Международные принципы ведения внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:15, реферат

Описание работы

Вышесказанное, на мой взгляд, свидетельствует, об актуальности темы данной работы. Была поставлена следующая цель: проанализировать международные принципы ведения внешней торговли.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть основные принципы внешней торговли;
- изучить особенности принципов внешней торговли.
Объект исследования: внешняя торговля. Предмет исследования: международные принципы внешней торговли.
Законодательной базой для написания данной работы послужили многосторонние соглашения международной торговли, нормативно-правовые акты

Файлы: 1 файл

printsipy_torgovli.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

Члены ГАТТ убедились в  необходимости новых усилий для  укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так начался Уругвайский раунд (1986-1994). К концу раунда в нем участвовало 125 стран. Это самое крупное торговое соглашение в мире, касающееся практически всех групп товаров. О необходимости переговоров, которые в дальнейшем получили известность как Уругвайский раунд, впервые заговорили в ноябре 1982 г. на совещании министров государств-членов ГАТТ в Женеве. Хотя министры ставили перед собой задачу начать новые крупные переговоры, совещание зашло в тупик по вопросу о торговле сельскохозяйственной продукцией и многими рассматривалась как неудача. На деле же, рабочая программа, согласованная министрами, заложила те основы, на которых в дальнейшем была сформирована повестка дня переговоров в рамках Уругвайского раунда. Тем не менее, потребовалось еще четыре года для изучения и уточнения вопросов в тяжелых и болезненных переговорах, в ходе которых создавался консенсус, прежде, чем министры смогли встретиться вновь в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, где договорились о начале Уругвайского раунда. На этой встрече министры смогли принять повестку дня переговоров, в которой охватывались практически все тогда еще не решенные вопросы торговой политики, включая расширение системы торговли по ряду новых направлений. Прежде всего, речь шла о торговле услугами и интеллектуальной собственностью. По сути дела, это был самый обширный мандат из числа тех, которые когда-либо согласовывались на переговорах по вопросам торговли, причем на завершение переговоров министры дали себе четыре года.

К 1988 г. переговоры достигли стадии "подведения промежуточных  итогов", которое состоялось на совещании министров в Монреале, Канада. На этом совещании мандат переговоров был доработан, что позволило перейти ко второму этапу раунда. Министры согласовали пакет первых результатов, включая уступки, касающиеся доступа к рынкам тропических продуктов, принятие которых было нацелено на оказание помощи развивающимся странам, а также более четкую систему урегулирования споров и механизм обзора торговой политики, который предусматривал, впервые за всю историю ГАТТ, проведение на регулярной основе всеобъемлющих, систематических обзоров национальной торговой политики и мер, которые реализуют государства-члены ГАТТ.

Разногласия относительно характера  будущих обязательств в отношении  реформы торговли сельскохозяйственной продукцией, которые проявились на совещании министров, проходившем в Брюсселе в декабре 1990 г., привели к тому, что было принято решение о продлении раунда. К декабрю 1991 г. был подготовлен всеобъемлющий проект "Заключительного акта", в который вошли юридические тексты, принятие которых означало выполнение каждого раздела мандата переговоров, согласованного в Пунта-дель-Эсте, за исключением решений, касающихся вопроса о доступе к рынкам, который был вынесен на обсуждение на переговорах в Женеве. В последующие два года обстановка на переговорах, подобно маятнику, непрерывно колебалась то в одну, то в другую сторону: сегодня им предрекали неминуемый провал, а завтра - неизбежный успех. Делегаты периодически устанавливали крайний срок окончания раунда, но эти сроки постоянно нарушались. Перечень разногласий рос и рос: вслед за торговлей сельскохозяйственной продукцией в него добавились вопросы торговли услугами, доступ к рынкам, антидемпинговые правила и, наконец, предложение о создание новой организации. От решения ключевых разногласий между Соединенными Штатами Америки и Европейскими Сообществами зависели все надежды на успешное завершение переговоров. Лишь к 15 декабря 1993 г. все вопросы были окончательно согласованы и решены. Тогда же завершились и переговоры о доступе на рынки товаров и услуг. Министры большинства из 125 стран, принимавших участие в переговорах, подписали заключительный документ 15 апреля 1994 г. на совещании в Марракеше, Марокко [13].

 

    1. Всемирная торговая организация

Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире".

ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и  явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Для проведения многосторонних переговоров в рамках “Уругвайского раунда” была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа – Комитета по надзору – призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп – по таможенным тарифам; по нетарифным мерам,  по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами. В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были разработаны новые подходы к решению актуальных проблем современных мирохозяйственных связей. Потенциально членами ВТО могут быть 152 страны и территории, из которых 76 являются членами ВТО с первого дня ее существования. Еще примерно 50 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации. [1, стр.143]                       

ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария.

Основными функциями организации являются:  обслуживать и реализовывать многосторонние торговые соглашения и соглашения с ограниченным кругом участников, которые все вместе и образуют ВТО; действовать в качестве форума для проведения международных торговых переговоров; содействовать урегулированию торговых споров; контролировать национальную торговую политику стран-членов; и сотрудничать с другими международными учреждениями, участвующим в формировании глобальной экономической политики.

Правовой основой ВТО  являются:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле - 1994 (ГАТТ-1994) (General Agreement on Tariffs and Trade-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S).

Всемирная торговая организация  – самая значительная экономическая  организация. Влияние ВТО на мировую  экономику настолько велико, что  любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать. Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет.                        

 

 

Глава 2 Международные принципы ведения внешней торговли.

 

2.1 Режим наибольшего благоприятствования

 

Многие исследователи  ведут историю режима наибольшего благоприятствования от торгового договора между Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января 1860 года. В течение многих лет режим наибольшего благоприятствования был предметом двусторонних договоров и соглашений.

 

  В мировой практике действовали различные формулы режима наибольшего благоприятствования, существенно отличавшиеся друг от друга. Режим наибольшего благоприятствования мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог иметь форму условного или представляться в безусловной форме, предоставление режима наибольшего благоприятствования могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его действия.

 

В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку режима наибольшего благоприятствования, согласованную на многосторонней основе. Позже, в 1946-1948 годах, в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее текст была включена развернутая формулировка режима наибольшего благоприятствования. Оппозиция США помешала созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило полностью положение о режиме наибольшего благоприятствования (статья I ГАТТ). Однако это соглашение распространяло режим только на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в 1973-1979 годах в ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле, в котором нашел свое применение режим наибольшего благоприятствования в отношении технических норм и стандартов. В ходе следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло Генеральное соглашение по торговле услугами и режим наибольшего благоприятствования вместе с национальным режимом образовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160 видов услуг.

 

Одновременно с этим, появление  целого ряда многосторонних соглашений в области международных инвестиций и так называемых международных  производственных схем распространило действие режима наибольшего благоприятствования и национального режима на эти области.

 

В настоящее время в  международной торговле действует  своего рода классическая формулировка режима наибольшего благоприятствования, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки, изъятия и исключения.

 

 Первая статья ГАТТ, носящая во многом ключевой  характер в соглашении, провозглашает,  что страны-участницы должны предоставлять  друг другу безусловный режим  наибольшего благоприятствования.  Это положение распространяется  на экспортные, импортные и транзитные  торговые операции, а также на  международные платежи по экспортным  и импортным операциям. РНБ  распространяется на таможенные  пошлины и любые сборы, взимаемые  в связи с внешнеторговыми  операциями, а также и на все  правила и формальности с ними  связанные. Кроме того, положение  о режиме наибольшего благоприятствования  распространяется (вместе с национальным режимом) на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц.

 

Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в первой статье ГАТТ, носит безусловный характер и  страны, вступившие в ГАТТ, обязаны  применять эту статью в ее полном объеме. Ниже приводится основная часть  первой статьи ГАТТ-1994, содержащая РНБ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или вывоз или в связи с ними или на перевод за границу платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания пошлин и сборов, и в отношении всех правил регулирования формальностей в связи с ввозом или вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в параграфах 2 и 4 статьи 3 ГАТТ, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара, происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару, происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон".* В тексте ГАТТ-1994, входящем в ВТО, термин "договаривающиеся стороны" должен читаться "члены ВТО".

 

Как видно, режим наибольшего благоприятствования распространяется в рамках ГАТТ на весь круг операций, связанных с внешней торговлей товарами.

 

Режим наибольшего благоприятствования  действует в отношении транзитных перевозок (статья 5 ГАТТ "Свобода транзита"). Параграф 5 этой статьи говорит: «В отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая договаривающаяся сторона должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой договаривающейся стороны или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным перевозкам в любую или из любой третьей страны».

 

Режим наибольшего благоприятствования  в рамках ГАТТ охватывает также область  маркировки товаров. Статья 9 ГАТТ говорит, что требования в отношении маркировки товаров, происходящих с территории другой страны-члена ВТО, должны быть не менее благоприятными, чем режим предоставленный любой третьей стране.

 

Далее, статья 13, носящая  название "Недискриминационные применение количественных ограничений" устанавливает правило, что ни один из членов ВТО не должен применять каких либо запрещений импорта или экспорта каких либо товаров, "если только импорт подобных товаров из всех третьих стран или их экспорт во все-третьи страны не будет запрещен или ограничен".

 

В ГАТТ содержится ряд изъятий  из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции, действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный режим в отношении наименее развитых стран). Затем эти положения в различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых документах ВТО.

Информация о работе Международные принципы ведения внешней торговли