Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:30, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы заключается в раскрытии особенностей системы кредитования малого бизнеса и разработке рекомендаций по ее совершенствованию в ОАО «Сбербанк России». Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономико-правовые аспекты кредитования малого бизнеса;
изучить современное состояние российского рынка кредитования малого бизнеса;
проанализировать организацию процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России;
разработать предложения по совершенствованию процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………................... 3
ГЛАВА 1. Кредитование малого бизнеса в России: теоретические основы и практическая реализация .………………………………………………….…….... 6
Экономико-правовые аспекты кредитования малого бизнеса ...…...… 6
Современное состояние и перспективы развития российского рынка кредитования малого бизнеса …………….…………….………………..…….… 13
ГЛАВА 2. Организация кредитования малого бизнеса в ОАО «Сбербанк России»...……………………………………...………………………..………..… 22
Общая характеристика операций банка по кредитованию малого бизнеса……….…………………….………………………………………….…….22
Организация процесса кредитования малого бизнеса в банке ….….. 34
ГЛАВА 3. Направления совершенствования процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России……………………………………………..…..…….42
3.1. Ключевые риски банка при кредитовании малого бизнеса и направления их минимизации …………………………………………..…….…. 42
3.2. Предложения по совершенствованию организации процесса кредитования малого бизнеса в банке.…………………….…………………….. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………...…………………………………………………..… 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ ………
После предоставления пакета документов и всей необходимой информации кредитный работник оперативно проводит полный анализ кредитной заявки.
На данном этапе процесса, во-первых, происходит отнесении клиента к подсегменам:
Специфика функционирования
данных клиентов отличается относительной
быстротой оборачиваемости
Для клиентов данного подсегмента характерна более сложная организация бизнеса, участие нескольких структурных единиц, ведение финансового учета близко к корпоративному.
В связи с этим, для анализа в качестве источников финансовых данных, при анализе клиентов подсегмента 1 выступают данные управленческого учета (то есть в учете отражается та информация об уровне затрат, показателях затрат, которая имеет решающее значение для руководства) с обязательным сопоставлением с данными официальной бухгалтерской отчетности.
При финансовом анализе клиентов подсегмента 2 для оценки финансового состояния используются данные бухгалтерской отчетности (баланса Ф1 и Отчет о прибылях и убытках Ф2).
Для получении реальной оценки имущества клиента, источников его формирования, определения финансовой устойчивости кредитным инспектором заполняется упрощенная форма баланса. Она состоит из актива и пассива.
В активе содержатся данные о денежных средствах на расчетных счетах и в кассе, об краткосрочных активах и вложениях, дебиторской задолженности (счетов к получению, предоплат и т.д.), товарно-материальных ценностей с разбивкой по группам, основные активы.
В пассиве – данные
о задолженности перед
При проведении анализа финансового состоянии клиента особое внимание уделяется финансовым коэффициентам.
Наиболее значимые из них:
К общ. ликв. = |
Текущие активы, руб. |
Текущая задолженность, руб. |
К фин. уст. = |
Собственный капитал, руб. |
х 100% |
Валюта баланса, руб. |
К пр. = |
Среднемес. Чистая прибыль, руб. |
х 100% |
Среднемес. выручка от реализации, руб. |
Данный этап может занимать от 8 до 15 дней.
При положительном решении с Клиентом подписывается кредитная документация. После чего начинается следующий этап в процессе кредитования малого бизнеса – сопровождение кредита.
Данный этап наиболее продолжительный, так как на этом этапе происходит постоянный мониторинг клиента (его финансового состояния) и мониторинг кредита (качество обслуживания долга, своевременность внесения процентных и комиссионных платежей), а так же мониторинг заложенного имущества.
На данном этапе так же мониторинг клиента проводят и другие подразделения банка: юридическое, безопасности, служба залогов.
Таким образом, организация кредитования состоит из этапов - процессов:
1. Начальный – привлечение клиента. А для того, чтобы привлечь – Сбербанк сначала прогнозирует рост и анализирует потребности малого бизнеса в кредитных продуктов, а потом предоставляет им такой набор кредитных продуктов.
2. Процесс сбора документов,
проведения финансового
3. Процесс сопровождения кредита.
Рис. 12. Временные затраты на этапы организации кредитования в Сбербанке, %
__________________
Источник: рассчитано автором по статистическим данным Сбербанка
На практике клиент узнает о решении банка на третий-седьмой день после подачи документов. Банк делает упор на индивидуальный подход к каждому клиенту. При этом персональный менеджер, закрепленный за клиентом, в случае необходимости выезжает с клиентом на место ведения бизнеса, оценивает активы, знакомится с отчетностью, составляют упрощенную форму балансового отчета, необходимого для предоставления в банк. В задачу менеджера входит помочь клиенту грамотно выявить его финансовые потребности, определиться с суммой займа.
Но, еще одним и довольно значимым процессом в организации кредитовании является разработка методологических пособий, усовершенствование нормативных документов, проведение консультаций и семинаров для кредитных сотрудников, дистанционное обучение.
Но, не смотря на
столь важные реализуемые проекты
Сбербанка в области кредитован
Во-первых, это высокие требования к обеспечению кредита (в основном берется в залог недвижимость и приобретаемое оборудование) и применение залоговых коэффициентов. При применении залоговых коэффициентов обеспечения требуется намного больше суммы кредита. Например, если в залог берутся товары в обороте, то может применяться залоговый дисконт до 50 процентов. А это значит, что в залог заемщик обязан предоставить товар на сумму в два раза превышающую сумму кредита.
Во-вторых, это обязательное страхование, как приобретаемого имущества, так и имущества в залоге. Страхование повышает стоимость кредитных средств на 2-3 процентных пункта. Хотя, данное требование является обязательным при кредитовании и другими коммерческими банками. Так как страхование позволяет банку минимизировать риск потери залога.
В-третьих, это жесткие требования регламентной базы к потенциальным заемщикам: к финансовым показателям, к деловой репутации руководителей предприятия, к транзакционным операциям по счетам. Наиболее явно эти проблемы видны при рассмотрении заявки на получение овердрафтного кредита. Например, одним из обязательных условием в получении данного кредитного продукта является отсутствие разрыва в поступлении денежных средств на расчетный счет не более чем на три рабочих дня и наличия не менее семи контрагентов. Причем, при расчете лимита овердрафта в расчет берется только 20 процентов поступлений от одного контрагента. Это приводит к тому, что если клиенту и одобряют овердрафтный кредит, то его лимит намного меньше суммы, которая необходима клиенту для покрытия временного разрыва в поступлении денежных средств на расчетном счете.
В-четвертых, это большое количество запрашиваемых документов – расшифровок к статьям баланса, справок из других банков, в случае инвестиционных проектов – предоставления формуля проекта. Но, наиболее сложным и трудоемким для предприятия, входящего в группу компаний, является требование предоставления информации по компаниям, входящих в эту группу, и составлении консолидированной отчетности. Это не только увеличивает трудозатраты заемщика, но и удлиняет время рассмотрения заявки.
Таким образом, перед Сбербанком стоит ряд приоритетных задач по улучшению процесса кредитованию малого бизнеса, ключевым будет предоставление качественного набора простых стандартизированных продуктов и услуг, способных полностью удовлетворить финансовые потребности этого сегмента. [20]
ГЛАВА 3. Направления совершенствования процесса кредитования малого бизнеса в Сбербанке России
3.1. Ключевые риски банка при кредитовании малого бизнеса и направления их минимизации
Сбербанк России в процессе кредитования малого бизнеса наряду с другими коммерческими банками сталкивается со специфическими рисками, присущими СМП.
Во-первых, это вызвано в связи с тем, что российский малый бизнес вырос на гребне отношений перераспределения. В результате сложилась ситуация, при которой обнаруживается слабость, неадекватность позиций российского малого бизнеса как собственника определенной доли совокупного капитала. На сегодняшний день доля малых предприятий как собственников в основной капитале страны может быть оценена в примерно 1,5% от общей стоимости этого капитала, в том числе в собственности на производственно-коммерческие капитальные активы в 2-2,5%.
К настоящему времени наибольший
«дестимулирующий» эффект на стремление
малого бизнеса к умножению
Третьим фактором, существенно
влияющим на формирование рисков, выступает
известная оторванность, изолированность
малого бизнеса от формирования всей предпринимательской
среды. Эта изолированность была связана
с тем, что малый бизнес (еще в стадии кооперативного
движения) входил в рыночную среду ранее
крупных предприятий. В итоге российский
малый бизнес развивался и развивается
«без прикрытия» со стороны крупных предприятий,
которые сообразно мировому опыту выступают
гарантом устойчивости взаимодействующих
с ними малых форм хозяйствования, а в
ряде случаев и прямыми гарантами по необходимым
им кредитно-инвестиционным ресурсам.
Впрочем, как показывает опыт банковской
деятельности, даже весомая часть собственности
со стороны крупного предприятия (вплоть
до 50% и выше) еще не придаст малому предприятию
прочного хозяйственного статуса и статуса
надежного заемщика, если эта собственническая
связь случайна, а не базируется на прочных
хозяйственных взаимодействиях в рамках
единых инновационных и производственно-
Четвертым фактором, существенно влияющим на формирование рисков, выступает деформализация хозяйственной среды малого бизнеса. Основными проявлениями этой деформализации являются разрыв между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота малых предприятий, а также между формально числящимися малыми предприятиями и их фактически действующим числом. В стране практически отсутствуют цивилизованные и построенные на балансе интересов сторон процедуры банкротства и ликвидации малых предприятий, которые в нормальных условиях выступают важнейшим институционально-правовым гарантом интересов всех кредиторов, включая и банки. Практически ни один государственный орган – ни органы регистрации, ни органы налогообложения, ни органы статистики не могут достоверно сказать, сколько в стране реально действующих малых предприятий. По некоторым оценкам эта цифра находится на уровне 50% номинального числа зарегистрированных субъектов хозяйствования. В таком случае можно предположить, что процедуру официального закрытия проходят всего 1-2% малых предприятий, прекращающих свою деятельность.
Пятым фактором является минимальная «внутренняя информационная обеспеченность» субъектов малого предпринимательства, вследствие таких причин, как использование упрощенных форм бухгалтерского учета и отчетности и отсутствие необходимых кадров, способных представить адекватную информацию о предприятии в случае его обращения с кредитной заявкой в банк. Проведенные обследования показывают, что представители малого бизнеса и сами не всегда адекватно оценивают финансовое положение своего предприятия, не в состоянии спланировать и оценить его деятельность и финансовое положение на сколько-нибудь длительную перспективу.
Наконец, шестым фактором или особенностью российского малого бизнеса, существенно влияющим на формирование рисков банковского кредитования этой сферы хозяйствования и управление этими рисками, выступает специфика формирования «кадрового состава» малых предприятий, прежде всего из числа их собственников и управленцев, что в этой области хозяйствования чаще всего и совпадает. И для этого фактора причины надо искать в специфических условиях зарождения и развития российского малого бизнеса. Зачастую такие кадры демонстрируют исключительные способности в решение текущих проблем своих предпринимательств, но испытывают серьезные трудности с долговременными проблемами, разработкой и осуществлением крупных инвестиционных проектов.
Широко распространено мнение о высокой степени риска при работе с малыми заемщиками. Однако данные по Сбербанку, а так же другим банкам, кредитующим малый бизнес, опровергают этот стереотип. Доля просроченных кредитов составляет в среднем около 1,0-1,2% от общей суммы кредитов, выданных СМП. Так, уровень просрочки взносов в КМБ-Банке никогда не поднимался выше 1,5%, в Сбербанке России – выше 1%. Этот же показатель, рассчитанный для 30 банков примерно равен 1,3-1,5%.