Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:20, курсовая работа
С переходом к рыночной экономике происходят принципиальные изменения в системе управления предприятиями. Они вызваны, прежде всего, уменьшением удельного веса и роли государственной формы собственности с присущими ей управленческими связями преимущественно «по вертикали» и административно-командными методами управления. Соответственно возрастает роль коммерческих структур, взаимосвязи между которыми строятся главным образом «по горизонтали», на договорных основах. Следствием таких изменений становятся новые подходы к организации и качеству управления предприятиями, а также к управленческим кадрам.
введение………………………………………………………………….
3
1.
теоретические аспекты оценки качества управления предприятием…………………………………………………………
6
1.1.
Понятие качества, качества управления, цели и задачи формирования системы качества управления……………….
6
2.
Экономическое управление предприятием…………………………
12
2.1.
Организация структурно-экономической службы предприятия…………………………………………………….
12
2.1.1.
Функции подразделений экономической службы…….
14
2.2.
Методы экономического планирования……………………….
18
2.3.
Экономическое планирование………………………………….
21
2.4.
Финансовое планирование……………………………………...
21
2.5.
Анализ и контроль выполнения финансового плана………….
23
3.
ОАО «Калмгаз»………………………………………………………..
25
3.1.
Общая характеристика деятельности ОАО «Калмгаз»……….
25
3.2.
Анализ и оценка деятельности финансово-экономического отдела ОАО «Калмгаз»………………………………………...
Винокуров В.А. подчеркивает, что с экономической точки зрения рассматривать качество управления предприятием вне системы отношений производства, реализации и потребления продукции невозможно. Поэтому качество управления всегда связано с такими базовыми понятиями, как рыночные результаты деятельности и управленческий потенциал. Должного качества управления нельзя достичь без знания сфер ключевой компетентности (областей деятельности, где предприятие имеет или может получить конкурентные преимущества) и умения воплотить эти знания в результаты: объем продаж, прибыль, рентабельность. Качество управления воспроизводит сильные стороны предприятия, создает ключевые факторы успеха. Не реализованные в конкурентной борьбе преимущества не являются преимуществами, поскольку не воплотились в новые результаты деятельности, не привели к новому состоянию предприятия. Они лишь свидетельствуют о недостатках качества управления. При этом главным требованием управления выступает организация устойчивого и эффективного функционирования, достижение динамического (текущего и перспективного) соответствия величины и структуры составляющих потенциала предприятия величине и структуре потенциала рынка в условиях конкурентного противодействия.
Качество управления нельзя относить только к качеству менеджмента подобно тому, как нельзя сводить качество товара к качеству процессов его создания. Качество управления - это не только свойства протекающих в системе управления информационных, трудовых и других процессов, но и результативность деятельности предприятия на рынке, проявление того, в какой степени установленные цели деятельности соответствуют состоянию внешней среды, выпускаемая продукция - запросам потребителей, используемые стратегии - действиям конкурентов и т.д. Поэтому в комплекс показателей оценки качества управления обязательно входит учет результатов деятельности предприятия на рынке.
Определяя содержание категории «качество управления», следует использовать принцип многоуровневого описания объекта исследования, представив его в виде следующей иерархической структуры:
Качество управления
следует рассматривать и
2. Экономическое управление предприятием
2.1. Организационная структура экономической службы предприятия
Экономическое управление предприятием - это направление менеджмента, обеспечивающее достижение тактических и стратегических целей предприятия на основе экономического и финансового планирования и контроля и регулирования внутренних и внешних экономических отношений.
Одной из ведущих функций управления предприятием является экономическое планирование, сущность которого заключается в обоснованном определении потребностей рынка, путей и способов насыщения его, максимальной загрузки мощностей предприятия на основе организационной, производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы принимать управленческие решения, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются производственные программы, планы финансовых мероприятий получения дохода и эффективного использования финансовых ресурсов.
Необходимо выделять два вида планирования - экономическое и финансовое.
С помощью экономического
планирования определяется уровень
экономических показателей
Финансовое планирование определяет обеспеченность финансовыми ресурсами для достижения заданных экономических показателей и, как следствие, финансовое положение предприятия. Оно реализуется через анализ и расчет показателей производственно-хозяйственной деятельности, бюджетирование, составление финансовых планов и выбора учетной политики. Финансовое планирование полностью основывается на экономическом планировании и зависит от выбранных целей и стратегии в объемах производства и продаж продукции.
Контроль выполнения
поставленных экономических и
Регулирование отношений через экономические механизмы заложены во внутренних положениях (регламентах) предприятия об управлении затратами, ценообразовании, оценке деятельности подразделений, оплате труда персонала и т.д., которые разрабатывает и использует для управления экономическая служба предприятия.
Основной целью экономической
службы является обеспечение экономического
управления предприятием. Состав, наименование
подразделений экономической сл
После определения рациональной структуры экономической службы она должна быть зафиксирована во внутренних нормативных документах стандартах предприятия, положении о системе управлении и т.п. Там же указываются цели и функции каждого из подразделений этой службы, состав решаемых задач, методы взаимодействия с другими подразделениями предприятия. Деятельность отдельных специалистов экономической службы регламентируется должностными инструкциями, разрабатываемыми каждым предприятием.
В состав экономической службы производственного предприятия, как правило, включаются следующие структурные подразделения:
2.1.1. Функции подразделений экономической службы
Состав функций подразделений экономической службы определяется содержанием решаемых задач.
1. Бухгалтерия: Отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций. Предоставление подразделениям предприятия оперативной информации о его хозяйственной деятельности. Расчет налогов и платежей во внебюджетные фонды. Составление в установленные сроки официальной налоговой и бухгалтерской отчетности. Осуществление (совместно с другими подразделениями) анализа деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности. Оформление совместно с руководителем предприятия организации договорных документов, а также документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств, Проведение денежных расчетов с контрагентами через расчетные и иные банковские счета предприятия.
2. Финансовый отдел: Расчет необходимого предприятию объема денежных средств. Определение источников получения недостающих денежных средств (источников финансирования). Организация привлечения денежных средств. Эффективное хранение излишка денежных средств. Обеспечение финансовой состоятельности предприятия и платежеспособности. Контроль за финансовым состоянием предприятия. Финансовое планирование и управление системой бюджетов предприятия и его подразделений.
3.Отдел экономических
задач: Управление затратами предприятия, разработка
смет и калькуляций затрат. Расчет цен
на продукцию. Оценка эффективности деятельности
предприятия, его подразделений, отдельных
видов бизнеса, продукции, хозяйственных
мероприятий. Оценка объемных показателей
производства и реализации продукции
предприятия. Экономические расчеты, связанные
с выполнением хозяйственных договоров
с контрагентами предприятия (поставщиками,
покупателями, кредиторами и др.). Технико-экономический
анализ производственно-хозяйственной
4. Отдел персонала: Подбор и обучение персонала. Управление численностью и составом персонала предприятия. Организация оптимальной для предприятия системы оплаты труда персонала. Начисление заработной платы в соответствии с действующей на предприятии системой оплаты труда.
Объектами деятельности каждого из подразделений экономической службы являются одни и те же экономические категории, например, затраты, финансовый результат, внеоборотные активы, источники финансирования и т.п. Однако каждое подразделение решает относительно этих категорий свои специальные задачи. Например, при покупке станка отдел экономических задач должен рассчитать экономическую эффективность этой операции, первоначальную стоимость станка, как объекта основных фондов. Финансовый отдел должен изыскать источник финансирования. А бухгалтерия отразить операции, связанные с совершенной покупкой, в бухгалтерских документах.
Следует отметить, что
часто руководство предприятия
в силу отсутствия необходимых специализированных
экономических подразделений
Исключением является экономическая служба малого предприятия, на численность персонала которого налагаются ограничения. Здесь вся экономическая работа обычно ведется небольшой группой экономистов (иногда одним человеком). В силу этого экономист малого предприятия должен быть универсалом, обладающим широким кругом специальных знаний и имеющим высокий профессиональный уровень.
Следует также отметить,
что на крупных предприятиях экономические
подразделения могут
В решении экономических
задач участвуют все
В настоящее время
наша страна переживает экономический
кризис, связанный с переходом
от административно-командной
Информация о работе Оценка качества работы различных отделов и служб