Организация как объект государственнго регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников дать заключение в эффективности государственного регулирования на предприятии.
Для достижения этой цели будут расмотренны следующие вопросы:
- планирование, прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики
- содержание и организация государственного регулирования экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗКОНОМИКИ 7
Содержание и организация государственного регулирования экономики 7
Типы экономических систем и модели рыночной экономики 9
Формы и методы государственного регулирования экономики 13
Организационная структура государственнго управления 15
ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования 17
2.2 Программирование как форма государственнго регулирования экономики 20
2.3 Прогнозирование в системе государственнго регулирования экономики 22
2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2015.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ « ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Экономика организации»

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

 

Специальность «Экономика и управление на предприятии»

 

 

 

 

Автор работы    

Студентка 3  курса, СЗС-ЭУП-131 группы з/о                       С.Н. Ольховик

Руководитель

Старший преподаватель                                       А.Н. Сачек

 

 

                                                 Гродно, 2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ                                                                                              5                                                                                                                                                                                                                                         

ГЛАВА 1

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗКОНОМИКИ                                                         7                

    1. Содержание и организация государственного регулирования экономики                                                                                                 7         
    2. Типы экономических систем и модели рыночной экономики            9
    3. Формы и методы государственного регулирования экономики         13
    4. Организационная структура государственнго управления              15

ГЛАВА 2

ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ                                                      17

2.1   Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования   17

2.2 Программирование как  форма государственнго регулирования экономики                                                                                                        20

2.3 Прогнозирование в системе государственнго регулирования экономики                                                                                                        22

2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования                                                                                                 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ                                 31

 

 

 

 

 

  
ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики для её эффективного функционирования необходимо выполнение государством определённых регулирующих функций. Такая необходимость объясняется следующими факторами:

  • ряд потребительских товаров представляют собой социальную опасность, поэтому их оборот необходимо контролировать;
  • на уровне государства в первую очередь принимаются во внимание экономические интересы субъектов хозяйствования – резидентов, поскольку они обеспечивают общественный продукт, рабочие места и налоговую базу, поэтому необходимым является внешнеэкономическое регулирование в интересах поддержания и развития конкурентоспособности национальной экономики;
  • в процессе экономической деятельности неизбежно возникают коллизии между субъектами хозяйствования, требующие стороннего арбитража, что должно обеспечиваться государством;
  • в экономической системе рыночного типа рабочая сила выступает как один из видов товара, цену на который регулируют основные законы спроса и предложения; однако при этом необходимость обеспечения всеобщего минимума социально-экономического потребления, уровень которого в ряде случаев может превышать рыночную оценку трудовых усилий, делает неизбежным государственное регулирование оплаты труда в области установления его минимальных стандартов;
  • поскольку основной целью субъектов хозяйствования является максимизация прибыли, они при прочих равных условиях стремятся минимизировать издержки, вместе с тем, в ряде случаев эксплуатация тех или иных ресурсов не влечет за собой непосредственных издержек, однако может нанести значительный социальный ущерб, в первую очередь это качается окружающей среды деятельности предприятий;
  • в ряде случаев технология определенных видов хозяйственной деятельности (энергосистема, трубопроводный транспорт, коммунальное хозяйство) предполагает превышение издержек от существования конкурентной среды над ее выгодой, что делает объективной необходимостью существование в ряде отраслей либо монополий, либо монопсоний (на рынке военной техники), однако в целях недопущения деятельности монополистов, направленной на извлечение дополнительной прибыли из своего положения на рынке, необходимо регулирование государством их деятельности;
  • в прочих отраслях необходимо поддержание конкурентной среды и недопущения монополизации рынков, что также должно регулироваться государством.

Следует отметить, что в экономиках переходного типа, к которым относится и Республика Беларусь, существует объективная необходимость повышенного уровня государственного вмешательства в экономику в определенный период, т.к.:

  • субъекты хозяйствования, получая ряд прерогатив, позволяющих вести автономную экономическую деятельность, вместе с тем значительное время продолжают оставаться в государственной собственности, поскольку создание необходимого количества эффективных собственников – физических и юридических лиц – за короткое время невозможно. Вместе с тем, если для негосударственных предприятий контроль и управление со стороны собственников являются важнейшим стимулом к эффективному хозяйствованию, то в переходной экономике эту роль должно брать на себя государство;
  • поскольку на начальном этапе реформирования собственность и все основные экономические права находятся в руках государства, организация их разгосударствления и приватизации не может быть эффективной без участия государственных органов, поэтому дополнительной прерогативой государства в переходной экономике является реформирование и реорганизация хозяйственных отношений;
  • начальные этапы реформ характеризуются интенсивным процессом реструктуризации и сопровождаются спадом производства и высвобождением значительного количества занятых, поэтому в переходный период возникает противоречие между потребностью в расширенном финансировании социальных расходов с одной стороны и сужением налоговой базы с другой, поэтому особую роль приобретает государственное перераспределение национального дохода.

Целью государственного регулирования в экономике рыночного типа является создание условий для максимально эффективного функционирования экономической системы, заключающейся в наиболее полном удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан в условиях минимизации привлекаемых ресурсов.

 Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников дать заключение в эффективности государственного регулирования на предприятии.

Для достижения этой цели будут расмотренны следующие вопросы:

- планирование, прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики

- содержание и организация государственного регулирования экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Система государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.                  Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов.

 Выраженные экономические  интересы по мере их поступления  в государственные органы не  всегда полностью или частично  исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:

• во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы;

• во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;

 • в-третьих, возможности  государства (в том числе и  финансовые) имеют определенные  границы. [3, c.82]

 Взаимодействие субъектов  регулирования также обеспечивается  благодаря обратным связям. Обратные  связи проявляются в различных  формах: носители хозяйственных  интересов могут поддерживать  правительство либо отказывать  в поддержке, выступать с предупреждениями  в его адрес. Парламент может  выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи  между носителями и исполнителями  экономических интересов является  доверие или потеря доверия, поддержка  носителями и выразителями экономических  интересов проводимой государством  экономической политики. При изучении  мнений носителей экономических  интересов о принимаемых государством  мерах регулирования экономики  прибегают к анкетному опросу, который осуществляется специализированными  научно-исследовательскими центрами. Обработка данных опроса позволяет  выявить и заранее распознать  отношения носителей экономических  интересов к общему курсу или  конкретным мерам государственного  регулирования экономики.

 Объектом государственного  регулирования может являться  экономика страны в целом или  ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта  регулирования выступают социально-экономические  явления, процессы, ситуации. Объекты  могут существенно отличаться  друг от друга -по характеру, иерархическому  уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, народного хозяйства в целом). Это могут быть структура народного  хозяйства, масштабы общественного  производства, темпы экономического  роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая  среда и т.д. В самом общем  виде объектами государственного  регулирования являются макро- и  микроэкономика.

Макроэкономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами. Материальный фундамент макроэкономики - национальное богатство. В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи.

В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство. Именно выделенные совокупные величины, соответствие их объемов и структуры составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития экономики. При нарушении этого соответствия возникает макроэкономическое неравновесие, которое проявляется в структурных кризисах, кризисах перепроизводства, в массовой безработице и инфляции.[1, c.224]

Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы, и методы. Например, рассматривая в качестве объекта государственного регулирования национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы. Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов.[1, c.226]

Информация о работе Организация как объект государственнго регулирования