Минимальная заработная плата: функции, критерии определения и использования, механизм индексации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ уровня и динамики минимальной заработной платы как социального норматива.
Задачи исследования:
- определение роли и места социальных нормативов в социальной политике;
- определение порядка установления минимальной заработной платы;

Содержание работы

Введе-ние…………………………………………………………………….3
1. Система социальных гарантий и социальных стандартов……………5
2. Установление минимальной заработной платы……………………….7
3. Продолжительность рабочего времени……………………………….16
4. Другие направления государственного регулирования
оплаты тру-да………………………………………………………………17
5. Уровень минимальной заработной платы в регионах……………….19
6. Индексация уровня МРОТ…………………………………………….23
7. Сравнительный анализ с зарубежными странами……………………28
Заключе-ние………………………………………………………………..32
Используемая литерату-ра………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСАЧ.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

В последние три года произошло  резкое увеличение МЗП: с 1 января 2009г. МЗП возросла до 4300 руб., что в принципе сопоставимо с величиной прожиточного минимума. По опыту других стран можно ожидать значительных последствий данной меры для рынка труда. Елена Кобзарь подчеркнула, что российский механизм установления МЗП сам по себе провоцирует многие эффекты, его влияние существенно трансформирует базовые принципы законодательного регулирования заработной платы. Рост МЗП приводит к «ценовым» и «количественным» реакциям предприятий, которые проявляются в вынужденном повышении зарплат, увеличении неофициальной доли вознаграждения, сокращении персонала, «выталкивании» его в неформальной сектор. Совокупная реакция рынка труда определяется структурой занятости, долей получателей МЗП, относительной величиной и скоростью изменения ставки. Чем большее количество работников затрагиваются МЗП напрямую и чем выше ее относительная величина, тем масштабнее эффекты на занятость, безработицу и заработные платы.

В последние два года в  России наметился сдвиг от централизованной к децентрализованной модели МЗП. Региональные субминимумы зарплаты установлены в 49 субъектах РФ. В среднем региональная МЗП на 75% больше федеральной. В 11 субъектах региональная МЗП в 2 и более раза превышает федеральную, в 16 регионах МЗП достигла уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, а еще в 3 превысила этот уровень (Московская область, Сахалинская область, Кемеровская область). Охват региональных рынков труда МЗП так же не единообразен: в 14 субъектах РФ региональный МЗП не относится к занятым в бюджетном секторе, в 2-х регионах установлены субминимумы для занятых в сельском хозяйстве. Достаточно активно устанавливают региональные субминимумы субъекты Центрального федерального округа. А регионы Сибири и Дальнего Востока реже вводят субминимум МЗП, но ее размер в среднем выше. Хотя, ожидалось, что именно в этих регионах прибегать к повышению МЗП сверх установленного на федеральном уровне размера будут чаще. Однако, замечает Елена Кобзарь, все эти изменения не отражают ситуацию на региональных рынках труда, а в большей степени связаны с возможностями региональных бюджетов и балансом политических сил.

После повышения МЗП, которое произойдет с 1 января 2009 года, для большинства регионов МЗП превысит 25% от средней заработной платы, что соответствует показателям стран с переходной экономикой. Новый федеральный минимум превысит МЗП субъектов РФ, а значит, нивелирует эффект зародившейся региональной дифференциации в ее применении. По сути это означает возврат к централизованной модели установления МЗП.

На территории города Москвы в настоящее время  действует Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В соответствии с ним на территории города Москвы минимальная заработная плата с 1 мая 2008 года был установлена в размере 6800 руб., с 1 сентября 2008 года – 7500 руб., а в 2011 году – 10400 руб.

В настоящее  время региональные соглашения о  минимальной заработной плате заключены в 30 субъектах Российской Федерации. Размеры минимальных заработных плат установлены с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и колеблются в диапазоне от 2500 до 6300 руб. в месяц. Соглашения после подписания сторонами опубликованы в средствах массовой информации регионов. Вот некоторые данные:

С 1 января 2009 года размер минимальной заработной платы бюджетников Красноярского края увеличен до 4330 рублей, сообщает краевое Министерство финансов.

С 2008 года в крае проводится планомерное повышение  размера минимальной заработной платы бюджетников региона. На основании Регионального соглашения, заключенного в ноябре 2007 года Советом администрации, Федерацией профсоюзов и работодателями края, размер минимальной зарплаты региональных бюджетников в течение 2008 года увеличивался дважды: в январе – до 3000 рублей, в сентябре – до 3500 рублей. Причем, по инициативе губернатора Александра Хлопонина уровень минимальной заработной платы в течение 2008 года увеличивался с опережением минимального размера оплаты труда, установленного Федерацией.

В конце 2010 года между Правительством, Федерацией профсоюзов работодателями края было подписано очередное Региональное соглашение. В рамках документа размер минимальной заработной платы краевых бюджетников с 1 января 2011 года увеличивается до 4611 рублей. При этом уровень минимальной зарплаты установлен с учетом территории, в которой расположено то или иное бюджетное учреждение края.

Так, для бюджетных  организаций Норильска размер минимальной  заработной платы составил 8279 рублей, Северо-Енисейского района – 7324 рубля, Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района – 8279 рублей. В Енисейске и Лесосибирске, а также в Енисейском, Богучанском и Мотыгинском районах минимальная заработная плата бюджетников увеличена до 5735 рублей, в Кежемском районе – до 6687 рублей.

Размер минимальной заработной платы в Туруханском районе – севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан с 1 января 2011 года составляет 7643 рубля; южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан – 6687 рублей; в Эвенкийском муниципальном районе – севернее параллели 63° северной широты – 7643 рубля; южнее параллели 63° северной широты – 7643 рубля.

Практически во всех остальных регионах России, в том числе и в Оренбургской области, минимальная заработная плата с 1 января 2011 года установлена на уровне 4611 рублей. В дальнейшем размер минимальной заработной платы в крае предполагается индексировать с учетом уровня инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Индексация  уровня  МРОТ

Установленный федеральным законом минимум  оплаты труда гарантируется работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Месячная заработная плата работника не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Но в условиях социально-экономического кризиса многие предприятия практикуют режим неполного рабочего времени. В таких условиях работодатель по закону освобождается от обязанности гарантировать работнику минимальный размер заработной платы. В этой связи заслуживают поддержки предложения о необходимости перехода к гарантированной минимальной часовой тарифной ставке. Эти предложения были приняты Правительством РФ. Так, в Программе социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг. предусматривалось введение нового социального стандарта оплаты труда - часовая тарифная ставка. Однако он не введен до сих пор.

Юридическое значение минимальной заработной платы, установленной  федеральным законом, состоит в следующем:

во-первых, как  справедливо писал К.М. Варшавский, минимум заработной платы представляет собой именно крайний предел, ниже которого никто не вправе платить, даже если нанимающийся и соглашается на более низкую оплату. Более того, по его мнению, если в трудовом договоре не указан размер заработной платы, то нет оснований для применения минимума заработной платы. В этих случаях суды должны исходить из средней зарплаты, существующей в данной местности для данной профессии. Положение это признавалось уже в буржуазном праве, начиная с Прусского Уложения 1796 г., и с тем большим основанием должно признаваться и у нас;

во-вторых, при  оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время нормативно-правовыми актами минимальный размер тарифной ставки (оклада) устанавливается только работникам бюджетной сферы в РФ (ст. 130 ТК), иным работникам - в локальном или коллективно-договорном порядке. Так, в ряде отраслевых тарифных соглашений в настоящее время устанавливается минимальная тарифная ставка либо не ниже прожиточного минимума (Отраслевое тарифное соглашение оборонной промышленности от 21 марта 2002 г. и др.), либо в процентах от величины прожиточного минимума с поэтапным ростом, либо в размере трехкратной величины минимальной оплаты труда для рабочих первого разряда (Отраслевое тарифное соглашение по агропромышленному комплексу от 11 мая 2001 г.). Однако еще раз подчеркнем, что в любом случае при выполнении нормы рабочего времени при оплате труда на основе тарифной системы тарифная ставка первого разряда должна быть не менее минимального размера заработной платы;

в-третьих, согласно ТК РФ, минимальный размер оплаты труда  устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК РФ). Порядок определения прожиточного минимума и его величина устанавливаются федеральным законом, согласно которому прожиточным минимумом признается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина - это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, определяемый на основании социально-демографических групп населения в целом по РФ и ее субъектах не реже одного раза в пять лет. Минимальный размер оплаты труда должен определяться исходя из величины прожиточного минимума в целом по РФ.

Между тем, рассматриваемая  статья Кодекса в указанной части  соответствия минимальной заработной платы прожиточному минимуму должна вводиться в действие специальным федеральным законом. И это не случайно. На сегодняшний день число граждан России, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составляет по официальной статистике около четверти общей численности населения, а установленный законом минимальный размер заработной платы в разы меньше прожиточного минимума. ТК РФ устанавливает, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, должны предусматриваться федеральным законом (ст. 421). В этой части несомненный интерес представляет обращение к зарубежному опыту разрешения указанной проблемы.

Практика законодательного регулирования минимальной заработной платы имеет длительную историю. Она возникла, как отмечалось выше, в 1896 г. в Австралии, где были созданы советы по вопросам заработной платы из представителей предпринимателей, рабочих и общественности. Эти советы были уполномочены устанавливать справедливую минимальную заработную плату для всех отраслей. Затем законы о минимальной заработной плате принимаются в Великобритании (1909 г.), Франции (1915 г.), Австрии (1918 г.), Германии (1923 г.) и других европейских странах. В 1917 г. в Федеральной Конституции Мексики (ст. 123) было записано, что минимальная заработная плата работника - главы семьи должна быть достаточна и соответствовать условиям проживания в каждом регионе страны для обеспечения нормальных жизненных условий, образования и досуга. Впоследствии названная практика была обобщена экспертами Международной организации труда (МОТ) и в 1928 г. была принята Конвенция МОТ N 26 "О процедуре установления минимальной заработной платы для занятых в сфере производства и торговли". Пересмотр и обновление названной Конвенции МОТ и дальнейшее расширение сферы применения законодательства о минимальной заработной плате нашли отражение в Конвенции МОТ N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.). Указанные конвенции МОТ не были ратифицированы нашим государством.

В соответствии с международными стандартами уровень  минимальной зарплаты рассматривается  как нижняя граница, которая должна гарантировать удовлетворение основных жизненных потребностей трудящегося и его семьи. Однако определение критериев минимального уровня жизненных потребностей во многом зависит от социально-экономического положения страны. Еще в начале ХХ в. Л.С. Таль, не отрицая значение минимального размера заработной платы, писал, что установление минимума зарплаты составляет чрезвычайно сложную и трудную задачу. Необоснованная нормировка минимальной заработной платы, по его мнению, приводит либо к разрушению промышленности и увеличению безработицы, либо остается мертвой буквой закона.

Минимальный месячный размер оплаты труда должен подлежать  индексации в порядке, установленном текущим законодательством. При этом важно уяснить, что установление конкретного единого минимального размера оплаты труда работников на всей территории РФ без учета прожиточного минимума есть фикция, ибо он тогда не выполнил бы своего основного назначения — оградить наемного работника от чрезмерной эксплуатации его тру­да. Поэтому конкретные минимальные размеры оплаты труда должны устанавливаться не федеральными законами, а законодательством субъектов РФ. Такое решение вопроса соответствовало бы положениям Конвенции МОТ № 131 (1970 г.), предусматривающей защиту работников от неоправданно низкой оплаты труда. Ратификация Россией этой Конвенции — давно назревшая потребность, призванная усилить социальную защиту работников наемного труда.

К сожалению, глава 21 ТК РФ в целом содержит мало конструктивных правовых решений и, по существу, ориентирует  на демпинговую цену рабочей силы. Статья 133, с которой начинается эта глава, посвящена исключительно минимальному размеру оплаты труда. Предполагается, что минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом одновременно на всей  территории РФ и используется в качестве меры защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы.

Следует полагать, что законодатель допустил просчет, оставив на первом плане в правовом регулировании оплаты труда положение о ее минимальном размере. Более конструктивным, исходя из рыночного характера трудовых отношений и принципа свободы трудового договора, было бы начать главу со статьи, устанавливающей, что конкретный размер и условия оплаты труда определяются по соглашению между работником и работодателем. Таким образом устанавливался бы основной принцип правового регулирования оплаты труда в условиях рыночной экономики — принцип тарифной автономии. Этим подчеркивалось бы важное правило о том, что в условиях рынка труда главными субъектами правового регулирования оплаты труда становятся сами стороны трудового правоотношения. Иначе говоря, индивидуально-договорный метод здесь пре­обладает над коддоговорным и централизованным методами регулирования трудовых отношений. Важно и то, что закрепляется право работника непосредственно участвовать в установлении цены своей рабочей силы, своих способностей к труду. И именно это в первую очередь определяет рыночный характер трудовых отношений, в которые вступает работник.

Информация о работе Минимальная заработная плата: функции, критерии определения и использования, механизм индексации