Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:18, курсовая работа
Целью данной работы является необходимость показать роль мотивации труда в деятельности и выборе стратегии развития предприятия, оценить эффективность деятельности предприятия в области управления персоналом, дать рекомендации по дальнейшему ее улучшению.
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1. Основные категории процесса мотивации персонала..................................................................................................................7
Глава 2. Виды мотивации персонала .............................................................14
Глава 3. Основные характеристики теорий мотивации……………...………..19
3.1. Основные характеристики содержательных теорий мотивации...............................................................................................................19
3.2. Основные характеристики процессуальных теорий мотивации……………………………………………………………………….35
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы ………......................................………….........................40
Виктор Врум считал, что если валентность низка, т.е. ценность получаемого вознаграждения для сотрудника не слишком велика, то мотивация трудовой деятельности и в этом случае будет ослабевать.
Учёный также был убеждён в том, что при достаточно маленьком значении любого из этих трех критически важных для определения мотивации факторов, мотивация будет слабой, а результаты труда незначительными. Соотношение трех факторов описывается следующей формулой:
Мотивация = З-Р х Р-В х валентность.
Другим объяснением того, как люди распределяют и направляют свои силы на достижение поставленных целей, явилась теория справедливости.
Теория справедливости базируется на том, что человек субъективно определяет отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносит его с вознаграждением коллег, выполняющих аналогичные задания. Основным выводом теории справедливости для практики управления явилось то, что до тех пор, пока работники не будут убеждены в том, что они получают справедливое вознаграждение, то они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.
Лайман Портер и Эдвард Лоулер, в свою очередь, разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, которая включала элементы теории ожиданий и теории справедливости. Они представили модель с пятью переменными: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Портер и Лоулер считали, что достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий определялся ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Теория Портера-Лоулера устанавливала чёткое соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. индивид удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты. Эти результаты, по их мнению, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей сотрудника, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько работник верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. А достижение поставленной цели может повлечь также внутреннее и внешнее вознаграждения. К внутренним Портер и Лоулер относили чувство удовлетворения, компетентности, самоуважения. Внешние соответственно: похвала, премия, продвижение по службе.
Самым ценным выводом данной теории явился вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Модель Портера-Лоулера таким образом, внесла весомый вклад в понимание процесса мотивации. Она доказала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Модель показала значимость объединения таких понятий, как усилия, способности, результаты, вознаграждение, удовлетворение и восприятие в рамках единой системы.
Да, деньги являются наиболее очевидным способом вознаграждения сотрудников. Процессуальные теории мотивации поддержали этот вывод в своих исследованиях. Однако, учёные также установили, что только при наличии определенных условий рост зарплаты будет стимулировать рост производительности труда. Первое условие состоит в том, что работники должны придавать зарплате большое значение, а второе в том, что они также должны верить в существование четкой взаимосвязи между зарплатой и производительностью.
Таким образом, можно сделать ещё один вывод: работник трудится ради денежного вознаграждения, а также ради комплекса компенсационных и поощрительных мер. В совокупности они обеспечивают необходимые условия выживания, развития сотрудника компании, проведения досуга в настоящем, а также уверенность в будущем, развитие и высокое качество жизни в расчете на перспективу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в условиях рыночной экономики совокупность мотивов человеческой деятельности представляет собой сложный биосоциальный организм, в основе которого лежат потребности, интересы, ценности индивида.
Стимулы трудовой деятельности выступают лишь как отражение внешней среды, в которой формируется система мотивов человеческой деятельности. Они, так же как и потребности, встраиваются в механизм мотивации труда и опосредованно влияют на формирование мотивов, возникающих на основе потребностей, интересов, ценностей, через влияние на формирование последних.
Механизм мотивации труда — это взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность социально-экономических факторов, которая формирует производственные отношения между субъектами хозяйствования, стремящимися реализовать поставленные перед ними цели в процессе различных форм деятельности.
Этот механизм мотивации формируется на всех уровнях: государство, предприятие, индивид. Уровни тесно взаимосвязаны, они влияют друг на друга.
А рынок, в свою очередь, с его дифференциацией людей является тем стимулом, который порождает совершенно новую систему потребностей, интересов, ценностей, в которой формируется новый, адекватный рынку механизм мотивации не просто труда, а общественно полезной деятельности человека.
Социально-экономические проблемы мотивации труда, пути их решения не могут быть исчерпаны в рамках одного исследования, тем более что весьма существенным представляется реализация их на практике.
Тот небольшой
опыт формирования механизма мотивации общественн
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М., 2001. С. 133.
Информация о работе Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала