

Во взаимоотношениях между развивающимися и развитыми странами принцип наибольшего благоприятствования подвергнут ограничениям, что выразилось в создании общей системы преференций, правовая основа которой заложена в Принципах международных торговых отношений и торговой политики, способствующих развитию; Декларации об установлении нового международного экономического порядка; Хартии экономических прав и обязанностей государств, а также в специальных положениях об оказании помощи развивающимся странам в различных областях экономики, науки и техники.

 

Смысл этой системы заключается  в том, что развитые страны предоставляют  товарам из развивающихся стран  преференциальный режим, с тем, чтобы  они смогли утвердиться на высококонкурентных рынках стран с развитой экономикой, причем такие предпочтительные условия действуют лишь в течение определенного периода, пока развивающиеся страны не будут признаны конкурентоспособными на мировом рынке.

 

Создание преференциального режима для какого-то государства или группы государств в силу применения с их стороны принуждения в какой-либо форме не может признаваться правомерным. Существовавшие ранее такие формы преференциальных режимов, как «равных возможностей», «открытых дверей», капитуляций и им подобные, не могут применяться сейчас, поскольку они противоречат основным принципам и нормам современного международного права.

 

Принцип экономической недискриминации  означает, в частности: право государства  на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам либо товарам  со стороны иностранного партнера общих  условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству и/или физическим, юридическим лицам, товарам третьего государства; обязанность государства не ухудшать для другой страны условия, общие для всех стран; не устанавливать условия, ставящие иностранное государство, его физических, юридических лиц либо товары в худшее положение с другими государствами, лицами, товарами. Существует достаточно много легализованных исключений из сферы действия данного принципа. Не считается, например, дискриминацией развитых стран предоставление общих невзаимных преференций развивающимся странам. Не являются дискриминацией развитых стран преимущества, которые предоставляют развивающиеся страны друг другу. Принцип преференций для развивающихся стран юридически обособил группу развивающихся стран в международных экономических отношениях.

 

Не являются дискриминацией также:

 

1) меры по защите внутреннего  рынка и национальной экономики  (ограничения, запрещения импорта,  экспорта и т.п.), если они применяются  ко всем государствам в одинаковом  положении; 

 

2) ответные меры (реторсии), призванные обеспечить соблюдение  права государством-нарушителем; 

 

3) меры по предоставлению  свободного доступа к морю  для стран, не имеющих выхода  к нему;

 

4) преимущества, предоставляемые  государствами в рамках приграничной  торговли;

 

5) преимущества, предоставляемые  в рамках интеграционных объединений. 

 

РНБ и преференциальные соглашения.

В современной международной  торговле широкое распространение получили преференциальные соглашения. Суть их заключается в том, что любое государство может сделать изъятие из РНБ в Форме более низких /льготных по существу/ ставок пошлин, которыми облагаются товары, импортируемые из отдельных стран получателей /бенефициаров/ преференций.

Наиболее важную роль в  середине 90-х годов играет система  общих, невзаимных, не дискриминационных преференций, представляемых развитыми странами б пользу развивающихся государств. Эта система, разработанная под эгидой ЮНКТАД, действует более 30 лет. Она создает для развивающихся стран более льготный таможенный режим при ввозе товаров из этих стран развитыми государствами. Преференциальные ставки, предоставленные таким образом, называются не дискриминационными, поскольку ими пользуются в принципе все развивающиеся страны. Однако, их можно рассматривать как изъятие из РНБ, поскольку эти льготные ставки не распространяются не все страны мира, участвующие в международной торговле.

Согласно решению, принятому  в рамках ООН, многие товары, ввозимые развитыми странами из так называемых наименее развитых государств, (44 самых бедных по уровню развития государств развивающегося мира) вообще не облагаются таможенными пошлинами.

Кроме того, сами развивающиеся  страны создали так называемую глобальную систему взаимных преференций, действующих  во взаимной торговле развивающихся  государств. Согласно этой системе  развивающиеся страны облагают льготными  пошлинами товары, ввозимые из других развивающихся государств.

Названные выше системы преференций  рассматриваются в рамках ВТО  как временные. В отношении этих льготных пошлин действует положение, что их предоставление связано с  более низким уровнем экономического развития развивающихся государств. И по мере их экономического роста  эти системы будут постепенно демонтироваться.

 

2.6 Принцип защиты национальной промышленности.

 

Предполагается, что через  импортные тарифы в интересах  развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что “ни  одна из стран-участниц не должна устанавливать  на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких  запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или  экспортных лицензий и других мер, кроме  таможенных пошлин, налогов или других сборов”.

 

Но запрет ограничений  не распространяется на:

- запрещения или ограничения экспорта, временно применяемые для предотвращения или ослабления последствий критического недостатка продовольствия или других товаров, имеющих существенное значение для экспортирующей договаривающейся стороны;

 

- запрещения или ограничения импорта и экспорта, необходимые в связи с применением стандартов или правил классификации, сортировки и сбыта сырьевых товаров в международной торговле;

 

- ограничения импорта любого сельскохозяйственного товара или продуктов рыболовства, ввозимых в любом виде, необходимые для осуществления правительственных мер, которые имеют своей целью:

 

ограничить количества аналогичного отечественного товара; снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара; ограничить разрешаемые к производству количества любого продукта животного происхождения, производство которого прямо, зависит, полностью или в основной части, от импортируемого сырьевого товара, если отечественное производство данного товара относительно незначительно.

 

Любая договаривающаяся сторона, применяющая ограничения на импорт любого товара публикует для всеобщего извещения общие количества или стоимость товара, разрешенного к импорту в течение определенного периода в будущем, и любые изменения такого количества или стоимости.

 

Любая договаривающаяся сторона в целях обеспечения своего внешнего финансового положения и своего платежного баланса может ограничить количество или стоимость товара, разрешаемого к импорту. Ограничения импорта, устанавливаемые, сохраняемые или усиливаемые договаривающейся стороной, не должны быть более значительными, чем это требуется для:

 

- предотвращения неминуемой угрозы серьезного сокращения ее валютных резервов или остановки такого сокращения

-того, чтобы в случае договаривающейся стороны с очень низкими валютными резервами добиться разумного темпа роста ее резервов.

 

Стороны, применяющие ограничения  постепенно ослабляют их по мере улучшения положения, сохраняя их только в той мере, в которой они все еще оправдывают их применение. Стороны отменяют ограничения, когда условия более не будут оправдывать их введение или сохранение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое государство  защищает национальную  экономику, интересы товаропроизводителей и потребителей, создавая при помощи соответствующих рычагов  относительно  выгодные  условия интеграции национального хозяйства в систему мировых  хозяйственных  связей. Поэтому   заданием  внешнеэкономической политики становится мягкость деструктивного влияния на внешнюю  торговлю,  что  происходит  за  пределами национальных границ,  и  улучшение  за  счет  этого  условий  хозяйствования собственных товаропроизводителей.

При этом каждое государство должно иметь своей целью стремление к достижению наиболее идеальной модели международной торговли для возможности реализации своих собственных интересов. А международная торговля, как и любой вид человеческой деятельности, нуждается в управлении и контроле.

На примере ВТО рассмотрена  международная организация, без  существования которой невозможно построение идеальной международной  торговли. Страна-участник такой организации  получает возможность не только участвовать в различных формах мировых внешнеторговых связей, но и одновременно оказывать влияние на их формирование с учетом своих национальных интересов, имеет возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы.

 Одним из важнейших условий построения совершенной международной торговли является принятие всеми странами, при строительстве их внешнеторговой политики, единых «правил игры», вне зависимости от членства в какой-либо международной организации. Т.е. основываться на вышеизложенных принципах: исключать любой вид дискриминации в торговых отношениях, не делать различия между своими и иностранными товарами или услугами, обеспечивать большую свободу в торговле посредством снижения протекционистских барьеров, а возникающие препятствия должны устраняться путем переговоров, быть последовательными и предсказуемыми, использовать более гибкие подходы и особые привилегии по отношению к менее развитым и развивающимся странам.

 

 

 

 

 

 

http://mpt.tatarstan.ru/rus/info.php?id=24201

 

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г.

Кожевников 0., Медведев Е. Наибольшее благоприятствование - основа успешного  развития взаимовыгодной торговли. Внешняя  торговля, 1969 г

Войтович С.А. Режим наибольшего  благоприятствования в торгово-экономических  отношениях. СЕМП 1987, М., 1988 г.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Нац Кузьмин Э.Л. Международное экономическое право: Учебное пособие для вузов / Под ред. К.А. Бекяшева. – М.: ТК Велби: Проспект, 2007. – С. 19.

 

 

1. Генеральное соглашение  по тарифам и торговле 1947 г. [Электронный  ресурс] // Государственный университет  — Высшая школа экономики.  Режим доступа: <http://new.hse.ru/sites/wto_reference/1/01.%20Нормативно-правовая%20база%20ВТО/01.01.%20ГАТТ-47/ГАТТ-47%20(rus).pdf>. Дата доступа: 05.01.2010.


Информация о работе Международные принципы ведения внешней торговли