Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 23:19, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических положений сущности конкурентоспособности торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
1) изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность торгового предприятия»;
2) обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность торгового предприятия;
3) провести оценку конкурентоспособности оптового торгового предприятия ООО «Сан Инбев»;
4) определить основные направления повышения конкурентоспособности оптового торгового предприятия.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Конкурентоспособность торговых организаций в условиях современной экономики…………………………………………………………….6
1. Конкурентоспособность: сущность, виды и значение…………..6
2. Современное состояние конкуренции в торговле……………...12
3. Показатели конкурентоспособности организаций торговли…..14
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»…………...20
1. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Сан Инбев»…………………………………………………20
2. Оценка конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»………………23
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Сан Инбев»...33
Заключение…………………………………………………………………..39
Библиографический список………………………………………………...41
- конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
- конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
- конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
- конкурентное преимущество технические (технологические) определяются уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
- конкурентное преимущество, определяемые хорошей информированностью, базируются на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
- конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
- конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
- конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемые в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.
В современной экономической теории конкуренция в общем своем проявлении понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка [см. 2, с. 29].
Понятие конкуренции настолько
многозначно как для общества,
так и для предприятия, что
оно не охватывается каким-либо универсальным
определением. Это и способ хозяйствования,
и такой способ существования
капитала, когда один капитал соперничает
с другим капиталом. В конкуренции
усматривается как главная
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
Роль конкуренции для современного предприятия – участника рынка сложно определить. Она охватывает как негативные, так и положительные для предприятия и для общества процессы. Однако в современной теории экономики выделяют следующие характеристики роли конкуренции на рынке [см. 2, с. 40]:
а) конкуренция способствует
установлению равновесной цены, уравнению
спроса и предложения. На чисто конкурентном
рынке отдельные фирмы
б) конкуренция поддерживает
общественно нормальные условия
производства и реализации товаров
и услуг. Она как бы подсказывает
товаропроизводителям, сколько капитала
они должны вложить в производство
того или иного товара. Предположим,
что один продавец затратил на производство
какого-нибудь товара больше средств,
чем другой. При такой ситуации,
когда на рынке установится равновесная
цена на данный вид товара, больше прибыли
будет иметь последний
в) конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит «уравнительницей цен», то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества с максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
г) при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
Конкурентоспособность предприятия
– это относительная
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:
• конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
• вид производимого товара;
• ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
• лёгкость доступа на рынок;
• однородность рынка;
• конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
• конкурентоспособность отрасли;
• возможность технических новшеств в отрасли;
• конкурентоспособность региона и страны.
Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.
Так, технические показатели
товара определяются оценкой соответствия
его технического уровня, качества
и надежности современным требованиям,
которые выдвигаются
Основные требования потребителей
к техническим показателям
Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.
Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к нулю. [5]
В каждой стране существует
своя система стандартизации товаров,
соответствующая степени
Оценка конкурентоспособности
основывается на сравнении характеристик
анализируемой продукции с
Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы:
• параметров качества (технических);
• экономических параметров.
К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:
• параметры назначения;
• эргономические параметры;
• эстетические параметры;
• нормативные параметры.
Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.
Параметры назначения подразделяются:
• на классификационные
параметры, характеризующие принадлежность
продукции к определенному
• параметры технической
эффективности, характеризующие
• конструктивные параметры,
характеризующие основные проектно
- конструкторские решения, использованные
при разработке и производстве изделия
(состав изделия, его структура, размеры,
вес), отдельные параметры также
могут служить целям
Эргономические параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);
Эстетические параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;
Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).
К группе экономических параметров относятся полные затраты потребителя (цена потребления) по приобретению и потреблению продукции, а также условиями ее приобретения и использования на конкретном рынке.
Полные затраты потребителя в общем случае включают единовременные и текущие затраты.
Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рис. 1. [7]
Рис 1. Показатели конкурентоспособности
Глава 2. Оценка конкурентоспособности торговой компании Сан Инбев на Российском рынке
2.1 Экономическая
характеристика финансово-
Объектом нашего исследования
в курсовой работе является торговая
международная корпорация "
Компания «Сан Инбев» представлена более чем в 46 странах мира.
Головной офис в России торговой компании «Сан Инбев» находится в городе Москва, в мире головной офис находится в г. Канберра (Австралия). Торговая компания имеет развитую сеть отделений на территории Российской Федерации, которая насчитывает уже более 123 филиалов, сотрудников компании в России около 8800 сотрудников, и имеет 13 заводов. В России в таких городах как — Клин, Волжский, Омск, Пермь, Саранск, Иваново, Курск, Новочебоксарск, Ангарск и Санкт-Петербург и на Украине — Рогань в Харькове, «Черниговское» в Чернигове, и «Янтарь» в Николаеве.
Информация о работе Оценка конкурентоспособность предприятия