Налоговая система государства, принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
Понятие и сущность налогов
4
Понятие налога
4
Налоги в воспроизводственном процессе
6
Функции налогов и сборов
8
Классификация налогов и сборов
9
Порядок установления налогов и сборов
11
Элементы налогов, их характеристика
11
Особенности введения в действие местных налогов и сборов
12
Налоговая политика государства
13
Принципы и методы налогообложения
13
Фискальная эффективность налогообложения
14
Справедливость налогообложения
15

Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
17
Способы взимания налогов
20
Методы признания доходов и расходов
21
Налоговые и другие уполномоченные органы
22
Федеральные налоги и сборы
23
Налог на прибыль организаций
23
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
24
Водный налог
25
Государственная пошлина
28
Налог на добычу полезных ископаемых
29
Налог на добавленную стоимость
31
Акцизы
34
Налог на доходы физических лиц
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 41
Приложения 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.79 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ТАМБОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории

на тему: «Налоговая система государства, принципы налогообложения» 
 
 

                                          Выполнил: студент 1 года обучения  АНО и ИП

                                          специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

                                          Кузьмин Александр Юрьевич 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Лоскутова М.В. 

ТАМБОВ, 2011

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
  1. Понятие и сущность налогов
4
    1. Понятие налога
4
    1. Налоги в воспроизводственном процессе
6
  1. Функции налогов и сборов
8
  1. Классификация налогов и сборов
9
  1. Порядок установления налогов и сборов
11
    1. Элементы налогов, их характеристика
11
    1. Особенности введения в действие местных налогов и сборов
12
  1. Налоговая политика государства
13
    1. Принципы и методы налогообложения
13
    1. Фискальная эффективность налогообложения
14
    1. Справедливость налогообложения
15
   
Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
  1. Виды налогов и сборов в Российской Федерации
17
  1. Способы взимания налогов
20
  1. Методы признания доходов и расходов
21
  1. Налоговые и другие уполномоченные органы
22
  1. Федеральные налоги и сборы
23
    1. Налог на прибыль организаций
23
    1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
24
    1. Водный налог
25
    1. Государственная пошлина
28
    1. Налог на добычу полезных ископаемых
29
    1. Налог на добавленную стоимость
31
    1. Акцизы
34
    1. Налог на доходы физических лиц
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список  литературы 41
Приложения 42
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     В условиях  рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из  важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

     От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование  всего  народного хозяйства.

     Именно  налоговая система на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях  и методах реформирования, равно  как и острой критики.

     На  данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в  западных странах, накоплен огромный многолетний  опыт по налогообложению.  Но в связи  с тем, что налоговая система  России создается практически  заново, сегодня  очень мало монографий в  которых можно было  бы  найти  грамотные, глубоко  продуманные,  просчитанные предложения по созданию именно  российской  налоговой  системы,  отвечающей   нашим  российским реалиям.

     В данной  работе предпринята попытка дать понятие налога, налоговой системы, определить позицию налогов, как мощного экономического механизма в жизни каждого государства.

     Данная  работа состоит из 2 глав и 5 параграфов в каждой главе соответственно и 6 приложений.

     В первой главе рассматривается понятие  налогов, налоговой системы и  рассматриваются принципы налогообложения  с экономической точки зрения.

     Во  второй главе рассматриваются особенности  принципов налогообложения в  Российской Федерации и дается краткий анализ федеральных налогов.

 

Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 
 

  1. Понятие и сущность налогов
 

     Налоги  - это одна из наиболее актуальных финансовых категорий.

     Необходимо  различать понятия «налог» и  «налогообложение». «Налог» - это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» - процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового механизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы. В действующем российском налоговом законодательстве понятия налога и сбора разделены. 
 

    1. Понятие налога
 

     Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципальных образований. Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (муниципальных) и уполномоченных органов. До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации (1 января 1999 г.) понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы. Исходя из определения налога его основными признаками являются: 

  1. обязательность платежа;
  2. индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);
  3. отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;
  4. источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.
 

Рассмотрим  каждый из признаков по отдельности. 

Обязательность  платежа. Признак обязательности налога закреплен в Конституции Российской Федерации1. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов

общества.

     Как правило, налогоплательщик вступает в  налоговые отношения, приобретает  обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности. 

Индивидуальная  безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путем предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. индивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов).

     Именно  то, что налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства, составляет один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности.

     Взимание  налогов происходит в денежной форме  в соответствии со строгой трактовкой налога как финансовой категории.

     Тем не менее на ранних стадиях развития налоговых систем государственные финансовые ресурсы в значительной степени формировались на основе натуральных налогов.

     Так, в 1990-е годы в Российской Федерации  были распространены неденежные формы уплаты налогов из-за неразвитых товарно-денежных отношений. Достаточно часто уплата налога осуществлялась с использованием государственных ценных бумаг (казначейских обязательств) либо путем проведения зачетов взаимных требований и др. 

     Отчуждение  принадлежащего налогоплательщику  имущества в денежной форме. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

     В момент уплаты налога происходит смена  собственника денежных средств. Факт перехода права собственности от налогоплательщика  к государству имеет большое  значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и бюджетные отношения. Бюджетные отношения возникают по поводу формирования и распределения государственных финансовых ресурсов, находящихся в собственности государства, и перехода права собственности в бюджетных отношениях не происходит, в то время как налоговые отношения связаны с переходом права собственности от налогоплательщика (частного субъекта) к государственным или муниципальным органам (публичному субъекту).

     Существование значительного по размерам государственного сектора в национальной экономике (государственные и муниципальные предприятия) предполагает уточнение формулировки статуса финансовых ресурсов в налоговых отношениях. В Налоговом кодексе Российской Федерации2 данная проблема была решена путем применения более широкой, чем «переход права собственности» на финансовые ресурсы, формулировки - «переход вещного права» на них, что подразумевает переход финансовых ресурсов (имущества), принадлежащих налогоплательщику как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. 

Источник  финансового обеспечения  деятельности государства  или муниципальных образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией.

     Налоговые доходы являются основными в доходах  государственных и местных бюджетов как в Российской Федерации, так и в развитых и развивающихся странах. В экономически развитых странах их доля в доходах государственного бюджета достигает 80-90%, а в доходах местных бюджетов - более 50%.

     Финансирование  государственных нужд - один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Причем речь идет о финансировании не самих органов государственной власти (или местного самоуправления) - они ответственны за надлежащую организацию процесса налогообложения, а о финансовом обеспечении всего государства (муниципальных образований). Последнее является еще одним характерным отличием налогов от других фискальных платежей. 

    1. Налоги  в воспроизводственном  процессе
 

     Налоговые отношения составляют специфическую  подсистему производственных отношений. Из всей совокупности отношений, связанной с производством, распределением, обменом и потреблением, налоги функционируют на стадии распределения. В процессе движения национального дохода происходит обособление распределительных отношений в целом и налоговых отношений в частности.

     Налоги  как подсистема производственных отношений  представляют собой форму обобществления части национального дохода в  денежной форме. Распределение не выступает  как пассивный результат производства. В результате изменения распределения  оно может оказывать на производство обратное влияние. Значительная роль в этом процессе принадлежит налогам.

     Движение  налогов связано с движением  всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение. На последующей стадии возросшая в результате получения прибавочной стоимости масса денежного капитала расходуется не только для расширенного воспроизводства, но и для выплаты налоговых обязательств. Таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление.

     Объектом  налоговых отношений является движение части стоимости национального  дохода в денежной форме посредством  ее перераспределения и образования целевых фондов финансовых ресурсов. Субъектами налоговых отношений в Российской Федерации выступают:

Информация о работе Налоговая система государства, принципы налогообложения