Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ уровня и динамики минимальной заработной платы как социального норматива.
Задачи исследования:
- определение роли и места социальных нормативов в социальной политике;
- определение порядка установления минимальной заработной платы;
Введе-ние…………………………………………………………………….3
1. Система социальных гарантий и социальных стандартов……………5
2. Установление минимальной заработной платы……………………….7
3. Продолжительность рабочего времени……………………………….16
4. Другие направления государственного регулирования
оплаты тру-да………………………………………………………………17
5. Уровень минимальной заработной платы в регионах……………….19
6. Индексация уровня МРОТ…………………………………………….23
7. Сравнительный анализ с зарубежными странами……………………28
Заключе-ние………………………………………………………………..32
Используемая литерату-ра………………………………………………...38
Оренбургский филиал образовательного учреждения профсоюзов
Высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Курсовая работа
По дисциплине: Политика доходов и заработной платы
На тему: Минимальная заработная плата: функции, критерии определения и использования, механизм индексации.
Ф.И.О. преподавателя_________________
Отметка о зачёте________________________
Оренбург, 2012г
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Система социальных
гарантий и социальных
2. Установление минимальной заработной платы……………………….7
3. Продолжительность рабочего времени……………………………….16
4. Другие направления
государственного
оплаты труда………………………………………………
5. Уровень минимальной
заработной платы в регионах………
6. Индексация уровня МРОТ…………………………………………….23
7. Сравнительный анализ
с зарубежными странами……………………
Заключение……………………………………………………
Используемая
литература………………………………………………..
Введение
Ключевую роль в регулировании существующей системы доходов населения России для большей части работающих и пенсионеров играет минимальная заработная плата (МЗП). Это связано с тем, что государственное регулирование заработной платы в основном сведено к установлению минимального размера оплаты труда (МРОТ) , обязательного для работников предприятий и организаций всех форм собственности.
Основной целью регулирования минимальной заработной платы, как это определено в Конвенции МОТ № 131 (1970 г.) «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» и в одноименной Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Таким образом, при установлении МЗП речь идёт о целевом её предназначении - об обеспечении МЗП прожиточного минимума не только работника, но и его семьи.
Конвенция № 131 до настоящего времени не ратифицирована Российской Федерацией, хотя действующее законодательство в стране по данному вопросу не противоречит указанным документам МОТ. Во многом это связано с тем, что, начиная с 1991 года и до настоящего времени, то есть на протяжении 19 лет МРОТ составлял от 10 до 75% прожиточного минимума только работника и не учитывал состав его семьи.
Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако, статья 421 Трудового кодекса определяет, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом, который до настоящего времени не принят.
Речь об обеспечении МРОТ прожиточного минимума семьи работника пока законодателями не поставлена.
Кроме того, следует учитывать, что в начале 1990-х годов размер потребительской корзины был занижен на 30% и до настоящего времени не восстановлен. Это ещё больше отягощает ситуацию с регулированием доходов населения. В этой связи критерии установления МЗП определяют материальное благополучие миллионов россиян.
Объектом исследование выступает минимальная заработная плата как важнейший социальный норматив
Предмет исследования является порядок установления минимальной заработной платы
Целью исследования является анализ уровня и динамики минимальной заработной платы как социального норматива.
Задачи исследования:
- определение
роли и места социальных
- определение
порядка установления
- порядок индексация уровня минимальной заработной платы;
- сравнительный анализ с зарубежными странами.
1. Система социальных гарантий и социальных стандартов
В действующей системе социальных гарантий и льгот используются понятия - “право”, “гарантия”, “льгота”, “компенсация”. Нечеткое разграничение этих категорий приводит к смещению понятий, что негативно отражается на анализе проблемы.
Понятия “право” и “гарантия” употребляются в значительной мере как однопорядковые. “Право” - это прежде всего узаконенная государством возможность, а “гарантия” - главным образом обеспечение, т.е. более активная деятельность по реализации того или иного положения.
“Льгота” - это стремление благоприятствовать отдельным субъектам, предоставление кому-либо преимущества, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или обеспечение условий их выполнения.
“Компенсация” - это возмещение убытков, вызванных причинами, ответственность за которые принимает на себя субъект (государство).
Действующая система социальных гарантий, льгот и выплат включает в себя все черты социалистической плановой экономики, независимо от происшедших изменений в сфере собственности, взаимоотношений центра и регионов, в том числе и в области финансов. Она также не учитывает возрастающую роль граждан в обеспечении личного благополучия и благосостояния.
Различные виды социальных гарантий, компенсаций и других выплат, включая косвенные (бесплатные и льготные услуги), получает почти половина населения России, хотя реально нуждаются в них прежде всего граждане, имеющие доходы ниже прожиточного уровня. Для обеспечения населения эти пособия не имеют экономического смысла, а для нуждающихся семей - не гарантируют необходимой социальной защиты. Это приводит к тому, что при значительных расходах на выплату социальных трансфертов, реальные средние размеры большинства пособий и социальных выплат остаются очень низкими.
Более того, в условиях резкого падения объемов производства, появления таких новых явлений как безработица, вынужденная миграция и появление ряда других неизвестных или мало известных ранее социальных явлений эта система получила дальнейшее, хотя и довольно бессистемное развитие.
Многочисленные льготы, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социально иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждался.
Складывается парадоксальная ситуация, когда страна, с вдвое меньшим, чем в дореформенный период финансово-экономическими возможностями и уже во многом иным укладом экономики, несет на себе большой груз социальных обязательств, которые уже в силу этих причин не в состоянии выполнить, вызывая недовольство многочисленных категорий льготников.
В настоящее время социальные гарантии и льготы в Российской Федерации составляют более тысячи, которыми обеспечиваются около 200 категорий получателей, а численность лиц, претендующих на получение различных социальных гарантий, льгот и выплат достигает почти 100 млн. человек (ветераны, инвалиды, дети, учащаяся молодежь, безработные, вынужденные переселенцы и другие категории граждан).
2. Установление минимальной заработной платы
Величина заработной платы и другие условия труда в отраслях, в которых функционируют профсоюзы, определяются коллективными тарифными договорами, периодически заключаемыми на определенный срок в процессе переговоров между предпринимателями и профсоюзами. Причем, как правило, заработная плата, оговариваемая в тарифных договорах, представляет собой минимальную величину почасовой оплаты, ниже которой при каждом индивидуальном акте найма предприниматель не имеет права предлагать, а работник не имеет права соглашаться. Иначе говоря, тарифный договор применительно к заработной плате устанавливает ее коллективный минимум, что жестко ограничивает возможности предпринимателей использовать конкуренцию на рынке труда для снижения заработной платы.
Принцип коллективного минимума, используемый в тарифных договорах применительно к заработной плате, пользуется государственной поддержкой. Это видно хотя бы из того, что государство в ряде стран законодательно устанавливает минимум заработной платы как обязательный норматив и тем самым также устанавливает предел возможностям предпринимателей чрезмерно снижать заработную плату.
Минимальная заработная
плата, установленная государством,
часто ниже минимального предела, устанавливаемого
в тарифных соглашениях между
предпринимателями и
За последнее десятилетие размер МРОТ в России вырос почти в 35 раз (Таблица 1), но его размер так и не достиг прожиточного минимума.
Таблица 1 Динамика изменения МРОТ в России с 2000 по 2012 год
Дата |
МРОТ 2000-2012 в российских рублях |
c 1 января 2012 |
4 611 |
с 1 июня 2011 |
4 611 |
с 1 января 2010 |
4 330 |
с 1 января 2009 |
4 330 |
с 1 сентября 2007 |
2 300 |
с 1 мая 2006 |
1 100 |
с 1 сентября 2005 |
800 |
с января 2005 |
720 |
с 1 октября 2003 |
600 |
с 1 мая 2002 |
450 |
с 1 июля 2003 |
300 |
с 1 января 2001 |
200 |
с 1 июля 2000 |
132 |
Как видно из таблицы 1, в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда в 2012 году не изменился по сравнению с 2011 годом и остался на уровне 4 611 рублей.
Об этом говорится в проекте федерального закона, который был утвержден в ноябре 2011 года. МРОТ планируется пересмотреть в 2013-2014 гг. исходя из экономической ситуации в целом по Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума в целом по России для трудоспособного населения в 4-м квартале 2011 г. составила 6710 руб. Как видно, МРОТ составляет 68,7% от прожиточного минимума.
Согласно Трудовому кодексу, любой регион (область) могут на своем уровне законодательно устанавливать свой региональный МРОТ выше федерального. Но данным правом воспользовались только 30 из 87 субъектов Российской Федерации.
Например, в
США минимальная почасовая
Разрыв между установленной государством минимальной заработной платой и фактическими средними заработками (в пользу вторых) существует во всех странах, имеющих государственное законодательство о минимальной заработной плате (наряду с США в Канаде, во Франции, Испании, Португалии и некоторых других). В тех же странах, в которых государство не устанавливает гарантированный минимум заработной платы (в ФРГ, Италии, Англии, Японии), решающая роль принадлежит минимальным уровням заработной платы, которые устанавливаются в коллективных договорах между предпринимателями и профсоюзами. В некоторых из этих стран, например в ФРГ и Италии, государство законодательно распространяет уровень минимальной заработной платы, установленный в коллективных договорах, и на работников, не состоящих в профсоюзах.
В процессах формирования заработной платы в развитых странах четко проявляется сочетание влияния сходных методов и показателей на основе широкой самостоятельности предприятий в решении соответствующих вопросов и национальных особенностей, подчас весьма значительных
Практически во всех развитых странах исходной базой величины заработной платы служит тарифный заработок, формируемый на основе тарифной сетки и надбавок к ней. Тарифный заработок совместно со сверхурочными выплатами формирует месячный заработок, его дополняют премии и другие "выплаты, имеющие определенную периодичность в течение года. Роль подобных доплат весьма велика (например, в США до 25% средней заработной платы в частнопредпринимательском секторе экономики).
Наряду с общими элементами формирования заработной платы в развитых странах существуют национальные различия. Специфика характерна, например, для Японии, где большую роль играет система пожизненного найма. С этой системой связано существование в японских компаниях трех видов тарифных ставок - личной, трудовой и синтезированной Личная ставка связана с пожизненным наймом и устанавливается на основе сочетания ряда признаков, важнейшими среди которых являются возраст и стаж. Трудовая ставка учитывает квалификацию и результаты труда, а синтезированная ставка сочетает элементы личной и трудовой ставок. Именно эта ставка, в которой учитывается японский и западный опыт, используется в 2/3 компаний. Элементы японской традиционной системы пожизненного найма содержат своеобразные и мощные регулирующие силы на рынке труда этой страны. Их воздействие хотя и постепенно сокращается, но продолжает оставаться достаточно весомым.