Организация и контроль управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 03:29, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и дать оценку организации исполнения управленческих решений на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы организации исполнения управленческих решений.
2. Изучить организацию и контроль выполнения решений.
3. Проанализировать и оценить организацию исполнения управленческих решений на ОАО«Смолевичский завод ЖБИ» .
4. Предложить пути совершенствования системы исполнения управленческих решений на ОАО «Смолевичский завод ЖБИ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………5
1.1 Характеристика и виды управленческих решений………………………...5
1.2 Организация и контроль управленческих решений.………………………12
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Смолевичский завод ЖБИ»………19
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Смолевичский завод ЖБИ»……………………………………………………19
2.2 Оценка организации системы исполнения управленческих
решений на предприятии……………………………………………………......22
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СМОЛЕВИЧСКИЙ ЗАВОД ЖБИ»……………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

0708890_2A234_kursovaya_rabota_organizaciya_ispolneniya_upravlencheskih_re.docx

— 162.35 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………5

1.1 Характеристика и виды управленческих решений………………………...5

1.2 Организация и контроль управленческих  решений.………………………12

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ  ОАО «Смолевичский завод ЖБИ»………19

2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия ОАО «Смолевичский завод ЖБИ»……………………………………………………19

2.2 Оценка организации системы  исполнения управленческих 

решений на предприятии……………………………………………………......22

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ  РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «СМОЛЕВИЧСКИЙ ЗАВОД ЖБИ»……………………………………..34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Принятие  решений, так же как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана  со всеми участками и аспектами  управленческой деятельности. Поэтому  так важно понять природу и  сущность решений.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки  раз что–то выбирать, на собственном  опыте развивая способности и  приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор  одежды из имеющегося гардероба, выбор  блюд из предложенного меню.

Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность  решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной  жизни.

Актуальность  темы определена тем, что процесс  жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.

Для современного состояния науки характерен переход  к глобальному рассмотрению степени  разработанности проблемы «Технологии  принятия управленческого решения».

Темой данной работы является организация исполнения управленческих решений предприятия ОАО «Смолевичский завод ЖБИ».

Объектом  исследования является деятельность предприятия  ОАО «Смолевичский завод ЖБИ».

Предмет исследования – организация исполнения управленческих решений на предприятии.

Цель  курсовой работы – изучить и дать оценку организации исполнения управленческих решений на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть  теоретические основы организации исполнения управленческих решений.

2. Изучить организацию и контроль выполнения решений.

3. Проанализировать и оценить организацию исполнения управленческих решений на ОАО«Смолевичский завод ЖБИ» .

4. Предложить  пути совершенствования системы  исполнения управленческих решений  на ОАО «Смолевичский завод ЖБИ».

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ  НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Характеристика и виды управленческих решений

Управленческое  решение как категория управления выражает сущность процесса воздействия  на персонал средствами и методами, адекватными возможностям организации и обеспечивающими наилучшие целевые результаты деятельности.

В середине XX столетия сформировалась «новая школа» управления, приоритетные идеи которой  были связаны с выявлением и оценкой  факторов, воздействующих на экономические  и управленческие процессы. При этом особо выделялись факторы внешней (макроэкономические, микроэкономические, региональные) и внутренней, или  внутрисистемной, среды. Разнообразие факторов и разнонаправленность  интересов субъектов хозяйственной  деятельности обусловливали использование  разных вариантов действий менеджера  в процессах управления.

С позиций  технологии процесс управления стал рассматриваться как определенная последовательность действий менеджера  и аппарата управления по выработке, принятию и реализации управленческих решений, содержание которых обусловлено реальными производственно - хозяйственными проблемами [5, с. 134].

Управленческое  решение рассматривается как  вид управленческой деятельности, посредством  которой обеспечивается активизация  совместной деятельности людей, ее целенаправленность и результативность. Ключевой категорией процесса управления выступает функция  или вид управленческой деятельности, отражающей совокупность управленческих отношений по формированию воздействия  на персонал. Поэтому функция выступает  как объективно необходимая область  процесса управления, имеющего целевую, временную, пространственную определенность и конечную результативность и является важнейшей функцией управленческого  цикла. Управленческое решение представляет собой наиболее оптимальный вариант  из возможных прогнозных альтернатив, принимаемый в установленном  порядке, имеющий обязательное значение, определяющий средства достижения цели, организующий деятельность субъектов  и объектов управления.

Процесс разработки решения, сочетая в себе формальные и неформальные аспекты, различается степенью участия в  нем человека. В связи с этим выделяется два основных подхода к принятию управленческого решения [1, с.128]:

Нормативный подход, основанный на дедуктивной логике, рассчитанной на то, как мы должны думать, а не то, что мы думаем на самом деле. Чем больше количественной определенности изучаемого явления, тем больше  доля формальной стороны при разработке и принятии решений. Данный подход позволяет принимать рациональные решения, в которых учитывается не прошлый опыт, а лишь объективный аналитический процесс.

Дескриптивный подход, основанный на том утверждении, что в конфликте чувства и разума всегда побеждает чувство, поэтому процесс принятия решения венчает неформальный аспект. Оставаться беспристрастным к содержанию и качеству решений менеджеру не позволяет социальная среда, в которой осуществляется процесс управления. Чем менее определенно происходящее, хуже количественные представления о проблемной ситуации, тем больше доля творчества людей.

Процесс выработки и реализации управленческого  решения – это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления.

Можно выделить такие виды решений как:

1.Организационное решения – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Целью организационного решения является обеспечение достижения поставленных перед организацией задач. Организационные решения можно классифицировать как запрограммированные и незапрограммированные решения. [2, с.234]

Запрограммированные решения - результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предприняли при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

 Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новые, внутренне неструктурированны или сопряжены с неизвестными фактами.

2. Компромиссы. Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку с учетом всех факторов оно представляется намного желательным с точки зрения конечного эффекта. [2, с.235]

3. Интуитивное решение - выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правильный. Лицо, принимающее решение не нуждается в понимании ситуации, человек просто делает выбор.

4. Решения, основанные на суждении – выбор, обусловленный знанием или опытом.

5. Рациональные решения

В управлении принятие решений – более систематизированный  процесс, чем в частной жизни. Это связано с много большей  ответственностью. Менеджеры принимают  решения, связанные со многими людьми и с большой материальной ответственностью. Поэтому они не могут принимать  непродуманных решений.

Как было замечено выше, решения, принимаемые руководителем для выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью называют организационными решениями. Организационные решения квалифицируют как запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированным решением называют решение, принятое как  результат реализации определенной последовательности действий или шагов, подобных тем, что принимаются при  решении математического уравнения. Как правило, число возможных  альтернатив ограничено, и выбор  должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Незапрограммированные решения – решения, принимаемые  в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы  или сопряжены с неизвестными факторами. [3, с.46]

Очень редко  решения, принимаемые руководителем, могут рассматриваться как запрограммированные  или незапрограммированные в  чистом виде. Даже самое структурированное  решение подразумевает некоторую  личную инициативу лица, принимающего решение, а для принятия незапрограммированного решения почти всегда могут быть использованы моменты методологии  принятия запрограммированных решений.

Необходимо  отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных  результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому  любое организационное решение  – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор  между неизбежными отрицательными моментами. Причем на хорошего руководителя существование отрицательных элементов  в любом решении не должно оказывать  психологического влияния, то есть помешать руководителям и в дальнейшем принимать решения.

В различных  организациях различные решение  могут приниматься как одним  человеком, так и коллегиально. Это  зависит от уровня решения, от структуры  организации, уровня делегирования  полномочий. Обычно самые сложные  решения стратегического плана  принимаются коллегиально, что позволяет  уменьшить риск принятия неоптимального решения и снизить моральную  нагрузку на людей, принимающих решение.

Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к  работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация заданий.

Применение  системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет  определить структуру проблемы, систему  ее решения, взаимосвязи компонентов  системы и очередность их совершенствования.

С целью  экономии времени и средств на разработку управленческого решения  рекомендуется следующая очередность  совершенствования (формирования, отработки) компонентов «черного ящика».

Сначала необходимо четко сформулировать, что  нам следует получить, какими параметрами  должно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения  относятся [14, с.85]:

  • показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю.

Если все  показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

  • степень риска вложения инвестиций;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
  • степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной  регламентации параметров качества управленческого решения и его  эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься  за решение проблемы) анализируются  факторы внешней среды, оказывающие  влияние на качество и эффективность  решения. Затем анализируются параметры  «входа» системы и принимаются  меры по их улучшению и повышению  качества входящей информации.

После уточнения  требований «выхода», уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки  «входа» системы следует смоделировать  технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно  к разработке решения. Если качество «входа» оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса» в системе качество «выхода», т.е. качество решения будет «удовлетворительным».

Информация о работе Организация и контроль управленческих решений