Оценка рентабельности и расчеты динамики показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых приносит экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ…………………………………………..
6
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...........................................................................................
8
1.1
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень её повышения…….
8
1.2
Современные аспекты оценки рентабельности………….........................
18
1.3
Методологические основы расчёта и анализа рентабельности предприятия………………………………………………………..............
20
2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «РОСТОРГТРИКОТАЖ-УРАЛ»…………………………………………
24
2.1
Общая характеристика предприятия ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»……………………………………………………………….............
24
2.2
Анализ рентабельности ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»………………
25
3
ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ООО «РОСТОРГТРИКОТАЖ-УРАЛ»…………………………………………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
40
ПРИЛОЖЕНИЕ А: организационная структура управл

Файлы: 1 файл

курсовая по экономики организаций.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».

Эффект – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловивши получение [40].

Следовательно, эффективность  выражает степень эффекта и в  самом общем виде выражается формулой [11]:

 

,                                                           (1)

 

где Р – результаты производства; З – затраты на получение данного результата.

Для оценки уровня эффективности  функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели — показатели рентабельности (доходности, прибыльности).

Рентабельность —  это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [6].

Соотношение прибыли  с авансированной стоимостью или  текущими издержками выражает рентабельность. В наиболее широком понятии рентабельность означает прибыльность или доходность:

  • Производства и реализации отдельных видов и всей совокупности продукции (работ, услуг);
  • Предприятий, организаций как субъектов хозяйственной деятельности;
  • Отраслей экономики.

Рентабельность непосредственно связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности предприятия или предпринимательской деятельности [17]. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т. д.), выгодность производства отдельных видов продукции (работ, услуг). Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Многообразность вариантов решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей [5].

Рентабельность можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

 

 

Роль и значение показателя рентабельности заключатся в следующем:

  • этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия;
  • повышение рентабельности характеризует цель предприятия любой отрасли в рыночной экономике;
  • рентабельность – результативный, качественный показатель деятельности предприятия;
  • рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
  • увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;
  • Рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;
  • кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;
  • динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;
  • для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере [18].

Общие факторы  роста рентабельности

Для правильного формирования прибыли и повышения рентабельности предприятие должно искать пути совершенствования. Использование системы обобщающих показателей эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.

В системе обобщающих показателей важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат [38].

Так как рентабельность находится в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться  в синтезе с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

  • изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;
  • обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;
  • рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.

Рентабельность продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

Рентабельность производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят от эффективности использования производства. Чем выше эффективность использования, тем выше его рентабельность [9].

Порог рентабельности

Существует определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объёмом производства и прибыли. При соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли». Анализ безубыточности (анализ соотношения «затраты — объем производства — прибыль») в настоящее время широко используется для определения [15]:

  • Критического объема производства для безубыточной работы;
  • Зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;
  • Запаса финансовой прочности предприятия;
  • Оценки производственного риска;
  • Целесообразности собственного производства или закупки;
  • Минимальной договорной цены на определенный период;
  • Планирования прибыли.

Анализ безубыточности основан на ряде допущений. Во-первых, затраты можно разделить на постоянные и переменные. Ряд затрат предприятия может содержать как переменную, так и постоянную части – смешанные затраты (к ним чаще всего относятся расходы на электроэнергию, транспорт, содержание и эксплуатацию оборудования). Смешанные затраты подлежат дифференциации на постоянную и переменную части. Сохранение постоянных издержек на одном уровне возможно только в ограниченном диапазоне объемов производства. Во-вторых, зависимость между объемом реализованной продукции и переменными издержками линейная. В реальной жизни переменные издержки могут изменяться в другой пропорции. Известно, что соотношение переменных издержек и объема производства зависит как от жизненного цикла изделия, так и от инфляции, по-разному затрагивающей цены на покупаемое сырье, материалы, заработную плату. В-третьих, остается неизменным ассортимент изделий. В-четвертых, объем производства и реализации в прогнозируемом периоде равны [15].

Данные допущения соответствуют  условиям массового производства с  достаточно непродолжительным производственным циклом, что дает возможность широкого применения анализа безубыточности на таких предприятиях. Не могут опираться на подобный анализ в финансовом планировании предприятия авиа-, судостроения и производители уникальной продукции [30].

Основной составной частью анализа  безубыточности является определение «точки безубыточности» («порога рентабельности», «мертвой точки»). Точка безубыточности — это такой объем реализации, при котором выручка покрывает все издержки предприятия, связанные с производством и реализацией продукции [12]. При расчете точки безубыточности надо учитывать, что в модели линейной зависимости точка безубыточности может быть одна, в то время как на практике функция затрат носит нелинейный характер и может пересекать линию объемов производства в нескольких местах. Поэтому анализ должен точно очерчивать границы роста объемов производства, когда допущения линейного характера зависимости оправданы производственными условиями [3]. Минимальный объем реализации Qmin покрывающий затраты на производство и реализацию (EBIT = 0), т. е. точку безубыточности, в единицах продукции определяют:

Qmin = F/(P-a) , в шт.  Bmin = F/(1-b), в денежном выражении                (2)

где Q – количество единиц продукции;

 Р – цена единицы  продукции;

F – расходы постоянные;

V – расходы переменные;

 а – величина  переменных затрат в цене единицы  продукции;

 b – доля переменных затрат в базовой выручке.

Величина прибыли при  запланированных объемах производства и реализации будет равна [3]:

EBIT = PQ – F - a*Q                                                                                   (3)

где EBIT – прибыль до уплаты процентов и налогов.

Взаимосвязь рентабельности и конкурентоспособности  предприятия

Конкуренция – основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно-технического прогресса  и снижения издержек производства и цен [18]. Побуждая предприятия снижать свои производственные затраты, приводя к ликвидации обременительных для общества убыточных производств, конкуренция способствует интенсификации, повышению эффективности общественного производства. Ориентируя товаропроизводителя на потребности рынка, конкуренция создает возможности наиболее широкого выбора товаров и услуг, наиболее полного удовлетворения производственных запасов [16].

Одним из основополагающих принципов рыночной экономики является свободная конкуренция товаропроизводителей. Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренцию. Неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы, с более высокой производительностью, а также более широкого ассортимента. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, эстетичность и безопасность. Все большую роль стали играть в конкурентной борьбе надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товаров, ее престижность. В последние годы неценовая конкуренция, связанная с соперничеством за достижение наиболее высокого качества продукции, приобрела доминирующую роль. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит за счет либо снижения издержек производства, либо уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии подчас вообще отказываются от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Ценовая стратегия должна быть согласована с главными финансовыми целями предприятия, принятыми на ближайшее время и перспективу. В соответствии с финансовым планом предприятие определяет точку безубыточности (порог рентабельности), обосновывает минимальный уровень прибыльности, необходимый при продаже каждого вида продукции, величину вклада на покрытие и оценивает запас финансовой прочности. При решении этих задач приоритетной является задача по обеспечению наибольшего объема прибыльности и максимизации показателей рентабельности продаж, чистого собственного капитала и рентабельности всех активов [14].

Предприятие должно рассчитывать величину прибыли и рентабельность от производства единицы каждого  вида продукции при существующей цене, величину роста объема продаж каждого вида продукции, в случае снижения ее цены (при этом необходимо учитывать, что рост объема выпуска продукции снижает долю постоянных затрат, и влияет на снижение себестоимости единицы продукции), а также предельное сокращение объема продаж продукции предприятия в случае повышения ее цены [10].

Информация о работе Оценка рентабельности и расчеты динамики показателей