Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:07, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование методов управления собственным капиталом ООО «Байкал-Трейд» и увеличения его доходности.
Руководствуясь поставленной целью, в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыты теоретические аспекты понятия «капитал» и «собственный капитал предприятия»;
2. Подробно рассмотрены различные методики проведения анализа, такие как фактический анализ и методика анализа эффективности использования собственного капитала;
3. Дана краткая характеристика анализируемого предприятия – ООО «Байкал-Трейд»;
4. На практическом примере, проведен анализ эффективности использования собственного капитала ООО «Байкал-Трейд» по различным методикам.
Введение…………………...………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты анализа собственного капитала торгового предприятия………………………………………………………………….5
1.1. Капитал предприятия: понятие, сущность, классификация………...5
1.2. Формирование собственного капитала торгового предприятия…....9
1.3. Методики анализа собственного капитала торгового предприятия……………………………………………………………….……10
1.3.1. Анализ состава и движения собственного капитала…………....14
1.3.2. Анализ эффективности использования собственного капитала торгового предприятия ………………………………….………..14
1.3.3. Анализ фактора на развитие собственного капитала…………...15
2. Анализ эффективности использования собственного капитала на примере торгового предприятия ООО «Байкал-Трейд»………..…….17
2.1. Характеристика торгового предприятия ООО «Байкал-Трейд»…..17
2.2. Анализ состава и движения собственного капитала……………….20
2.3. Анализ эффективности использования собственного капитала торгового предприятия в целом, за год…………………………….…...24
2.4. Анализ фактора на развитие собственного капитала……………....29
2.5. Выводы и предложения по повышению объема собственного капитала…………………………………………………………………….30
Заключение…………………
Добавочный капитал – статья пассива баланса, складывающаяся из следующих элементов:
Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями предприятия и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.
Целевые финансовые фонды образуются при поступлении финансовых средств из бюджета и внебюджетных источников, от других организаций и физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
Рассмотрим основные показатели использования собственного капитала предприятия.
К коэффициентам оценки движения капитала (активов) предприятия относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему совокупному капиталу и по его составляющим.
Коэффициент поступления всего капитала (А) показывает, какую часть средств от имеющихся на конец отчетного периода составляют новые источники финансирования12.
(К поступления всего капитала (А) = Поступивший капитал (Aпост) / Стоимость капитала на конец периода (Aкг))
Коэффициент поступления собственного капитала (СК) показывает, какую часть собственного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновь поступившие в его счет средства:
(Kпоступления СК = Поступивший СК / СК на конец периода)
Коэффициент использования собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала, с которым предприятие начало деятельность в отчетном периоде, была использована в процессе деятельности хозяйствующего субъекта:
(Kиспользования СК = Использованная часть СК / СК на начало периода)
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Как правило, к этой группе относятся различные коэффициенты оборачиваемости: оборачиваемость собственного капитала; оборачиваемость инвестированного капитала; оборачиваемость кредиторской задолженности; оборачиваемость заемного капитала.
Оборачиваемость собственного капитала, исчисляемая в оборотах, определяется как отношение объема реализации (продаж) (N) к среднегодовой стоимости собственного капитала (СК)13:
(Оборачиваемость собственного капитала (обороты) = N / Среднегодовая стоимость СК)
Этот показатель
характеризует различные
Оборачиваемость инвестиционного капитала (ИК) определяется как частное от деления объема реализации на стоимость собственного капитала плюс долгосрочные обязательства.
(Оборачиваемость инвестиционного капитала (обороты) = N / СК + Долгосрочные обязательства)
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности (КЗ) и показывает, сколько компании требуется сделать оборотов инвестиционного капитала для оплаты выставленных ей счетов:
(Оборачиваемость кредиторской задолженности (обороты) = Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности)
Коэффициент собственного капитала характеризует долю собственного капитала в структуре капитала (А) компании, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Этот коэффициент еще называют коэффициентом автономии (независимости)14:
(КСК = СК / А)
На практике принято считать, что данный коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.
Коэффициентом собственного капитала, характеризующим достаточно стабильное положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу на уровне 60%. При этом оптимальное значение рассматриваемого показателя для предприятия является больше 0,5.
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует степень зависимости организации от внешних займов (кредитов):
(Ксоотн = ЗК / СК)
Он показывает,
сколько заемных средств
Интерпретация данного показателя зависит от многих факторов, в частности, таких, как: средний уровень этого коэффициента в других отраслях; доступ компании к дополнительным долговым источникам финансирования; стабильность хозяйственной деятельности компании. Считается, что коэффициент соотношения заемного и собственного капитала в условиях рыночной экономики не должен превышать единицы. Высокая зависимость от внешних займов может существенно ухудшить положение организации в случае замедления темпов реализации, поскольку расходы по выплате процентов на заемный капитал причисляются к группе условно-постоянных, т.е. таких расходов, которые при прочих равных условиях не уменьшаются пропорционально снижению объема реализации.
Кроме того, высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования15.
Структура капитала – это соотношения разных источников, собственных и заемных средств в пассивам предприятия.
Так при использовании предприятием собственного капитала, оно не обязанное регулярно и в предварительно определенных суммах делать выплаты.
При использовании заемного капитала, как краткосрочная так и долгосрочная задолженности должны быть выплачены независимо от финансового состояния предприятия и в предварительно обусловленных суммах (проценты и долг) и в определенное время.
Потому что, чем больше часть заемных средств в общем капитале предприятия, тем большая сумма платежей с фиксированными сроками их погашения и тем большая вероятность событий, которые ведут к неспособности предприятия выплатить долги и проценты, когда настанет срок оплаты.
Стоимость капитала –
это затраты на привлечение капитала,
то есть сумма средств, которые предприятие
должно регулярно выплачивать владельц
Источники финансирования, или (пассивы предприятия), имеют разную цену в зависимости от путей их привлечения. Цена источника финансирования, или другими словами стоимость капитала измеряется процентной ставкой, которую нужно платить инвесторам, которые вкладывают капитал в предприятие.
Для измерения, оценки и анализа капитала используется множество показателей. В то же время необходимо отметить, что капитал является категорией, которая имеет сложную экономическую природу, и показатели его не отражаются прямо в финансовой отчетности предприятия. Поэтому получение показателей капитала возможно только с применением расчетных и аналитических методов. Данные обстоятельства, в свою очередь, и определяют острую необходимость в разработке и использовании при проведении оценки и анализа капитала системы показателей, которые более всего полно характеризуют его состояние, движение и эффективность использования.
В этой связи актуальным являются вопросы обеспечения четкой классификации этих показателей по наиболее существенным признакам с определением их взаимной связи и отображения в информационной модели предприятия.
Система показателей капитала должна формироваться в трех основных направлениях17:
К числу самых важных показателей, которые характеризуют источники формирования капитала, прежде всего относятся: величина, структура и стоимость всех источников капитала и отдельных его составляющих.
Функционирующий капитал определяется показателями другого порядка: объемными показателями активов; структурой и ценой активов предприятия. Кроме того, показатели функционирующего капитала должны включать объемные показатели текущих активов и структуру текущего капитала.
Оптимизация решений по привлечению капитала – это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе критериев оптимизации осуществляется выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала. В качестве критериев оптимизации могут выступать прирост обобщающих показателей рентабельности капитала, а разработанные на их основе факторные модели зависимости рентабельности собственного или заемного капитала от других частных показателей факторов позволяют выявить степень количественного воздействия каждого из них на изменение результативных показателей. Коэффициенты рентабельности (доходности) показывают, насколько прибыльна деятельность компании, и исчисляются отношением полученной прибыли к используемым источникам средств.
Для оценки влияния факторов на изменение рентабельности собственного капитала предлагается следующая многофакторная модель18:
(
где ВР – выручка от реализации; А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).
Таким образом, на рентабельность собственного капитала оказывают влияние следующие факторы:
П ч/ ВР рентабельность продаж;
ВР/A – коэффициент оборачиваемости активов или ресурсоотдача;
(
– показатель структуры капитала организации или коэффициент финансовой зависимости (итог баланса по активу равен соответственно, итогу баланса по пассиву, т.е. сумме собственного и заемного капитала). Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.
Компания «Байкал-Трейд» была основана в 2008 году. ООО «Байкал-Трейд» занимается оптовой и розничной продажей бытовой техники.
В собственности компании находятся два огромных магазина розничных продаж, расположенных в торговых центрах города Иркутска. В ассортименте «Байкал-Трейд» представлено более 20 000 наименований техники от мировых производителей. Также компания занимается оптовыми поставками электроники в регионы, предлагая своим покупателям и партнерам взаимовыгодные условия сотрудничества. «Байкал-Трейд» работает в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО «Байкал-Трейд» является официальным дистрибутором компаний Nikon, Canon, Olympus, Apple, Sony, Panasonic, Wacom, Pentax и др. Клиентам предлагаются модели, проверенные временем, а также инновационные разработки. В ассортименте представлены эксклюзивные товары, выпускаемые ограниченным тиражом. Производители электронной и бытовой техники ценят «Байкал-Трейд» как партнера, способного оказывать влияние на формирование российского рынка электроники и компьютерной техники.
Компания «Байкал-Трейд» имеет собственные складские помещения, в которых одновременно находится более 45 тысяч наименований различных товаров.
Клиентам, купившим технику в магазинах компании «Байкал-Трейд», предоставляется полный комплекс пусконаладочных работ. Компания обеспечивает гарантийное и постгарантийное обслуживание, выполняет ремонт техники Apple, Sigma, Wacom, Benro в собственном сервисном центре, расположенном в центре Иркутска.
Информация о работе Оценка собственного капитала предприятия