Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:00, курсовая работа
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
Понятие и сущность налогов
4
Понятие налога
4
Налоги в воспроизводственном процессе
6
Функции налогов и сборов
8
Классификация налогов и сборов
9
Порядок установления налогов и сборов
11
Элементы налогов, их характеристика
11
Особенности введения в действие местных налогов и сборов
12
Налоговая политика государства
13
Принципы и методы налогообложения
13
Фискальная эффективность налогообложения
14
Справедливость налогообложения
15
Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
17
Способы взимания налогов
20
Методы признания доходов и расходов
21
Налоговые и другие уполномоченные органы
22
Федеральные налоги и сборы
23
Налог на прибыль организаций
23
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
24
Водный налог
25
Государственная пошлина
28
Налог на добычу полезных ископаемых
29
Налог на добавленную стоимость
31
Акцизы
34
Налог на доходы физических лиц
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 41
Приложения 42
Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя.
Сущность
налогов как экономической
Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Выделяют фискальную и контрольную функции налогов.
При этом фискальная функция (от лат. Fiscus - корзина) налогов является основной. С ее помощью обеспечивается формирование государственных (муниципальных) денежных фондов и создаются предпосылки для последующего распределения части стоимости национального дохода. Без фискальной невозможно существование контрольной функции.
Контрольная
функция налогов позволяет
По учету объектов налогообложения. Наиболее распространена классификация налогов и сборов в соответствии с объектами налогообложения: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.), т.е. прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика.
Косвенные налоги взимаются через цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги).
По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социальный налог, замененный в последствие на страховые взносы).
По уровню управления налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги устанавливаются Федеральным собранием Российской Федерации (Государственная дума и Совет Федерации), действуют на всей территории России и взимаются по единым ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Федеральные налоги являются основой формирования бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральные налоги могут зачисляться как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты.
Региональными признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и вводимыми региональными законодательными (представительными) органами власти (областные советы, советы народных депутатов, областные думы и др.). К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
К местным налогам в соответствии с частью первой НК РФ относятся: земельный налог, налоги на имущество физических лиц.
Структура налоговых поступлений в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2007 г. представлена в приложение 1.
По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом (например, бывший единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). В большинстве современных стран основную роль играют налоги нецелевые, соответствующие налоговые доходы поступают в бюджет. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающий реализацию его расходных статей. В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации налоги и сборы разделяют по группам в зависимости от объектов налогообложения (приложение 2).
В соответствии с международной классификацией - методологией Статистики государственных финансов (Government finance statistics), разработанной МВФ, - налоги и сборы классифицируются так, как представлено в приложение 3.
В соответствии с указанной методологией налоговые доходы, составляющие основную долю доходов многих государственных единиц, формируются из так называемых обязательных трансфертов сектору государственного управления. Причем в налоговые доходы не включаются определенные виды обязательных трансфертов, такие, как штрафы, пени и большинство взносов/отчислений на социальное обеспечение.
Взносы/отчисления на социальные нужды выделяются в отдельную группу и представляют собой фактические или условно исчисленные поступления от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от работников, лиц, работающих не по найму, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени.
Взносы/отчисления обеспечивают право на получение социальных пособий лицам, их производящим, иждивенцам плательщиков или пережившим их наследникам. Эти взносы/отчисления могут быть как обязательными, так и добровольными.
Налоговый кодекс Российской Федерации возлагает на налогоплательщиков определенные обязанности, главной из которых является полная и своевременная уплата законно установленных налогов и сборов. Такая обязанность закреплена в Конституции Российской Федерации (статья 57). При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения3. Элементы налога - это установленные в законодательном порядке принципы организации и действия налоговой системы.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения4:
Данные элементы налога являются основными. Их характеристика представлена в приложение 4.
Кроме элементов налогообложения, указанных выше, к дополнительным элементам также относятся:
Характеристика дополнительных элементов налога представлена в приложение 5.
Налоговый
кодекс Российской Федерации содержит
определение местных налогов
и общие положения о
Местными
налогами являются налоги, установленные
Налоговым кодексом и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных
К местным относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц, единый налог на вмененный доход.
При
установлении местных налогов
Кроме того, представительные органы муниципальных районов и городских округов полномочны определить в порядке и пределах, установленных главой 26.36 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится такой налог, и значения коэффициента К2. При введении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.
Налоговая политика государства представляет собой систему проводимых государством мероприятий по совершенствованию налоговой системы.
При
реализации налоговой политики как
составной части финансовой политики
государство стремится к
Оценка названных требований, поиск наиболее сбалансированного и оптимального их сочетания основаны на использовании следующих частных критериев оценки налогообложения:
Указанные критерии согласуются с классическими принципами налогообложения, предложенными А. Смитом7:
Особенность критериев оценки налогообложения определяется разной направленностью. Экономическая нейтральность, организационная простота и гибкость согласуются с требованием фискальной эффективности. Критерии относительного равенства обязательств и контролируемости связаны с требованием справедливости (приложение 6).
Согласование
этих требований лежит в основе построения
оптимальной налоговой системы, определяет
успех налоговой политики государства,
обеспечивая эффективное функционирование
экономики.
Информация о работе Налоговая система государства, принципы налогообложения