Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 10:37, лекция
Нормирование труда является органической составной частью организации управления предприятием. Нормирование (определение численности работающих) является опорным звеном всей системы управления персоналом, которое позволяет не только рассчитать потребную численность работающих по профессиям, квалификации, но и осуществить расстановку людей по подразделениям и тем самым заложить количественную базу для формирования системы управления персоналом.
Всем работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю. Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам: занятым на работах с вредными условиями труда; занятым в отдельных отраслях хозяйства и имеющим продолжительный стаж работы на одном предприятии; с ненормированным рабочим днем; работающим в районах крайнего Севера и в приравненных к ним местностям; в других случаях, предусмотренных законодательством и другими нормативными актами.
Дополнительный отпуск предоставляется продолжительностью от 6 до 12 рабочих дней. Работникам, проработавшим на данном предприятии не менее трех лет, предоставляется дополнительный отпуск за стаж работы 3 рабочих дня.
Рабочие и выходные дни в неделе и месяце, время начала и окончания работы, продолжительность ежедневного отдыха и порядок чередования рабочих смен устанавливаются графиками выхода на работу, составляемыми в соответствии с законодательством о труде.
Для оценки экономической эффективности различных режимов работы применяются показатели: производительность труда, себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, удельные капитальные затраты, фонд рабочего времени и другие показатели.
Фондом рабочего времени называется общая продолжительность работы предприятия или одного работника (в часах или днях) в течении определенного промежутка времени.
Календарный фонд рабочего времени в расчете на одного среднесписочного работника
(7.1) |
где Др - число рабочих дней в году; - среднегодовая номинальная продолжительность рабочего дня, час.
Номинальный фонд рабочего времени представляет собой установленную законом продолжительность работы одного среднесписочного работника в течение учетного периода:
(7.2) | |
(7.3) | |
(7.4) |
где - число дней в году соответсвенно календарных, выходных, праздничных и предпраздничных с сокращенной продолжительностью работы, а так же средняя продолжительность отпуска, дней;
- продолжительность рабочего дня, час.;
- продолжительность отпуска i-ой группы работников, рабочие дни; - численность i-ой группы работников, имеющей отпуск одинаковой продолжительности, чел.;
Ч - общая численность работников, чел.
Полезный фонд рабочего времени представляет собой время нахождения работников на предприятии для выполнения возложенных на них функций и исчисляется по формуле
(7.5) | |
(7.6) |
где - среднее число дней работы в расчете на одного работающего, определяется как разница между календарными рабочими днями Др и днями отсутствия на работе До;
- средняя продолжительность рабочего дня с учетом работников, для которых предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени,
- продолжительность рабочего дня для i-ой группы работников, имеющих сокращенную продолжительность рабочего дня.
Число дней отсутствия на работе (болезнь, выполнение государственных обязанностей и др.) устанавливается по соответствующим документам за прошедший период.
Для отдельных категорий работников транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, может быть установлен отдельный режим режима рабочего времени и времени отдыха.
На железнодорожном транспорте применяются ежедневный, суммированный и потурный виды учета рабочего времени. Существует также еженедельный учет рабочего времени, который не нашел применения на железнодорожном транспорте. Вид учета зависит от типа рабочих недель и распределения рабочего времени по дням недели.
Особенностью ежедневного учета является одинаковая продолжительность рабочего дня в течение каждой недели, месяца и любого другого периода, совпадающая с продолжительностью рабочего дня, установленной для той или иной категории работников законодательством.
Еженедельный учет рабочего времени применяется в том случае, когда установленная законом недельная норма рабочего времени реализуется в рамках каждой недели полностью, но продолжительность смен больше, чем продолжительность рабочего дня.
Суммированный учет рабочего времени с учетом периодов (месяц, квартал, тура) может вводиться для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может быть соблюдена установленная ежедневная продолжительность рабочего времени. При этом норма рабочих часов определяется умножением числа рабочих дней в учетном периоде по календарю данного года на продолжительность рабочего дня, определенного для шестидневной рабочей недели с учетом сокращения рабочего времени в предпраздничные дни. График работы и отдыха должен быть объявлен работникам не позднее, чем за три дня до начала его действия.
Суммированный учет рабочего времени на железнодорожном транспорте применяется для сменных работников станций, вокзалов, пунктов технического обслуживания, осмотра и экипировки локомотивов и вагонов, оперативно-распорядительного аппарата в отделениях и управлениях железных дорог, непосредственно связанных с движением поездов, погрузочно-разгрузочными работами, обслуживанием пассажиров, непрерывно действующих агрегатов (например, электростанций, котельных), а также для работников локомотивных и поездных бригад и некоторых других категорий работников.
На железнодорожном транспорте
широкое распространение
При суммированном учете рабочего времени часами сверхурочной работы считаются часы работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период. При суммарно-помесячном учете время сверхурочной работы определяется как разность между фактически отработанным количеством рабочих часов в учитываемом календарном месяце и нормой рабочих часов за этот же месяц. При этом для работающих на транспорте, где невозможно по условиям производства прекращение работы в нерабочие (выходные и праздничные) дни, время работы по графику, приходящееся на выходные и праздничные дни, в сверхурочные часы работы не включается.
Потурный учет рабочего времени используется для работников, постоянная работа которых протекает в пути (поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных поездов и секций, служебных и багажных вагонов и пр.), при общей продолжительности поездки в оба конца трое и более суток. Данный вид учета рабочего времени вводится в целях равномерной загрузки этих работников и нормального чередования поездок и домашнего отдыха. Турой считается время с момента явки на работу для поездки до момента явки на работу для следующей поездки после отдыха в пункте постоянной работы. Тура включает в себя время работы и отдыха после поездки. Домашний отдых после поездки включает в себя время отдыха за рабочие часы, время еженедельного отдыха и время сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни.
В рабочее время локомотивных и
поездных бригад включается время приема
и сдачи локомотивов, поездов, секций
и вагонов, а также время на
подготовку в рейс. Нормы времени
на указанные операции и другие
элементы подготовительно-
При потурном учете рабочего времени сверхурочные часы работы могут быть только в случае досрочного вывоза работника с отдыха, предоставленного за предыдущую поездку. Их количество определяется вычитанием нормы рабочих часов по календарю из общего количества отработанных часов за рассматриваемый учетный период.
Сверхурочные работы могут выполняться лишь с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия, которое должно быть получено до начала выполнения работ. В экстренных случаях (стихийное бедствие, авария, крушение, неявка сменщика и др.), когда невозможно получить предварительное разрешение, сверхурочные работы применяются с последующим уведомлением профсоюзного органа. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается.
Для сменных работников, занятых на круглосуточных работах, непрерывная продолжительность работы может быть увеличена, но не свыше 12 часов. При этом работа с продолжительностью смены, превышающей нормальную, не должна допускаться более двух календарных дней подряд, за исключением работников, постоянная работа которых протекает в пути. Для ликвидации графиковой переработки у сменных работников рекомендуется, если это целесообразно по условиям производства, предоставлять регламентированные перерывы для отдыха и питания, а если это невозможно, компенсировать графиковые переработки дополнительными днями отдыха в течение учетного периода за счет подменных работников.
Для некоторых профессий рабочих и должностей служащих допускается организация дежурств: на дому на случай вызова на работу без права отлучаться из дома, при этом за один час дежурства учитывается 0,25 ч нормального рабочего времени; в специально оборудованной на объекте комнате, в вагоне в купе проводника с правом отдыха, при этом за один час дежурства учитывается 0,75 ч нормального рабочего времени. Для работников, несущих дежурства с правом отдыха, вводится суммированный учет рабочего времени.
Для некоторых профессий рабочих и должностей служащих допускается разделение рабочего дня на части. Такой режим рабочего времени может применяться для работников, работа которых по своему характеру не может выполняться непрерывно, но допускает определение заранее количества и длительности перерывов. При этом может быть установлен один перерыв длительностью свыше двух часов, либо два перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, продолжительностью не менее одного часа каждый. Общая продолжительность рабочего времени за смену не должна превышать установленной графиком сменности длительности, а время непрерывного отдыха между сменами должно быть не менее 12 часов. Раздробленный рабочий день широко применяется для билетных кассиров и некоторых других категорий работников малодеятельных станций.
В рабочее время не засчитывается время проезда работника от места жительства к месту постоянной работы и обратно, так как при заключении трудового договора или контракта с работником место его постоянной работы обусловливается вне зависимости от места жительства.
Для сменных работников и для работников с разделенным на части рабочим днем время начала и окончания работы определяется графиком работы. Графиком работы определяется число рабочих смен, их продолжительность, количество выходных дней и порядок их предоставления. Обязательным требованием является соблюдение установленной законом общей продолжительности рабочего времени.
На непрерывных сменных
Вызов работника на работу независимо от продолжительности отдыха, использованного за предшествующую работу, допускается в случаях стихийных бедствий, пожаров, крушений, аварий.
На многих направлениях железных дорог имеется значительная непарность в движении поездов, что вызывает необходимость следования локомотивных и кондукторских бригад пассажирами в месте приема поезда или локомотива и возвращения их обратно к месту постоянной работы после сдачи поезда или локомотива. Время нахождения работников локомотивных и поездных бригад в распоряжении администрации от момента явки в депо до отправления с поездом к месту, назначенному для приема локомотива или поезда, а также время от момента сдачи локомотива или поезда до отправления с поездом к месту постоянной работы также считается рабочим временем. При наличии в пункте оборота комнат отдыха бригады до подхода поезда следует направлять туда для отдыха и учитывать это время как нормальный отдых. В связи с тем что время следования, возвращения и ожидания поезда при следовании пассажирами в продолжительность непрерывной работы не включается, допускается дальнейшая работа бригад по прибытии в пункт приема локомотива или поезда без предоставления отдыха, с непрерывной продолжительностью, установленной для данного тягового плеча и рода поезда.
Локомотивные бригады работают в условиях шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, поэтому продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад составляет, как правило, не свыше 7 ч. Лишь в исключительных случаях время непрерывной работы устанавливается свыше 7 ч, но не более 12 ч начальником железной дороги с согласия коллективов локомотивных бригад и профсоюзной организации. На практике нередко расчетная продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад составляет 5—6 ч, а фактическая длительность поездки — 6,5—7 ч. Несмотря на то что при таком расчете допущено превышение установленных нормативов, как нарушение режима работы эти случаи не учитываются, поскольку не превышена установленная законом продолжительность ежедневной работы.