Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:18, курсовая работа
Уже давно не является секретом то, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Сущность и теоретические основы мотивации персонала
1.2 Сущность и методы трудовой мотивации
1.3 Экономическое стимулирование
Глава 2. Проблемы мотивации в ООО «Компьютер-Центр «КЕЙ»
2.1Общая характеристика организации
2.2 Анализ сложившейся ситуации, связанной с движением персонала в организации
Глава 3. Предложения по изменению и улучшению ситуации
Заключение
Библиографический список
В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Первыми ориентироваться на психологические характеристики деятельности человека начали содержательные теории мотивации. С этого времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.
Содержательные теории мотивации занимаются изучением иерархии потребностей и ее влиянием на мотивацию работника. Не смотря на тот существенный шаг вперед в развитии теории мотивации, который совершили содержательные концепции, они не лишены определенных недостатков, к которым можно отнести:
Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.
Основные теории мотивации приведены в Таблице. 1.3
Характеристика теорий мотивации
Категория |
Тип |
Теоретики |
Краткое содержание теории |
Значение для практики |
Теория инструмен-тальности |
Тейлоризм |
Ф. Тейлор |
Люди будут мотивированы для работы, если награды и наказания будут непосредственно связаны с результатами их труда |
База для непродуманных |
Теория содержания (потребно-стей)
|
Иерархия потре-бностей
|
А. Маслоу
|
Существует иерархия пяти потребностей: психологических, потребностей в безопасности, социальных, в уважении и самореализации. Потребности более высокого уровня возникают тогда, когда удовлетворены потребности на более низком уровне |
Делает акцент на многообразии потребностей, которые мотивируют людей, и подчеркивает, что удовлетворенная потребность больше не является мотивирующим фактором. Идея иерархии не имеет практического значения |
Двухфак-торная модель
|
Статистические факторы, ведущие к неудовлет-воренности
|
Ф. Герцберг
|
На удовлетворенность работой влияют две группы факторов: (1) факторы, которые внутренне присущи данной работе (внутренние мотиваторы или факторы, ведущие к удовлетворенности),такие, как достижение, признание, сам процесс работы, ответственность и рост; (2) факторы, внешние по отношению к работе (внешние мотиваторы или гигиенические факторы), такие как оплата и условия работы.
|
Указывает на ряд базовых потребностей, то есть: достижение, признание, продвижение по службе, независимость и сам процесс работы. Оказывает сильное воздействие на модель работы (обогащение работы). Привлекла внимание к внутренним и внешним мотиваторам и тому факту, что внутренние мотиваторы, возникающие на основе самой трудовой деятельности, оказывают более длительное воздействие. |
Следовательно, эта теория подкрепляет предложение, что система вознаграждений должна предоставлять награды как финансового, так и нефинансового характера | ||||
Теория цели |
Латам и Р. Локке |
Мотивация и показатели работы улучшатся, если перед людьми будут поставлены трудные, но согласованные цели и будет существовать обратная связь |
Является логическим обоснованием процессов управления показателями работы, постановки цели и обратной связи | |
Теория справед-ливости |
Д. Адамс |
Люди лучше мотивированы, если с ними обращаются справедливо |
Потребность разрабатывать практические меры, направленные на справедливое вознаграждение и практику приема на работу |
Таблица 1.3. Основные теории мотивации.
Все перечисленные теории можно применять в российских условиях, но необходимо анализировать особенности конкретных людей, к которым применяется мотивация, и, исходя из этого, выбирать необходимый метод мотивации. При этом необходимо учесть, что структура потребностей, равно как и основные факторы деятельности, в силу кризисного и переходного состояния общества имеют ряд особенностей (неудовлетворение у большей части первичных потребностей, но в то же время способность людей работать без оплаты труда, основываясь либо на вторичных потребностях, либо на привычке и т.п.). Поэтому, применяя какие-либо методы мотивации, основываясь как на содержательных, так и на процессуальных теориях, необходимо подстраивать их под конкретную ситуацию и характеристики конкретного трудового коллектива и личности работника.
Под трудовой мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ. Традиционно понятия «мотив труда» и «стимул труда» рассматриваются как самостоятельные, имеющие различные значения.
Для формирования трудовой мотивации наибольшую значимость имеет характер усвоенных работником трудовых норм и ценностей.
Ценности - это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей.
Для разных социальных групп работников, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, квалификацией, одни и те же объекты и явления могут иметь разную значимость. Так, для одних главным ориентиром поведения в сфере труда является материальное благополучие, для других важнее содержания труда, его творческая насыщенность, для третьих – возможность общения.
Участвуя в трудовой
деятельности, работник одновременно
имеет ряд потребностей, интересов,
ценностных ориентаций. Они могут
быть существенными или
Мотивы работника в процессе материального производства, как и экономические потребности, классифицируются по фазам воспроизводства, по субъектам принадлежности, а также делятся на личные, коллективные, общенародные и внешние. У каждого человека формируется определенная система мотивов.
Мотивирующая среда имеет специфику, которая обусловлена социальной структурой, окружающей обстановкой, ограниченностью людских контактов, низким уровнем удовлетворения потребностей за счет коллективного производства, своими нормами и ценностями. Данная специфика определяет уровень исходных потребностей работника в организации.
Другая составляющая мотивирующей среды связана с развитием товарно-денежных отношений. Она наряду с исходными потребностями определяет состав и уровень удовлетворения, дополнительных потребностей в процессе материального производства.
Различают следующие типы трудовой мотивации: внутренняя, внешняя.
Внутренняя мотивация ориентирована на внутренний мир человека. Деятельность, ориентированная на внутренний мир человека:
Внешняя мотивация ориентирована на деятельность человека, определяемую «внешними» факторами:
Работников с внутренним
типом мотивации следует
Методы стимулирования персонала зависят от проработанности системы стимулирования в организации, общей системы управления и особенностей ее деятельности. Классификация методов управления мотивацией персонала представлена в Таблице 1.4.
Методы управления мотивацией персонала
Метод |
Сущность |
Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами |
Данные методы предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество. |
Организационно- |
Эти методы базируются на
властной мотивации, основанной на подчинении
закону, правопорядку, старшему по
должности и т.п., и опирающейся
на возможность принуждения. Они
охватывают организационное планирование, организационное
нормирование, инструктаж, распорядительство,
контроль. В управлении властная мотивация
играет весьма существенную роль: она
предполагает не только безусловное соблюдение
законов и нормативных актов, принятых
на государственном уровне, но и четкое
определение прав и обязанностей руководителей
и подчиненных, при которых исполнение
распоряжения руководства обязательно
для подчиненных. Властная мотивация
создает необходимые условия для организации
и взаимодействия, а сами организационно- |
Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников |
С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.). |
Таблица 1.4. Методы управления мотивацией персонала.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении организациям все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.
Рост роли экономических методов управления в России связан с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы . В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.
Проведенное журналом «Управление персоналом» исследование «Системы и методы мотивации» показало, что наибольший вес среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов по пятибалльной шкале) и индивидуальная надбавка 93,82), а затем уже следуют различные виды премий, на фоне других выделяются медицинское страхование, возможность получения кредитов и материальная помощь. Результаты исследования представлены в Таблице. 1.5.
Оценка факторов мотивации по данным социологического исследования журнала "Управление персоналом"
Фактор |
Оценка по 5-балльной Шкале |
Оклад |
4,25 |
Индивидуальная надбавка |
3,82 |
Премии по итогам работы отдела, организации |
3,53 |
Кредиты |
3,53 |
% от продаж |
3,50 |
Медицинское страхование |
3,48 |
Квартальные |
3,28 |
Обучение |
3,20 |
Материальная помощь |
3,09 |
Оплаченные обеды |
3,06 |
Оплата временной |
3,02 |
Пособие по беременности и родам |
2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет |
2,81 |
Автомобиль |
2,56 |
Мобильные телефоны |
2,09 |
Информация о работе Оценка системы мотивации персонала предприятия