Оценка рентабельности и расчеты динамики показателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых приносит экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточность полученного эффекта. Для собственников, менеджмента предприятия, его персонала, государства, инвесторов, кредиторов, иначе говоря, для всех возможных участников распределения и использования полученной прибыли важна не только ее величина, но и уровень доходности деятельности предприятия. При прочих равных условиях вложение средств или работа на более доходном предприятии даст, в конечном итоге, возможность получить более высокие дивиденды, премии, снизить риск невозврата кредитных ресурсов, а фискальная система страны получит больше налогов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
3
ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ…………………………………………..
6
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ...........................................................................................
8
1.1
Рентабельность и факторы, влияющие на уровень её повышения…….
8
1.2
Современные аспекты оценки рентабельности………….........................
18
1.3
Методологические основы расчёта и анализа рентабельности предприятия………………………………………………………..............
20
2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «РОСТОРГТРИКОТАЖ-УРАЛ»…………………………………………
24
2.1
Общая характеристика предприятия ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»……………………………………………………………….............
24
2.2
Анализ рентабельности ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»………………
25
3
ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ООО «РОСТОРГТРИКОТАЖ-УРАЛ»…………………………………………….
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
40
ПРИЛОЖЕНИЕ А: организационная структура управл

Файлы: 1 файл

курсовая по экономики организаций.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Численность работающих в  ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»  по состоянию на 01.01.2009 года  составила 507 человек, из них промышленно-производственный персонал – 487 человек (приложение А).

 Организационная структура  предприятия имеет линейно-функциональный тип, что способствует быстрому осуществлению действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, а также устанавливает стабильность полномочий и ответственности за персоналом [35].

Таким образом, оценивая общую характеристику предприятия можно сказать, что  предприятие ООО «РосТоргТрикотаж-Урал» востребовано, поскольку работает на рынке 11 лет, процент износа техники велик (67,3%) и это также говорит о важности данного предприятия в современном мире.

 

2.2 Анализ рентабельности  деятельности ООО «РосТоргТрикотаж-Урал»

 

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой  доход, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой [26].

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль – это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии [6].

Анализ прибыли исследуемого предприятия представлен в таблице 1 [1].

Таблица 1 – Показатели прибыли ООО «РосТоргТрикотаж-Урал», млн. руб.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Изменение

Темп роста

Выручка от реализации продукции

2635,1

3495,0

859,9

132,6

Себестоимость реализованной  продукции

1996,9

2774,0

777,1

138,9

Коммерческие расходы

333,6

456,5

122,9

136,8

Прибыль от реализации

304,6

264,5

-40,1

86,8

Сальдо от операционных доходов (расходов)

8,9

0,5

-8,4

5,6

Сальдо по внереализационным операциям

-225,6

-153,2

72,4

67,9

Прибыль за отчётный период

87,9

111,8

23,9

127,1

Налоги, производимые из прибыли

86,5

111,8

25,3

129,2

Чистая прибыль

1,4

0

-1,4

0


 

Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации продукции снизилась на 40,1 тыс. руб., снижение составило 13,2%, и составила в 2009 году 3495,0 тыс. руб. На данный показатель повлиял рост выручки от реализации продукции на 859,9  млн. руб. или на 32,6%, а также рост себестоимости реализованной продукции на 777,1 млн. руб. или на 38,9% и рост расходов на реализацию на 122,9 млн. руб. или на 36,8%.

В 2009 г. положительное  сальдо от операционных доходов и  расходов составило 0,5 млн. руб., снизившись на 8,4 млн. руб., сальдо по внереализационным операциям увеличилась с -225,6 млн. руб. до 153,2 млн. рублей.

Прибыль за отчётный период увеличилась с 87,9 млн. руб. до 111,8 млн. руб., рост составил 23,9 млн. руб. или 27,1%.

Сумма налогов из прибыли  за исследуемый период увеличилась  на 25,3 млн. руб. или 29,2%, и составила 111,8 млн. руб. Чистая прибыль предприятия снизилась на 1,4 млн. руб. до нулевого уровня.

Графически влияние факторов на изменение чистой прибыли предприятия, рассчитанное прямым счётом представлено на рисунке 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Влияние  факторов на изменение чистой прибыли  предприятия в 2009 году, млн. руб.

Рентабельность непосредственно  связана с величиной прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Рентабельность – это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах [28].

Многообразность вариантов  решений, принимаемых при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчёта рентабельности обусловливают наличие значительного количества её показателей. В данном отчёте рассчитаны показатели, рассчитываемые для оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д. [22].

Анализ рентабельности продаж предполагает определение величины этого показателя, уточнение его слагаемых. В учетно-аналитической практике рентабельность реализованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции [34].

Таблица 2 – Показатели рентабельности предприятия в 2008-2009 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Изменение

1. Выручка от реализации  продукции

2635,1

3495

859,9

2. Себестоимость реализованной  продукции

1996,9

2774

777,1

3. Прибыль от реализации

304,6

264,5

-40,1

4. Чистая прибыль

1,4

0

-1,4

5. Средняя стоимость  основных фондов

1042

1230,5

188,5

6. Средняя стоимость  оборотных фондов

1853,5

2042,7

189,2

7. Рентабельность основных  фондов (стр.4:стр.5*100)

29,2

21,4

-7,8

8. Рентабельность оборотных фондов (стр.4:стр.6*100)

16,4

12,9

-3,5

9. Рентабельность продукции (стр.4:стр.2*100)

15,2

9,5

-5,7

10. Рентабельность оборота (стр.3:стр.1*100)

11,5

7,5

-4,0


 

Как видно из таблицы 2, за 2009 год произошло снижение прибыли предприятия и снижение основных показателей рентабельности. Снижение рентабельности основных и оборотных показателей обусловлено также ростом стоимости активов предприятия. Показатель рентабельности также может рассчитываться по себестоимости. В таком случае, уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), рассчитанный по прибыли за отчётный период, зависит от трёх основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации [8].

Факторная модель этого показателя имеет вид:

                                                                           (17)

где П – прибыль; VРП – общий объём реализации продукции; УДi – удельный вес I-го вида продукции; Цi – цена; Сi – уровень себестоимости i-х видов продукции; З – затраты [7].

Расчёт влияния факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить  способом цепной подстановки. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать изменение количественных, а затем качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого [3].

Для этого данные сводятся в таблицу 3:

Таблица 3 – Методика расчёта результативных показателей

Результативный

показатель

Фактор

V0

Vусл1


Продолжение таблицы 3:

Vусл2

УД1

Vусл3

УД1

V1

УД1


Примечание: Источник: [7].

Согласно данным таблицы 3 рассчитывается влияние факторов на изменение рентабельности. Изменение  рентабельности продукции равно:

ΔV = V0 – V1                                                                                             (18)

в том числе за счёт факторов первого и второго порядка:

ΔVx1 = Vусл1 – V0; ΔVx2 = Vусл2 – Vусл1                                          (19)

ΔVx3 = Vусл3 – Vусл3                                                                            (20)

ΔVx4 = V1 – Vусл4                                                                                   (21)

Таким образом, используя  приведённую выше методику, выявим влияние факторов на изменение рентабельности продукции. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Данные для решения задачи

Показатели

2008 г.

2009 г.

Изменение

Выручка, млн. руб.

2635,1

3495

859,9

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

304,6

264,5

-40,1

Доля чистой прибыли  в выручке предприятия (Уд)

0,115

0,075

-0,040

Объём продукции, млн. шт. (VP)

7,9

8,2

0,3

Средняя цена, млн. руб. / млн. шт. (Ц)

333,556

426,22

92,662

Себестоимость реализованной  продукции (С), млн. руб.

1996,9

2774

777,1

Уровень рентабельности, %

15,2

9,5

-5,7


 

Влияние факторов найдём с помощью метода абсолютных разниц, используя формулу (17).

На основании данных таблицы 4 найдём составляющие результативных показателей:

 

Таблица 5 – Результативные показатели для факторного анализа

Результативный

показатель

Фактор

Значение

Уд

R0

7,9

0,115

333,556

1996,9

15,2

Rусл1

8,2

0,115

333,556

1996,9

15,8

Rусл2

8,2

0,075

333,556

1996,9

10,3

Rусл3

8,2

0,075

426,22

1996,9

13,1

R1

8,2

0,075

426,22

2774

9,5


 

Найдём исходные данные для факторного анализа:

Таким образом, исходя из представленных выше расчётов, общее изменение рентабельности равно:

ΔR = R1 – R2 = 9,5 – 15,2 = -5,7%

Рассчитаем влияние  факторов (Приложение Б):

ΔRВ1=Rусл1 – R0 = 15,8 – 15,2 = 0,6%

ΔRВ2=Rусл2 – Rусл1= 10,3 – 15,8 = -5,5%

ΔRВ3=Rусл3 – Rусл2 = 13,1 – 10,3 = 2,8%

ΔRВ3=R1 – R усл3 = 9,5 – 13,1 = -3,6%

Таким образом, анализ показывает, что общая величина рентабельности по сравнению с уровнем 2008 г. уменьшилась на 5,7%. Положительное влияние на изменение рентабельности оказал рост выручки, который был достигнут благодаря росту средних цен на продукцию и объёмов продукции. За счёт роста объёмов продукции на 0,3 млн. шт. рентабельность увеличилась на 0,6%, за счёт роста цен на 92,662 млн. руб. за млн. шт. рентабельность увеличилась на 2,8%. За счёт уменьшения доли чистой прибыли в выручке предприятия рентабельность снизилась на 5,5%. Основным отрицательным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности является рост себестоимости продукции на 777,1 млн. руб., из-за которого рентабельность уменьшилась на 3,6%.

Информация о работе Оценка рентабельности и расчеты динамики показателей