Налоговая система государства, принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 4
Понятие и сущность налогов
4
Понятие налога
4
Налоги в воспроизводственном процессе
6
Функции налогов и сборов
8
Классификация налогов и сборов
9
Порядок установления налогов и сборов
11
Элементы налогов, их характеристика
11
Особенности введения в действие местных налогов и сборов
12
Налоговая политика государства
13
Принципы и методы налогообложения
13
Фискальная эффективность налогообложения
14
Справедливость налогообложения
15

Глава 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
Виды налогов и сборов в Российской Федерации
17
Способы взимания налогов
20
Методы признания доходов и расходов
21
Налоговые и другие уполномоченные органы
22
Федеральные налоги и сборы
23
Налог на прибыль организаций
23
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
24
Водный налог
25
Государственная пошлина
28
Налог на добычу полезных ископаемых
29
Налог на добавленную стоимость
31
Акцизы
34
Налог на доходы физических лиц
36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список литературы 41
Приложения 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 106.79 Кб (Скачать файл)

Статья 182 НК РФ определяет объектом налогообложения следующие операции:

  1. реализация на территории РФ лицами произведённых ими подакцизных товаров;
  2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;
  3. передача на территории РФ лицами произведённых ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;
  4. передача в структуре организации произведённых подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);
  5. передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;
  6. передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;
  7. передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;
  8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  9. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;
  10. получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции
  11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

     Статья 183 определяет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

  1. передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
  2. реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
  3. первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

     Перечисленные операции не подлежат налогообложению  только при ведении и наличии  отдельного учета операций по производству и реализации (передаче) таких подакцизных  товаров.

     Не  подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в  пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

     Порядок исчисления акциза (согласно ст.194 - 198 НК РФ):

     Сумма акциза по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  твердые налоговые ставки, исчисляется  как произведение соответствующей  налоговой ставки и налоговой  базы.

     Сумма акциза по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Сумма акциза по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой  налоговой ставки и объема реализованных  подакцизных товаров в натуральном  выражении и как соответствующая  адвалорной (в процентах) налоговой  ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

     Сумма акциза исчисляется по итогам каждого  налогового периода применительно  ко всем операциям по реализации подакцизных  товаров, дата реализации (передачи) которых  относится к соответствующему налоговому периоду.

     Сроки и порядок уплаты акциза (ст.204-205 НК РФ):

     Уплата  акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками  произведенных ими подакцизных  товаров производится исходя из фактической  реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

    1. Налог на доходы физических лиц17

     Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

     Противники  подоходных налогов часто вспоминают фразу, приписываемую Томасу Джефферсону: «Вводя подоходный налог, вы создаёте нацию обманщиков, делая простой народ более зависимым от денежных средств и политики глобального обмана».

Основная  налоговая ставка — 13 %.

     По  другим ставкам облагаются:

     35%

     стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и  других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей;

     процентные  доходы по вкладам в банках в части  превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, в течение  периода, за который начислены проценты, по рублёвым вкладам (за исключением  срочных пенсионных вкладов, внесённых  на срок не менее шести месяцев) и 9 процентов годовых по вкладам  в иностранной валюте;

     суммы экономии на процентах при получении  налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения суммы  указанных в пункте 2 статьи 212 Налогового Кодекса РФ, за исключением доходов  в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование  налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных  и иных организаций Российской Федерации  и фактически израсходованными ими  на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств.

     Пункт 2 статьи 212 НК РФ устанавливает, что  является доходом от использования  нерыночной процентной ставки:

     Для рублёвых займов (кредитов) — превышение суммы процентов, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной  исходя из условий договора.

     Для займов (кредитов) в иностранной  валюте — превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 9 процентов  годовых, над суммой процентов, исчисленной  исходя из условий договора.

9 %

     доходы  от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

30 %

     относится к нерезидентам Российской Федерации.

     Существует  значительный перечень стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих  налогооблагаемую базу, а также доходов, не подлежащих налогообложению.

 

     Заключение

     Под налогом, пошлиной, сбором понимается  обязательный взнос в  бюджет или  во внебюджетный фонд,  осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми  и  косвенными они различаются по объекту  налогообложения и по механизму  расчета и взимания,  по их роли  в формировании доходной части бюджета.

     Существует  ряд общепризнанных принципов  налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность  выплаты налога, его прогрессивный,   однократный   обязательный   характер, простота и гибкость.

     Основные  функции налогов -  фискальная,  социальная  и регулирующая. Налоговая  политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим  и  юридическим  лицам налоговых  льгот  в  соответствии  с целями государственного регулирования хозяйства  и социальной сферы.

     Одним из главных элементов рыночной экономики  является налоговая система.  Она  выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального  развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

     Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

     Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

     Анализ  реформаторских  идей в области  налогов в основном показывает, что  выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых  льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие).  Предложений же  о  принципиально  иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе коей у нас в России еще нет.

     На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике  экономических,  социальных  и  политических  условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

     На  Западе,  в  большинстве  стран  с  развитым  рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение  физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах,  тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

     В ситуации осуществления серьезных  и решительных  преобразований и  отсутствия  времени на движение "от теории к практике" построение налоговой системы методом "проб и ошибок" оказывается  вынужденным.  Но  необходимо  думать  и о  завтрашнем дне,  когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому  представляется  весьма  важным,  чтобы  научно-исследовательские  и  учебные  институты,   располагающие  кадрами высококвалифицированных  специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его  с российскими реалиями.

     Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий  в этой сфере останутся не более  чем точкой зрения отдельных  коллективов  и специалистов.

     Проблем в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, что  бы их можно  было изложить в рамках одной курсовой работы. Незначительная их часть будет  так или иначе решена в  недалеком  будущем.  Но большая их часть  вновь будет отложена до лучших времен.

     Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета - 2009 - №7
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ)
  3. Письмо ФНС России от 1 ноября 2005 г. № ГИ-6-22/924
  4. Воробьев Ю.Ф. «Налоги: история, теория, практика» - М.: Палеотип, 2006
  5. Демин А.В. «Налоговое право России» - Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006
  6. Жидкова Е.Ю. «Налоги и налогообложение» - М.:Эксмо, 2009
  7. Занадворов В.С. «Теория налогообложения» // Экономический журнал ВШЭ, 2003 №4, стр. 538
  8. Зрелов А.П. «Налоги и налогообложение» - М.:Юрайт, 2010
  9. Кашин В.А. «Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования» - М.:Изд-во нац. инс-та бизнеса, 2009
  10. Петров А.В. «Налоговый учет» - М.:Бератор-Паблишинг, 2008
  11. Рыманов А.Ю. «Налоги и налогообложение» - М.: Инфра-М, 2009
  12. Скрипниченко В. «Налоги и налогообложение» - СПб: Питер, 2007
  13. Смит А. «Исследования о природе и причинах богатства народов» / Антология экономической классики. В 2 т. Т.1. – М., 1993
  14. Толкушкин А.В. «История налогов в России» - М.:Юристъ, 2001
  15. Толкушкин А.В. «Энциклопедия российского и международного налогообложения» - М.:, Юристъ, 2003
  16. Толмачева И.А. «Все, что должен знать руководитель компании о налогах» - М.:Юристъ, 2009
  17. Мовшович С.М. «Оценка избыточных тягот налогообложения в российской экономике» - М.: РПЭИ, 2007
  18. Филина Ф.Н. «Налоги и налогообложение в Российской Федерации» - Спб: Питер, 2007
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  20. http://www.rbc.ru/

Информация о работе Налоговая система государства, принципы налогообложения