Оценка системы мотивации персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Уже давно не является секретом то, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Сущность и теоретические основы мотивации персонала
1.2 Сущность и методы трудовой мотивации
1.3 Экономическое стимулирование
Глава 2. Проблемы мотивации в ООО «Компьютер-Центр «КЕЙ»
2.1Общая характеристика организации
2.2 Анализ сложившейся ситуации, связанной с движением персонала в организации
Глава 3. Предложения по изменению и улучшению ситуации
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Эк и Орг предприятия.doc

— 269.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.5. Результаты исследования журналом «Управление персоналом».

 

Как мы видим, наиболее значимыми  для сотрудников являются экономические показатели. Поэтому рассмотрим далее различные методы экономического стимулирования.

 

 

 

  • 1.3. Экономическое стимулирование

  • 1.3.1. Классификация форм оплаты  труда. 

  • В современном менеджменте различают две базовые формы заработной платы — сдельную и повременную. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы. Во втором — уровень оплаты связывается с продолжительностью затраченного на работу времени. На основе этих форм конструируются различные варианты и комбинации оплаты труда.

  • Современные системы оплаты труда строятся на выборе тех или иных форм заработной платы и установлении соотношения между разными компонентами вознаграждения. Существуют десятки различных систем оплаты труда: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная с нормированным заданием, аккордная и т. п.

  • Основной задачей любой современной системы оплаты труда является обеспечение мотивационного потенциала заработной платы — взаимосвязи между эффективностью труда и вознаграждением за него.

  • Сопоставление наиболее распространенных систем заработной платы, используемых в развитых странах, по условиям, преимуществами и недостаткам их применения представлено в Таблице 1.7.

  • Сравнительная характеристика систем заработной платы

  • Система

    Условия

    Преимущества

    Недостатки

    1.Повременная

    Оплата

    Используется там,

    где трудно измерить и контролировать

    качество/количество

     труда

    Легко реализуется и 

     начисляется, обеспечивает хорошие отношения с работниками

    Плохо

    стимулирует, терпима к плохим производственным результатам

    2.Сдельная оплата

    Используется для специфических  видов работ, когда высоко значение денежного вознаграждения

    Вознаграждение непосредственно

     связано с

    результатами

    Источник конфликтов и недовольств, если не гарантирует минимального дохода

    3. Ставка +

    надбавка за высокие индивидуальные результаты (в виде премии, комиссиионных и т. п.)

    Используется там,

    где труд можно 

    измерить, деньги мотивируют, система принимается

    работниками и 

    понятна им

    Хорошо мотивирует, так как непосредственно связана с

    вознаграждением, способствует росту  производства

    Сложна в 

    использовании,

    способствует 

    конфликтам, не

    способствует  росту 

    групповой отдачи

    4.Ставка + надбавка 

    на группу (за

    показатели  работы бригады, цеха, отдела)

    Используется там,

    где трудно

    определить 

    индивидуальные 

    показатели и где хорошая  атмосфера в рабочих группах

    Хорошая

    мотивация при 

    условии, что связь между усилиями и 

    надбавкой воспринимается на индивидуальном

    уровне

    Сложности в 

    использовании  из-за неравных

    индивидуальных 

    усилий, что может вызвать некритичность  к слабым показателям

    5. Ставка +

    надбавка по

    результатам

    работы  всей

    организации

     

    Хороший климат в 

    отношениях

    администрации с работниками, стимулирующий  сотрудничество

    Способствует более

    широкой

    вовлеченности

    работников в дела

    организации

    Нечеткая связь между индивидуальным

    вкладом и 

    вознаграждением

    6. Премиальная 

    надбавка в 

    соответствии  с 

    заслугами.

    Используется там,

    где трудно с оценкой 

    конечного

    результата  или и 

    Стимулирует не

    только 

    производственные  но и другие

    Трудно 

    сформулировать общую методику

    7. Участие в 

    прибылях в 

    соответствии  с 

    оценками 

    финансовых 

    показателей организации

    Используется 

    там, где 

    публикуются

    показатели 

    финансовой 

    деятельности  и 

    где имеется участие работников в делах организации

    Обеспечивает идентификацию работников с делами фирмы, вознаграждение оказывается  связанным с конъюнктурой рынка

    Не существует четкой связи между  вознаграждением и индивидуальным вкладом, вознаграждение зависит от факторов, на которые работники не могут влиять


     

    Таблица 1.7. Системы заработной платы

  • Каждая система оплаты труда имеет свои особенности, преимущества и недостатки. Это значит, что выбор системы нельзя рассматривать и использовать изолированно от остальных направлений работы с персоналом: построения работ (работа в группах или индивидуальная), обучения, подготовки и профессионального продвижения персонала организации и др.

  • В основе построения системы оплаты труда лежат следующие основные принципы, использующиеся для усиления ее мотивирующей функции: сдельная оплата, индивидуальная оплата по результатам, оплата результатов группы, общеорганизационное стимулирование, оплата по заслугам, участие в прибылях и доходах организации.

  • Система оплаты должна создавать у людей чувство уверенности и защищенности, включать действенные средства стимулирования и мотивации, обеспечивать процесс воспроизводства затраченной энергии (восстановления работников).

  • Чтобы выбранная система оплаты усиливала мотивацию работников организации, специалисты по кадровому менеджменту предлагают проводить проектирование в следующей последовательности:

  • определить цели и принципы системы оплаты (ориентация на индивидуальные или групповые результаты, позволяет ли данная система найти и удержать нужных специалистов, уменьшить текучесть персонала и т.п.);

  • собрать информацию о системах оплаты в организациях-конкурентах;

  • проанализировать условия, в которых действует интересующая система оплаты;

  • рассмотреть возможность опроса по предлагаемым изменениям в системе оплаты;

  • проанализировать эффективность системы оплаты за счет сравнения достигнутых результатов с ее целями. 

  •  

    1.3.2. Участие в прибылях.

     

    Наиболее распространены сегодня следующие системы  участия  работников в прибыли организации: система Скэнлона, система Ракера, Система Ипрошеар.

  • Система Скэнлона основана на распределении между работниками и компанией экономии издержек на заработную плату, полученной в результате повышения производительности труда, конкретно — выработки в расчете на одного работника.  Сначала определяется доля фонда заработной платы в стоимости объема реализованной продукции - К0.  Если доля заработной платы в стоимости продукции меньше запланированной доли К0, то сумма экономии S, подлежащая распределению, определяется как разница между фондом заработной платы, исчисленному по первоначальному нормативу от фактических затрат.  Полученная экономия S распределяется в соотношении 1:3 между организацией и работниками. Из суммы, предназначенной для премированных работников, 1/5 направляется в резервный фонд, а остальная часть распределяется между работниками в зависимости от их трудового вклада в увеличение объема реализованной продукции. Как и любая другая система участия работников в распределении прибыли, система Скэнлона предлагает активное вовлечение рядовых рабочих и служащих в управление, особенно в определение путей повышения производительности труда. Сам изобретатель системы, Джозеф Скэнлон, верил, что рабочие смогли бы, если их должным образом стимулировать, предоставить массу информации руководству о том, как повышать эффективность работы организации.

  • Методика, применяемая в этой системе, предопределяет сферу ее эффективного использования. В сущности, эта система направлена на снижение доли издержек на заработную плату в стоимости продукции, на обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по отношению к заработной плате и поэтому применима на тех организациях или производственных участках, где доля живого труда велика (равно как и в тех непроизводственных службах, где много ручной работы). Там же, где доля издержек на заработную плату в стоимости продукции низкая, размер премий работникам, исчисленный по системе Скэнлона, мизерный, и эффективность такого метода стимулирования производительности — ничтожна.

  • Система Ракера основана на премировании работников за увеличение объема условно чистой продукции в расчете на один доллар заработной платы. Первоначально на основе количественного анализа определяются объем условно чистой продукции и индекс ее роста в организации. Условно чистая продукция определяется как остаток от финансовых поступлений от объема продаж после вычитания процентов за кредиты и выплаты банкам, оплаты сырья, прочих выплат внешним организациям.  Затем определяется так называемый стандарт Ракера — доля фонда заработной платы в объеме условно чистой продукции. Это средняя величина за ряд лет. Система Ракера применяется в организациях  капиталоемких отраслей, так как помимо экономии издержек на заработную плату рост условно чистой продукции может быть обеспечен за счет экономии разных видов затрат прошлого труда, материально-технических ресурсов, запасов и т.п. Так что даже при стабильной или незначительно снизившейся доле заработной платы в условно чистой продукции размер премий работникам, равно как и прирост эффективности производства в организации, может быть весьма ощутимым.

  • Система Ипрошеар основана на премировании работников за экономию рабочего времени (в человеко-часах), затрачиваемого на выпуск заданного объема продукции. Эта система существенно отличается от других систем участия в прибыли, полученной за счет повышения производительности. Результаты повышения производительности измеряются не в долларах, а в единицах затрат рабочего времени (в человеко-часах). Первоначально определяется базовый норматив — количество человеко-часов рабочего времени, необходимого для производства единицы продукции (общее количество отработанных человеко-часов рабочего времени делится на количество единиц произведенной продукции). Затем фактическое количество человеко-часов рабочего времени, затраченного на выпуск единицы продукции в текущем периоде, сопоставляется с базовым нормативом.

  • Если фактическое количество человеко-часов меньше базового норматива, работникам выплачивается премия. Но при использовании этой системы необходимо помнить, что базовые нормативы определяются при достигнутом техническом уровне производства. И любая серьезная техническая реконструкция организации может потребовать пересмотра этих нормативов.

  • На практике существует большое количество модификаций рассмотренных систем участия в распределении прибыли в соответствии с конкретными условиями хозяйственной деятельности той или иной организации, охватывающих целиком заводы или отдельные участки, бригады, команды, группы работников.

  • Для внедрения системы участия работников в прибыли организации можно предложить основанное на системе Ракера исчисление премиального фонда, как процента от прироста выручки организации в анализируемом периоде. Процент, направляемый на формирование премиального фонда, должен определяться исходя из удельного веса затрат на оплату труда в стоимости продукции организации за последние годы.

  • При внедрении предложенной системы следует ориентироваться на разработанные в менеджменте методы и условия применения систем участия работников в прибыли. Основные условия эффективности применения систем участия работников в прибыли:

  • 1. Участие в прибыли неэффективно, если не дополняется привлечением работников к управлению, к процессу принятия решений, к поиску и решению производственных проблем, путей совершенствования производства.

  • Главное — понять, что системы участия в прибыли — это не столько способ платить работникам, сколько способ управлять процессом труда, контролировать его так, чтобы постоянно стимулировать совершенствование производства за счет рационализаторской деятельности людей.

  • 2. Определение размера премий должно базироваться на таких показателях, на которые работники могут оказать реальное воздействие, т. е. на что они могут повлиять (прежде всего, в лучшую сторону), контролировать на своих рабочих местах, производственных участках.

  • 3. Работники обязательно должны сами участвовать в разработке систем участия в прибыли или разделении выгод от повышения производительности. Подобные системы не должны разрабатываться узким кругом специалистов или руководителей.

  • Первоначальной  основой создания системы участия  работников в прибыли могут стать  предложенные параметры формирования дополнительного премиального фонда. Разделение создаваемого премиального фонда должно осуществляться по нормативам, разрабатываемым с участием работниками. Рационально будет сформировать распределение получаемого фонда по двум направлениям: премирование работников по результатам деятельности организации в целом и по результатам индивидуального вклада сотрудников. Детальные параметры распределения премиального фонда должны устанавливаться с участием работников, чтобы быть понятными им.

          1.3.3. Карьерное стимулирование.

    Карьерное стимулирование сегодня все более  привлекает внимание менеджеров серьезных организаций. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников объединяя в себе  целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального  потенциала  сотрудников.

    Карьера ( – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

    Встречаясь с новым  сотрудником, менеджер по персоналу  должен учитывать этап карьеры, который  он проходит в данный момент. Это  может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Краткое описание этапов карьеры отражено в Таблице 1.8.

    Мотивация персонала  на этапах трудовой карьеры

     

     

    Возраст-ной  интервал

    Цели трудовой деятельности

    Характеристика трудового потенциала

    Требования  к перспективам карьеры

    Мотиваторы  трудовой активности

     
     
  • Д0 25 лет
  • Поиск устойчивых ориентиров и критериев жизненной перспективы, определение направления трудовой деятельности с учетом трудового  опыта, интересов, профессиональных навыков.

    Формируются ценностные ориентации, психофизические особенности работника  получают четкую определенность. Начинается профессиональная подготовка, развитие способностей к труду, осознание  личной ответственности за результаты.

    Чаще всего требования расплывчатые, либо не адекватные имеющимся возможностям, в ряде случаев уже имеются четкая цель и основные представления о развитии карьеры.

    1. Приятная рабочая среда, эргономика, формирующие позитивные представления о работе.
    2. Безопасность.
    3. Справедливость оценки труда и вознаграждения.
    4. Профориентация, знакомство с различными видами трудовой деятельности для правильного выбора.
     
     

    От 25 до 35 лет

    Формирование стабильного  жизненного, семейного, социального  и профессионального существования.

    Формируется чувство социальной ответственности, готовности выполнять общественно значимые функции. Состоялся выбор профессии. Вырабатывается навык оптимума энергетических и физических затрат в труде, строится функциональный алгоритм трудового поведения.

    Осознание индивидуального временного масштаба карьеры, профессиональной перспективы, регулирование в соответствии с ними своих ресурсов и потребностей.

    1. Личное развитие, новый опыт, знания, обучение.
    2. Участие в принятии решений и определении целей своей работы.
    3. Рост материальной заинтересованности.

    4.Приобщение к оргкультуре  компании, участие в проектах  и мероприятиях.

     

     

     

     
     

     

     

    От 35 до 50 лет

    Гармоничное развитие всех сторон жизнедеятельности работников

    Вершина социальной, профессиональной и функциональной зрелости.

     

    Ценностные установки ориентированы  на самые значимые и 

    актуальные задачи. Лидирующее положение в труде, высокая самооценка и притязания, богатый профессиональный и деловой потенциал

    Формируются реально обоснованные требования

    1. Высокая ориентация на содержание труда.
    2. Необходимость самостоятельно принимать решения, участвовать в
     

     

    управлении.

    1. Карьерный рост, желание руководить людьми, всеобщее признание и уважение
    2. Сочетание высоких требований к материальному и моральному стимулированию.

    Максимальные возможности для пов. квалификации

    От 50 и старше

    Сохранение сложившейся  социально- производственной ситуации и своего рабочего места, отвечающего  профессиональным интересам и потребностям, либо постепенная минимизация усилий и своевременный выход на пенсию

    Заключает в себя противоречия между высоким уровнем самосознания, богатым жизненным опытом, огромным профессиональным мастерством и снижающейся жизненной, физической активностью. Выделяется группа работников с отн. устойчивым психофизическим потенциалом, сохраняющая высокую работоспособность и эффективно работающая на руководящих административных должностях.

    Для работников с понижающейся работоспособностью характерна смена  рода занятий, выбор менее интенсивных  форм, с последующей ориентацией  на пенсию. Группа с устойчивым трудовым потенциалом стремится сохранить и по возможности упрочить свои карьерные позиции, что может вступить в противоречие с инновационными процессами в компании.

    1.Получение высокой  пенсии, досрочный выход на пенсию.

    1. Мотиваторы уважения, авторитета.
    2. Передача опыта молодежи, наставничество.
    3. Предоставление в своей компании работы, не требующей значительных физических усилий (научная, педагогическая).

    Мотиваторы престижа, успеха, достижения цели, высот карьеры.

    Информация о работе Оценка системы мотивации персонала предприятия