Оценка конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических положений сущности конкурентоспособности торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»;
2) обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность торгового предприятия;
3) провести оценку конкурентоспособности оптового торгового предприятия ООО «Сан Инбев»;
4) определить основные направления повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной экономики…………………………………………………………….6
1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение…………..6
2. Современное состояние конкуренции в торговле……………...12
3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли…..14
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»…………...20
1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сан Инбев»…………………………………………………20
2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»………………23
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»...33
Заключение…………………………………………………………………..39
Библиографический список………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

оценка конкурентоспособность.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Конкурентоспособность  торговых организаций в условиях современной экономики…………………………………………………………….6

    1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение…………..6
    2. Современное состояние конкуренции в торговле……………...12
    3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли…..14

Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»…………...20

    1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сан Инбев»…………………………………………………20
    2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»………………23

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»...33

Заключение…………………………………………………………………..39

Библиографический список………………………………………………...41

Введение

В рыночной экономике одним  из важнейших факторов роста продаж продукции предприятия является повышение уровня его конкурентоспособности  и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации  всех ключевых структур предприятия, занимающихся вопросами реализации продукции  и оказанием услуг, расценивается  в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках.

Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товаров, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. На конкурентоспособность продукции оказывают влияние 3 основных фактора: качество выпускаемой продукции; экономические показатели, определяемые затратами потребителя на приобретение и эксплуатацию товаров; организация продажи и продвижения товаров на рынке.

Проблема конкурентоспособности  носит универсальный, всемирный  характер. Ныне она затрагивает практически  все страны мира, всех товаропроизводителей.

В рыночных условиях особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблемы достижения конкурентоспособности  хозяйствующих субъектов не могут  быть оптимально решены без учета  особенностей развития конкретной отрасли  народного хозяйства. В розничной  торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними  факторами развития торговли, так  и активностью проникновения  на российский рынок зарубежных компаний.

В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.

Решение проблемы повышения  конкурентоспособности розничных  торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и  поддержанию конкурентных преимуществ  на рынке потребительских товаров.

В последние годы как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в  современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с  данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель курсовой работы –  изучение теоретических положений  сущности конкурентоспособности торгового  предприятия, разработка методики комплексной  ее оценки, определение основных направлений  дальнейшего развития предприятия.

В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:

1)  изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»;

2)  обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность торгового предприятия;

3)  провести оценку конкурентоспособности оптового торгового предприятия ООО «Сан Инбев»;

4)  определить основные направления повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия.

Предметом исследования является конкурентоспособность оптового торгового  предприятия ООО «Сан Инбев».

Объектом исследования определена деятельность ООО «Сан Инбев».

Практическая значимость исследования заключается в возможности  использования выводов и рекомендаций работы в качестве теоретической  основы эффективного управления розничной  торговлей на уровне предприятия.

Глава 1. Конкурентоспособность  торговых организаций в условиях современной экономики

    1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение

Несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании категории «конкурентоспособность». Многовариантность определений, относительность, а также различие подходов к оценке и анализу конкурентоспособности на разных ее уровнях.

Прежде всего, необходимо отметить, что различают конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими  уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой [см. 3, с. 11].

Конкурентоспособность - это  характеристика товара, отражающая его  отличие от товара - конкурента как  по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение.

Показатель, выражающий такое  отличие, определяет конкурентоспособность  анализируемого товара по отношению  к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.

При совершении покупки потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и  приобретает то из них, которое в  наибольшей степени удовлетворяет  его потребность.

При этом покупатель учитывает  их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной  потребности. Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый  потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При  совпадении параметров потребности  с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка.

Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.

Поскольку потребности каждого  отдельного покупателя складываются по воздействиям обширного комплекса  факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут  не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор  из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению  к конкретному потребителю конкурентоспособность  данного товара также будет индивидуальной.

Наибольшее признание  среди товаров, предназначенных  для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который  более полно ей соответствует. Это  и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе.

Таким образом, конкурентоспособность  любого товара может быть определена только в результате сравнения, и  поэтому является относительным  показателем. Она представляет собой  характеристику товара, отражающую его  отличие от товара - конкурента по степени  удовлетворения конкурентной общественной потребности.

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить  конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким  примером такой ситуации является состояние  многих отечественных предприятий  военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями  конкурентоспособности товара и  предприятия [см. 4, с. 342]:

  • оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием;
  • признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;
  • товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия.

Конкуренция - необходимое  явление при условии, что предложение  превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями. Различают следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, ценовая, незаконная.

Функциональная - может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить поразному.

Видовая - выпуск аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.

Предметная - как правило, между аналогичными товарами разных предприятий.

Ценовая - наиболее простой вид. Снижая цену можно осуществить захват рынка.

Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств  товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель  сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить о его конкурентоспособности.

Причины конкурентоспособности  товаров надо искать в конкурентных преимуществах отдельных его  характеристик.

Параметры, определяющие конкурентоспособность  предприятия:

1.   производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);

2.   финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);

3.   имидж предприятия – моральный капитал предприятия;

4.   товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);

5.   научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);

6.   инвестиционный потенциал;

7.   трудовые ресурсы;

8.   управленческий и информационно-аналитический потенциал;

9.   бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

- Конкурентное преимущество  высокого порядка;

- Конкурентное преимущество  низкого порядка.

Конкурентное преимущество высокого порядка – более надежно, требует значительных затрат на его  обеспечение, его действие носит  более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

Конкурентное преимущество низкого порядка – менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует  не продолжительное время и его  легко перенять (дешевая рабочая  сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).

Конкурентные преимущества имеют различные формы проявления, которые можно представить в  виде следующей классификационной  структуры:

-       конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяет лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);

-       конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);

Информация о работе Оценка конкурентоспособность предприятия