Оборотные фонды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования - одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования

Содержание работы

Введение 5
1. Оборотные средства предприятия, как экономическая категория 12
1.1. Оборотные средства предприятия: состав, структура, классификация 12
1.2. Показатели использования оборотных средств предприятия 20
1.3. Ускорение оборачиваемости оборотных средств, как фактор
формирования хозяйственно-финансовых результатов предприятия 24
2. Оценка взаимосвязи хозяйственно-финансовых
результатов и оборачиваемости оборотных средств предприятия 35
2.1.Организационо-экономическая характеристика деятельности
предприятия 35
2.2. Исследование динамики состояния и использования
оборотных средств предприятия 41
2.3. Зависимость результатов хозяйственно-финансовой
деятельности от динамики оборотных средств предприятия 53
3. Совершенствование управления оборотными средствами предприятия 60
3.1. Основные направления совершенствования методов управления
оборотными средствами предприятия 60
3.2. Резервы ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия 63
3.3. Оптимизация структуры оборотных средств, как направления
повышения эффективности управления оборотными средствами
предприятия 64
Заключение 76
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Белгород диплом Оборотные фонды.doc

— 716.50 Кб (Скачать файл)
  1. увеличения объема выручки на 22397 тыс. руб.;
  2. увеличения среднего остатка оборотных средств на 5141,5 тыс. руб.

Сравнение коэффициентов  оборачиваемости и загрузки в  динамики (рисунок 7, 8) позволяет выявить тенденции в изменении этих показателей и определить, насколько рационально и эффективно используются оборотные средства ПО «Железногорское».

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Динамика оборачиваемости  оборотных активов

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8 Динамика коэффициента загрузки оборотными средствами

По данному графику, рис.7, видно, что ПО «Железногорское» не рационально и неэффективно использует оборотные средства. С 2004 г. по 2006 г. происходит снижения числа оборотов, что свидетельствует об ухудшении финансового состояния общества. Это подтверждают данные  графика на рис.8, что с увеличением коэффициента загрузки средств, тем не эффективно используются оборотные средства на предприятии.

Рассмотрим частные  показатели оборачиваемости оборотных  средств, используя данные таблице 12.

Таблица 12

Расчет частных показателей  оборачиваемости оборотных средств

 

Показатель

 

2004 г.

 

2005 г.

 

2006 г.

Темпы роста, %

2005 г. к 2004 г

2006 г к 2004г

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации товаров, тыс. руб.

 

59545

 

76997

 

78942

 

131,5

 

132,6

Среднегодовая стоимость оборотных  активов, тыс. руб.

 

6675

 

9193

 

11816,5

 

137,7

 

177,0

Среднегодовые остатки запасов, тыс. руб.

 

4344,5

 

5858,5

 

7109,0

 

134,8

 

163,6

1

2

3

4

5

6

Среднегодовая стоимость дебиторской  задолженности, тыс. руб.

 

 

1424,5

 

 

2191,0

 

 

3259,0

 

 

153,8

 

 

228,8

Среднегодовая стоимость денежных средств, тыс. руб.

 

842,5

 

1080,0

 

1408,0

 

128,2

 

130,4

Коэффициент оборачиваемости оборотных  активов, оборот

 

8,9

 

8,4

 

6,7

 

94,4

 

75,3

Продолжительность одного оборота  оборотных активов, дни

 

40,4

 

42,9

 

53,7

 

106,2

 

132,9

Коэффициент оборачиваемости запасов, оборот

 

13,7

 

13,1

 

11,1

 

95,6

 

81,0

Продолжительность оборота запасав, дни

 

26,3

 

27,4

 

32,4

 

104,2

 

123,2

Коэффициент оборачиваемости дебиторской  задолженности, оборот

 

41,8

 

35,1

 

24,2

 

84,0

 

57,9

Продолжительность оборота дебиторской  задолженности. дни 

 

8,6

 

10,3

 

14,9

 

119,8

 

173,3

Коэффициент оборачиваемости, денежных средств, оборот

 

70,7

 

71,3

 

56,1

 

100,8

 

79,3

Продолжительность оборота денежных средств, дни

 

5,1

 

5,0

 

6,4

 

98,0

 

125,5


 

За исследуемый период ПО «Железногорское» осуществило дополнительные вложения в оборотные активы на сумму 5141,5 тыс. руб. (11816,5-6675), среднегодовая величина которых составила в 2006 г. 11816,5 тыс. руб. Увеличение произошло по всем без исключения видам оборотных активов, при этом наиболее существенно возрасти среднегодовые остатки материально-производственных запасов, которые составили в 2006 г. 7109 тыс. руб., что на 2764,5 тыс. руб. (7109-4344,5) больше, чем в 2004 г.

Однако роста эффективности  дополнительных вложений в оборотные  активы не произошло, о чем свидетельствуют  показатели оборачиваемости.

Так, замедление оборачиваемости  всех оборотных средств негативно  отразилось на значение коэффициента оборачиваемости, который снизился на на 2.2 раза и составил в 2006 г. 6,7 раза при его значении 8,9 раза в 2004 г. Если за 2004 г. ПО «Железногорское» удалось осуществить почти 9 полных оборотов оборотных средств, то в 2006 г. – только почти 7 оборотов.

О замедлении оборачиваемости  свидетельствует также увеличение средней продолжительности одного оборота в 2006 г. по сравнению с 2004 г. В целом период оборота оборотных активов возрос на 13.3 дня (53,7-40,4), в том числе запасов – на 6,1 дня (32,4-26,3), дебиторской задолженности – на 6,3 дня (14,9-8,6), денежных средств – на 1,3 дня (6,4-5,1). Эта ситуация крайне негативно характеризует деятельность ПО «Железногорское» в отношении использования оборотных средств.

Наряду с оборачиваемостью неудовлетворительное использование  оборотных средств подтверждается абсолютным показателем условного (относительного) их перерасхода. За исследуемый  период его величина составила 2967,1 тыс. руб. (11816,5-6675 ). То есть ПО «Железногорское» эту дополнительную сумму средств использовало неэффективно, вложив ее в оборотные активы и не получив дохода.

Оборачиваемость оборотных  средств влияет на приращение прибыли, которую рассчитаем по формуле:

,         (9)

Где Р0 – прибыль первого года;

- коэффициент темпа прироста  оборачиваемости оборотных средств.

тыс. руб.

Следовательно, ПО «Железногорское» за счет снижения коэффициента оборачиваемости оборотных средств не дополучило прибыли 519,9 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. Основные направления  совершенствования методов управления оборотными средствами предприятия

 

Управление оборотными средствами – это составная часть  управления в целом предприятием. Основная цель управления предприятием – это улучшение финансового  состояния предприятия, т.е. достижение максимальной прибыли и возрастание стоимости ПО «Железногорское». Эта цель преследуется и при управлении оборотными средствами.

Для управления оборотными средствами на ПО «Железногорское» должна быть создана специальная группа, состоящая из специалистов, работающих в различных функциональных подразделениях (плановом отделе, бухгалтерии, отделе снабжения и реализации товаров и т.д.), с возложением на нее обязанностей по анализу использования оборотных средств и выработке управленческих решений с целью их минимизации. Работа этой группы должна носить постоянный характер, т.е. она должна систематически отслеживать ситуацию с наличием и управлением использования оборотных фондов обращения на ПО. За каждым членом этой специальной группы (исходя из его специфики работы на предприятии) должен быть, закреплен определенный участок работы. Общим координатором за деятельностью специальной группы  является его руководитель, который в свою очередь подчиняется заместителю директора по финансам или другому должностному лицу.

Управление оборотными средствами должно осуществляться как в целом, так и по их отдельным элементам, так как любой элемент оборотных средств имеет свое экономическое значение и особенности, которые необходимо учитывать при управлении каждым из них.

Исследуем более подробно эти особенности.

В системе управления финансами производственные запасы понимаются в более широком аспекте, нежели просто сырье и материалы, необходимые для производственного  процесса. К нему также относятся  незавершенное производство, готовая  продукция, товары для продажи и др.

Управление запасами имеет огромное значение, как в  технологическом, так и в финансовом аспекте. С позиции управления финансами  предприятия запасы – это иммобилизованные средства, т.е. средства, отвлеченные  из оборота. Понятно, что без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, однако вполне естественно желание минимизировать вызываемые этим процессом косвенные потери, с определенной долей условности численно равные доходу, который можно было бы получить, инвестировав соответствующую сумму в какой-то альтернативный проект (например, альтернативой «омертвления» средств в запасах является размещение некоторой их части в банке под проценты или приобретение ликвидных ценных бумаг).

Формализация политики управления запасами требует ответа на следующие вопросы:

- можно ли в принципе  оптимизировать политику управления  величиной запасов;

- какой объем запасов  является минимально необходимым;

- когда следует заказывать  очередную партию запасов;

- каков должен быть  оптимальный объем заказываемой партии.

Поэтому предприятию  необходимо правильно рассчитывать размер оптимальной партии заказа.

В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не могут  быть резко изменены, поскольку в  значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятом на ПО «Железногорское» политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е., в принципе, она не выгодна предприятию, поэтому ее необходимо максимально сокращать. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

С позиции возмещения стоимости поставленных товаров  продажа может быть выполнена  одним из трех способов:

1) предоплата (товар оплачивается  полностью или частично до передачи его продавцом);

2) оплата за наличный  расчет (товар оплачивается полностью  в момент передачи товара, т.е.  происходит как бы обмен товара  на деньги);

3) оплата  в кредит  (товар оплачивается через определенное  время после его передачи покупателю).

В рыночной экономике  именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных  расчетов, основными формами которых  является платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный  чек. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям .

Вырабатывая политику кредитования покупателей ПО «Железногорское» должно определиться по следующим ключевым вопросам:

- срок предоставления  кредита;

- стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

- система создания  резервов по сомнительным долгам (предполагается что, как бы  ни была отлажена, системна работы  с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя, из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери, в связи с несостоятельностью покупателя);

- система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

- система предоставляемых скидок.

Поэтому ПО «Железногорское» необходима установление эффективной  системы взаимоотношений с покупателями, которая основывается на:

- качественном отборе  клиентов, которым можно предоставлять  кредит;

- определение оптимальных  условий кредитования;

- четкую процедуру  предъявления претензий;

- контроль за тем,  как клиенты исполняют условия  договоров.

Как бы ни эффективна система  отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключается всевозможные накладки, поэтому Потребительскому обществу необходимо организовать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Эта система, называется системой администрирования взаимоотношений с покупателями, которая  подразумевает:

- регулярный мониторинг  дебиторов по видам товаров, объему задолженности, срокам погашения и др.;

- направление платежных  документов по надлежащим адресам;

- аккуратное рассмотрение  запросов клиентов об условиях  оплаты;

- четкую процедуру  оплаты счетов и получения  платежей.

В условиях рыночной экономики значимость денежных средств и их эквивалентов определяется следующими причинами: рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций), предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей), спекулятивность (возможность участие в заранее непредусмотренном выгодном проекте).

Поэтому для ПО «Железногорское» необходимо разработать систему  эффективного управления денежными  средствами, в которой выделяются четыре крупных блоков процедур, требующих  определенного внимания финансового менеджера:

- расчет финансового  цикла;

- анализ движения денежных  средств;

- прогнозирование денежных  потоков.

 

3.2 Резервы ускорения оборачиваемости  оборотных средств предприятия

 

В торговых предприятиях резервы и  пути ускорения оборачиваемости оборотных средств в обобщенном виде зависят от двух факторов: объема товарооборота и размера оборотных средств. Чтобы ускорить оборачиваемость, необходимо:

- совершенствовать товародвижение  и нормализовать размещение оборотных средств;

- полностью и ритмично выполнять планы хозяйственной деятельности;

- совершенствовать организацию  торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи;

- упорядочить сбор и хранение  порожней тары, ускорять возврат тары поставщикам и сдачу тарособираюшим организациям;

Информация о работе Оборотные фонды предприятия