Направления совершенствования процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы заключается в раскрытии особенностей системы кредитования малого бизнеса и разработке рекомендаций по ее совершенствованию в ОАО «Сбербанк России». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономико-правовые аспекты кредитования малого бизнеса;
изучить современное состояние российского рынка кредитования малого бизнеса;
проанализировать организацию процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России;
разработать предложения по совершенствованию процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………................... 3
ГЛАВА 1. Кредитование малого бизнеса в России: теоретические основы и практическая реализация .………………………………………………….…….... 6
Экономико-правовые аспекты кредитования малого бизнеса ...…...… 6
Современное состояние и перспективы развития российского рынка кредитования малого бизнеса …………….…………….………………..…….… 13
ГЛАВА 2. Организация кредитования малого бизнеса в ОАО «Сбербанк России»...……………………………………...………………………..………..… 22
Общая характеристика операций банка по кредитованию малого бизнеса……….…………………….………………………………………….…….22
Организация процесса кредитования малого бизнеса в банке ….….. 34
ГЛАВА 3. Направления совершенствования процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России……………………………………………..…..…….42
3.1. Ключевые риски банка при кредитовании малого бизнеса и направления их минимизации …………………………………………..…….…. 42
3.2. Предложения по совершенствованию организации процесса кредитования малого бизнеса в банке.…………………….…………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………...…………………………………………………..… 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ ………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.doc

— 671.00 Кб (Скачать файл)
  1. суммарная доля участия публично-правовых образований, иностранного капитала, общественных, религиозных и благотворительных организаций не должна превышать 25 %;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно;
  3. выручка без учета налога на добавленную стоимость (с учётом Постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории малого и среднего предпринимательства») не должна превышать 400 млн. рублей в год. [4]

Для данных субъектов  предусмотрена, в том числе, и  финансовая государственная поддержка, осуществляемая за счёт средств бюджетов всех уровней путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства. Но, как было сказано выше, в связи с неразвитостью механизма бюджетной политики субъектов малого предпринимательства, основным источником финансирования деятельности данных субъектов является кредитование малого бизнеса коммерческими банками.

Недостаткам правового  регулирования финансирования и кредитования малого бизнеса можно отнести и разрозненность нормативных актов, относящихся к различным отраслям и подотраслям права. В частности, нормами гражданского законодательства регулируются такие формы финансирования и кредитования, как банковское и коммерческое кредитование, факторинг, франчайзинг, лизинг и так далее. Бюджетное законодательство регулирует предоставление субсидий, субвенций, бюджетного кредита и прочее. Налоговым законодательством регулируется предоставление налоговых кредитов.

Существует  еще целый ряд нормативных  актов, регламентирующих вопросы финансирования и кредитования. Однако почти все  эти акты не учитывают специфику  малого предпринимательства.

С учетом изложенного  недостатки законодательства о финансировании и кредитовании малого бизнеса можно свести к нерешенности трех основных проблем:

  • недостаточность правового регулирования;
  • разрозненность нормативных актов;
  • отсутствие учета специфики малого предпринимательства  в нормативных актах.

Тем не менее, коммерческие банки при кредитовании субъектов малого предпринимательства опираются на действующие нормативные документы.

Основные нормативные  акты, законы и кодексы отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Нормативные акты, законы, регламентирующие вопросы финансирования и кредитования малого бизнеса.

п/п

Наименование нормативного акта, закона

Описание

1

Положение  Банка России «О порядке  предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств  и их возврата (погашения)» №54

регламентирует:

  • виды, формы и способы предоставления (размещения) денежных средств;
  • основания для предоставления денежных средств;
  • способы погашения (возврата) денежных средств. [5]

2

Положение  Банка России «О порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" от 26 марта 2004 г. № 254-П

устанавливает:

  • порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности;
  • особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам.

3

Положение  Банка России «О порядке  начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением  денежных средств банками" № 39-П

определяет:

  • правила отражения процентов, начисленных по привлеченным и размещенным денежным средствам в бухгалтерском учете банка;
  • форму уплаты (получения) процентов;
  • правила начисления процентов. [6]

4

Налоговый кодекс Российской Федерации (Раздел 2)

в зависимости от налогового режима субъекта малого бизнеса определяет:

  • форму предоставляемой финансовой отчетности

5

Федеральный закон «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  от 08.02.1998 г. №14-ФЗ

определяет:

  • правовое положение общества, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества;
  • особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности. [9]

6

Федеральный закон «Об акционерных  обществах» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ

определяет:

  • порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров;
  • особенности создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности. [10]

 

Так же, при  кредитовании субъектов малого предпринимательства банки используют в своей работе Общероссийский классификатор видов экономический деятельности (ОКВЭД). Это вызвано тем, что многие банки устанавливают ограничения при кредитовании  малых предприятия, сфера деятельности которых по ОКВЭД относится к СТОП-факторам.

Таким образом, при организации кредитования субъектов  малого бизнеса коммерческие банки  в своей работе опираются на положения  и рекомендации Центрального Банка  России, федеральные законы о малом  бизнесе, законы, регламентирующие порядок субсидирования данных субъектов предпринимательской деятельности.

 

 

 

    1. Современное состояние и перспективы развития российского рынка кредитования малого бизнеса

Сегодня далеко не у всех кредитных организаций  налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене. [33]

Кредитование предприятий  малого и среднего бизнеса достаточно сильно отличается от кредитования крупных  предприятий.

В целом ставки по кредитам малым предприятиям в полтора  раза превышают стоимость ресурсов для заемщиков сегмента «крупный бизнес». В среднем малый бизнес в 2009-2010 годах занимал в рублях под 15-18%, а крупные предприятия платили 10-12% годовых. Разброс среднегодовых ставок достаточно велик - от 13 до 20%. Зависят они от сроков кредитования, обеспечения кредита, региона, насыщенности ресурсами. Повышенные ставки процента объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Но увеличение уровня конкуренции между банками за малого предпринимателя позволило снизить средние процентные ставки в 2010 году по отношению к 2006-2007 годам на 3-4 процентных пункта. [33]

Еще одной причиной повышенной ставки для малого бизнеса является готовность клиента платить высокие  проценты с учетом срочности выдачи кредита.

Кредитование предприятий  малого бизнеса в целом отличается более короткими сроками, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса. Средний срок кредитования составляет 1,5года.

 

Рис. 3. Структура кредитов малому бизнесу российскими банками по срокам предоставления

___________________

Источник: составлено автором  на основании данных АРБ о выданных кредитах СМП ОАО «Сбербанк России», ОАО «Внешторгбанк», ОАО КБ «Русский Южный Банк» в 2010-2011 гг.

 

 По размерам  ссуд также довольно большой  разброс: в небольших банках  минимальная сумма 5 тысяч, а максимальная - 500 тысяч рублей, у более крупных - 50 тысяч и 30 млн. рублей соответственно. [20, с.37]

Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2009 году пришлось более 65% всех кредитов, выданных малому бизнесу. Торговые компании продолжают оставаться самым динамичным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент. [22, c.64]

В среднем в  банках процедура рассмотрения заявки на кредитование занимает не менее 20 дней и требует от предпринимателя  огромного количества справок и копий документов. В отличие от крупного заемщика малый бизнес не располагает ни трудовыми, ни временными ресурсами для сбора всех документов. При этом никто не дает предпринимателю гарантии, что все его усилия окупятся.

Кроме того, у  субъектов малого предпринимательства нет запаса времени для ожидания получения кредита. Часто от руководителей требуется предоставить ряд дополнительных документов, таких как бизнес-план, технико-экономическое обоснование, а наличие должностей на предприятии, занимающихся данными вопросами нет или квалификации большинства предпринимателей на их составление не хватает.

На сегодняшний  день банки для снижения кредитных  рисков выдвигают жесткие требования к обеспечению выдаваемых ссуд. При  действующей законодательной базе и условиях прохождения дел в арбитражных судах вернуть залог достаточно сложно, на это уходит много времени и средств. К тому же отсутствует адекватное залоговое законодательство и инфраструктура реализации залогов. При следовании действующим нормативным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половины его действительной стоимости. Это обусловлено процессом продажи залога через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены из-за плохой организации торгов и их затратностью. Поэтому коммерческие банки требуют от потенциальных заемщиков 200% залогового обеспечения кредита, что не под силу большинству малых предприятий.

Рис.4. Предпочтения российских банков в обеспечении по кредиту

___________________

Источник: составлено автором на основании данных «РБК.рейтинг» (февраль 2012г.).

 

Так же, чтобы  снизить кредитный риск при кредитовании малого бизнеса, в равной степени, как  и крупного, банки в обязательных условиях ставят страхование залога или приобретаемого за счет кредитных средств имущества. Страхование имущества или залога увеличивает на 1-2 процентных пункта эффективную ставку по кредиту.

Еще одной особенностью российского рынка кредитования малого бизнеса является то, что  банки не кредитуют только что  созданный бизнес, у которого отсутствуют обороты и есть лишь бизнес-идеи. Единственное, что могут предложить банки в данной ситуации – это потребительское кредитование. Но в данном случае, объектом для анализа кредитоспособности будет не само предприятие, а владелец бизнеса.

На данный момент наиболее средним минимальным требованием  к сроку ведения хозяйственной  деятельности  является 6 месяцев.

Практически у  всех банков действует похожая продуктовая линейка:

Бизнес-оборот – пополнение оборотных средств, погашение текущей задолженности перед государственными бюджетными и внебюджетными фондами.

Бизнес-инвест – вложение во внеоборотные активы: капитальное строительство, реконструкция объектов; погашение текущей задолженности перед другими банками.

Бизнес-авто – приобретение транспортного средства.

В рейтинге по состоянию  на апрель 2010 года по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу лидирующее место занимает Сбербанк России [40, данные РКБ-рейтинг]:

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Рейтинг банков по объему выданных кредитов СМП на 04.2010 г.

п/п

Наименование  банка

Объем кредитов,

тыс. руб.

ОАО Сбербанк

345 118 836,37

ОАО Уралсиб

217 346 252,27

ОАО Россельхозбанк

200 140 044,30

ОАО Возрождение

70 464 180,00

ОАО Промсвязьбанк

39 566 962,00

ОАО Центр-Инвест

36 013 201,00

ОАО Юниаструм  Банк

26 491 152,00

ОАО ВТБ 24

22 843 250,52

Информация о работе Направления совершенствования процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России