Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 23:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция» и разработка путей ее повышения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
•показать сущность конкурентоспособности и методы ее оценки;
•рассмотреть процесс обеспечения и оценки конкурентоспособности товара на примере ОАО «Изоляция»;
•попытаться дать практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности на ОАО «Изоляция».
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Теоретические аспекты изучения конкурентоспособности продукции….....5
1.1 Значение конкурентоспособности продукции в производственно-хозяйственной деятельности предприятия……………………………….……..5
1.2 Система показателей оценки конкурентоспособности продукции и методика их расчета….…………………………..……..…………………….…..7
2. Оценка конкурентоспособность продукции ОАО «Изоляция»……………14
2.1 Экономическая характеристика предприятия………….……...……….....14
2.2 Оценка уровня конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция».....19
3. Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Изоляция»...26
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованных источников…………………………………………..32
Определение принципиальной возможности начинается с оценки патентной чистоты, которая отражает степень воплощения в изделии научно-технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданный в стране потребителя. Однако такой параметр позволяет судить лишь о наличии или отсутствии препятствий для реализации товара и не определяет сам уровень его потребительских свойств с точки зрения покупателя. Если в изделии имеются составные части, не обладающие патентной чистотой, то дальнейший анализ конкурентоспособности целесообразно проводить лишь после разработки мер, направленных на обеспечение патентной чистоты.
Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным нормам. В случае несоответствия им товар не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. Следовательно, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует уровню, предписанному действующими нормами, то товар неконкурентоспособен независимо от результатов сравнения по другим параметрам.
Учет нормативных параметров при оценке конкурентоспособности проводится с помощью показателя, который принимает лишь два значения: 1 и 0. Если товар соответствует нормам, то показатель равен 1, если не соответствует, то он равен 0.
С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке товара, заключающийся в отборе изделия как потенциального «кандидата» на приобретение. Этот шаг может состояться, если анализ параметров товара показывает, что он удовлетворяет существующую потребность и может принести необходимый полезный эффект. Если потребитель не найдет на рынке товара, полностью отвечающего потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.
Из такого (упрощенного) описания процедуры
отбора на рынке следует, что в
структуре потребности
Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Если за базу сравнения принимается потребность, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле
gi=Пi/Пin*100% ,
где gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n — количество анализируемых параметров.
Описанный метод (дифференциальный) позволяет
лишь констатировать факт необходимости
повышения или снижения параметров
продукции для обеспечения
Смешанный метод позволяет выразить способность товара конкурировать в определенных условиях рынка через комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности, который определяется по формуле
где i = 1, ..., n — число параметров продукции, участвующих в оценке;
j = 1, ..., n — виды продукции;
аi — коэффициент весомости (значимости, предпочтительности) для покупателя i-го параметра по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
Пij — конкурентное значение i-го параметра для j-и продукции;
Пin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность покупателя;
βi = + 1, если увеличение параметра Пij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и т.д.);
βi= - 1, если увеличение значения параметра Пij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и др.).
Учитывая, что сумма «удельных весов» каждого из рассматриваемых показателей в общем объеме по каждому виду продукции не может превышать единицы, или 100%, необходимым условием для коэффициента значимости аi, является: ∑ai= 1.
Коэффициент конкурентоспособности учитывает лишь ту группу свойств товара, которая служит базой для сравнения. Тем не менее, при его расчете рассматривается большая совокупность характеристик, которые в значительной мере определяют предпочтение покупателя: цена продажи, цена потребления, престиж фирмы, мощность, производительность, ресурс и др. Для перевода качественных показателей в количественные обычно принимается шкала перевода в баллах от 1 до 5.
Показатель
Для оценки качества и конкурентоспособности
изделий, по мнению специалистов, возможно
применение балльной оценки, в соответствии
с которой каждому
Рq = Р / q ,
где Р — цена изделия;
q — средний балл изделия с учетом параметров качества.
Вг.ф = qr/qk*Δ Hn*100% , (8)
где qr — количество изделий, изготовленных в отчетном периоде в соответствии с научно-технической документацией и сданных на склад;
qk — количество комплектов деталей, поступивших в отчетном периоде на операцию, принятую для данного вида изделий при определении величины технологического выхода в качестве начальной операции;
Δ Hn — изменение суммы остатков незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, проведенных к начальной операции.
Обобщающий показатель качества можно вычислить по формуле
Кк=(Сб +Сд+Сr)/Сф
,
где Кк — коэффициент качества;
Сб — стоимость забракованной продукции в процессе производства, ден. ед.;
Сд — стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;
Сr — стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.; Сф — стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.
Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие. [9, c.369]
Обеспечение конкурентоспособности носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче фирмы на рынке. Hи редки случаи, когда товары высокого качества не находят достаточного сбыта.
Покупатель является главным оценщиком
товара, это приводит к очень важной
в рыночных условиях истине: все
элементы конкурентоспособности товара
должны быть очевидны потенциальному
покупателю, у него не должно возникать
сомнений или в отношении любого
из них. В рекламе очень важно
учитывать особенности
Весьма ощутимый вклад в конкурентоспособность
товаров фирмы вносит репутация
фирмы на рынке, то же самое относится
к имиджу марки. В этом смысле «новичку»
бывает сложно спорить в
Важным элементом грамотного маркетинга является умелое использование фирмой в собственных изделиях хорошо зарекомендовавших себя в глазах покупателей узлов, подсистем, агрегатов других, особенно престижных, фирм. Это существенный резерв повышения конкурентоспособности.
Маркетолог всегда должен быть готов к тому, что в борьбу за мнение покупателя и за его окончательное решение о покупке может вмешаться и случайность. Кроме того, он должен уметь достаточно быстро реагировать на такого рода факторы.
Существенную роль в повышении конкурентоспособности играют гарантийные сроки обслуживания продукции, а также те компенсации, которые полагаются потребителю за различные виды ущерба.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности используется все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинга. Обеспечение конкурентоспособности — это, прежде всего, философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
а) понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
б) осознание поведения и
в) знание состояния и тенденции развития рынка.
2. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ОАО «ИЗОЛЯЦИЯ»
2.1 Экономическая характеристика предприятия
Министерством дорожного
строительства БССР в 1991году
было принято решение о
С этой целью Научно-производственным
объединением «Союз» была спроектирована
и на Алексинском опытно-
Строительство завода в городе Березе на промбазе Бронная Гора было поручено Дирекции строящихся дорог Брестского Облдорстроя. Учредителями предприятия являлись ПРСО «Брестоблдорстрой» г.Брест и ПКФ «Скрыжаванне» г. Минск.
Запроектированное оборудование
и технология для приготовления
битумного вяжущего потребовало
значительной доработки в связи
с отсутствием в республике сырья,
заложенного в первоначальном проекте.
К этому времени в Белоруссии
появилась необходимость в
Строительство завода было начато в сентябре 1991года. Генподрядчиком выступила ПМК-4 управления «Брестсельстрой».
23 августа 1994 года исполнительным
комитетом Березовского
Информация о работе Оценка уровня конкурентоспособности продукции (на примере ОАО «Изоляция»)