Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 15:16, курсовая работа
Целью исследования является анализ уровня и динамики минимальной заработной платы как социального норматива.
Задачи исследования:
- определение роли и места социальных нормативов в социальной политике;
- определение порядка установления минимальной заработной платы;
Введе-ние…………………………………………………………………….3
1. Система социальных гарантий и социальных стандартов……………5
2. Установление минимальной заработной платы……………………….7
3. Продолжительность рабочего времени……………………………….16
4. Другие направления государственного регулирования
оплаты тру-да………………………………………………………………17
5. Уровень минимальной заработной платы в регионах……………….19
6. Индексация уровня МРОТ…………………………………………….23
7. Сравнительный анализ с зарубежными странами……………………28
Заключе-ние………………………………………………………………..32
Используемая литерату-ра………………………………………………...38
Итак, линия поведения государства в сфере оплаты труда, на наш взгляд, должна быть следующей: - МРОТ повышается, постепенно приближаясь к уровню ПМ (или, как предлагают эксперты Всемирного банка для России, к 30% средней зарплаты); одновременно реструктурируется экономика и проводятся реформы, способствующие экономическому росту;
- уровни МРОТ и прожиточного минимума периодически пересматриваются (в соответствии с инфляцией);
- для молодежи
и некоторых других
- расчет МРОТ производится каждым регионом самостоятельно на основе единой федеральной методики (при этом региональный уровень МРОТ не должен быть ниже федерального);
- меняется налоговое законодательство, уменьшается общее налоговое бремя;
- в рамках
изменения налогового
Многие отечественные экономисты предлагают ввести и в России часовую ставку минимальной оплаты труда. Такой шаг связан с серьезной проблемой - усилением угрозы неполной занятости.
Дело в том, что ТК РФ предусматривает социальные гарантии при сокращенном рабочем дне (сокращенной рабочей неделе), а нововведение может спровоцировать работодателя на заключение трудовых договоров с работниками на занятость в течение нескольких часов в день (неделю, месяц). Кем тогда будут считаться подобные работники: частично занятыми или частично безработными? Получат ли они право на пособие по безработице? Ответов на эти вопросы пока нет.
Вполне вероятно усиление безработицы. Работодатели, оплачивая лишь фактически отработанные часы, не станут компенсировать работнику вынужденные простои либо попросту уволят лишний персонал. Кроме того, наличие довольно большого числа сдельщиков затрудняет введение часовой ставки.
Целесообразнее было бы задуматься о переходном смешанном варианте - сочетании месячного МРОТ с часовой ставкой минимальной оплаты труда для некоторых категорий работников. Так, можно ввести умеренную часовую ставку оплаты для повременщиков, занятых простым, неквалифицированным трудом (уборщиц, лифтеров, вахтеров, экспедиторов и т.п.), сохранив месячную ставку для остальных. Не увеличивая расходы работодателя, возможно, даже сокращая их, мы реально добьемся более рационального использования совокупного рабочего времени. Скорее всего, это вызовет рост частичной безработицы (вероятно, и вторичной занятости), но экономическая эффективность в результате только повысится. Избыточная занятость (обычно маскирующая низкую производительность труда) обнаружит себя и станет трансформироваться в частичную занятость или безработицу. Появятся предпосылки для выявления истинной потребности предпринимателей в рабочей силе.
Но даже частичное введение часовой ставки МРОТ потребует институционального оформления. По-видимому, будут нужны соответствующие изменения в трудовом законодательстве, изыскание компенсационных механизмов (оплата простоя не по вине работника, гарантированный месячный заработок и т.п.), дополнительные решения о социальной защите (например, об условиях оплаты больничных листов и отпусков, о социальных льготах).
Используемая литература