Оценка конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических положений сущности конкурентоспособности торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»;
2) обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность торгового предприятия;
3) провести оценку конкурентоспособности оптового торгового предприятия ООО «Сан Инбев»;
4) определить основные направления повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной экономики…………………………………………………………….6
1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение…………..6
2. Современное состояние конкуренции в торговле……………...12
3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли…..14
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»…………...20
1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сан Инбев»…………………………………………………20
2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»………………23
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»...33
Заключение…………………………………………………………………..39
Библиографический список………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

оценка конкурентоспособность.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

-       конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;

-       конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);

-       конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;

-       конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;

-       конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);

-       конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;

-       конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;

-       конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

    1. Современное состояние конкуренции в торговле

В современной экономической  теории конкуренция в общем своем проявлении понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [см. 2, с. 29].

Понятие конкуренции настолько  многозначно как для общества, так и для предприятия, что  оно не охватывается каким-либо универсальным  определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного  производства.

Следствием конкуренции  является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности  хозяйственной деятельности, ускорение  НТП.

Конкуренция относится к  неконтролируемым факторам, которые  воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться  организацией.

Роль конкуренции для  современного предприятия – участника  рынка сложно определить. Она охватывает как негативные, так и положительные  для предприятия и для общества процессы. Однако в современной теории экономики выделяют следующие характеристики роли конкуренции на рынке [см. 2, с. 40]:

а) конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению  спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов”.

б) конкуренция поддерживает общественно нормальные условия  производства и реализации товаров  и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная  цена на данный вид товара, больше прибыли  будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при  избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение  цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким  образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия  производства и в условиях конкуренции  ресурсы распределены эффективно.

в) конкуренция стимулирует  научно-технический прогресс и повышение  эффективности производства. Так  как конкуренция служит «уравнительницей цен», то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

г) при противоборстве субъектов  рынка усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

    1. Показатели конкурентоспособности организаций торговли

Конкурентоспособность предприятия  – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и  по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность  предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции. [5]

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

• конкурентоспособность  товаров предприятия на внешнем  и внутреннем рынках;

• вид производимого товара;

• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

• лёгкость доступа на рынок;

• однородность рынка;

• конкурентные позиции  предприятий, уже работающих на данном рынке;

• конкурентоспособность  отрасли;

• возможность технических  новшеств в отрасли;

• конкурентоспособность  региона и страны.

Рассмотрим отдельно все  составляющие показатели конкурентоспособности  товара.

Так, технические показатели товара определяются оценкой соответствия его технического уровня, качества и надежности современным требованиям, которые выдвигаются потребителями  на рынке. Эти требования наиболее полно  отражают их общественные и индивидуальные потребности при достигнутом (прогнозируемом) уровне социально-экономического развития и научно-технического прогресса  как у нас в стране, так и  за рубежом.

Основные требования потребителей к техническим показателям находят  отражение в национальном и международном  стандартах.

Под стандартизацией понимают разработку и установление технических  показателей (норм) для принятой к  выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические  условия на его изготовление, правила  приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При  оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю. [5]

В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники  и технологии.

Оценка конкурентоспособности  основывается на сравнении характеристик  анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая  товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и  существенных с точки зрения потребителя.

Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:

• параметров качества (технических);

• экономических параметров.

К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:

• параметры назначения;

• эргономические параметры;

• эстетические параметры;

• нормативные параметры.

Параметры назначения характеризуют  области применения продукции и  функции, которые она предназначена  выполнять. По ним можно судить о  содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции  в конкретных условиях потребления.

Параметры назначения подразделяются:

• на классификационные  параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);

• параметры технической  эффективности, характеризующие прогрессивность  технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных  приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;

• конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также  могут служить целям классификации;

Эргономические параметры, характеризующие продукцию с  точки зрения ее соответствия свойствам  человеческого организма при  выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в  производственных и бытовых процессах);

Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность  композиции, совершенство производственного  исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и  отражают именно такие ее внешние  свойства, которые являются для потребителя  наиболее важными, они ранжируются  по степени значимости для конкретного  вида продукции;

Нормативные параметры, характеризующие  свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами  и законодательством на рынке, где  эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие  степень воплощения в продукции  технических решений и не подпадающих  под действие патентов, выданных в  странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры  безопасности, по которым для данного  рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических  регламентов, норм, законодательства).

К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и  потреблению продукции, а также  условиями ее приобретения и использования  на конкретном рынке.

Полные затраты потребителя  в общем случае включают единовременные и текущие затраты.

Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности  продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий  использования этой продукции и  целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности  показана на рис. 1. [7]

Рис 1. Показатели конкурентоспособности

Глава 2. Оценка конкурентоспособности  торговой компании Сан Инбев на Российском рынке

2.1 Экономическая  характеристика финансово-хозяйственной  деятельности

Объектом нашего исследования в курсовой работе является торговая международная корпорация "Анхойзер-Буш ИнБев" объединившаяся с компанией «Сан Интербрю» и в последствии ставшей компанией «Сан Инбев». Данная компания работает на рынке около семи лет, объединившись в 2003 году с компанией «Сан Интербрю» она вышла на Российский рынок, данное предприятие занимается производством и оптовой продажей пивной продукции.

Компания «Сан Инбев» представлена более чем в 46 странах мира.

Головной офис в России торговой компании «Сан Инбев» находится в городе Москва, в мире головной офис находится в г. Канберра (Австралия). Торговая компания имеет развитую сеть отделений на территории Российской Федерации, которая насчитывает уже более 123 филиалов, сотрудников компании в России около 8800 сотрудников, и имеет 13 заводов. В России в таких городах как — Клин, Волжский, Омск, Пермь, Саранск, Иваново, Курск, Новочебоксарск, Ангарск и Санкт-Петербург и на Украине — Рогань в Харькове, «Черниговское» в Чернигове, и «Янтарь» в Николаеве.

Информация о работе Оценка конкурентоспособность предприятия