Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:39, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников дать заключение в эффективности государственного регулирования на предприятии.
Для достижения этой цели будут расмотренны следующие вопросы:
- планирование, прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики
- содержание и организация государственного регулирования экономики
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗКОНОМИКИ 7
Содержание и организация государственного регулирования экономики 7
Типы экономических систем и модели рыночной экономики 9
Формы и методы государственного регулирования экономики 13
Организационная структура государственнго управления 15
ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования 17
2.2 Программирование как форма государственнго регулирования экономики 20
2.3 Прогнозирование в системе государственнго регулирования экономики 22
2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В условиях Республики
Беларусь переходного к рынку
периода в качестве важнейших
объектов государственного
1.2 Типы экономических систем и модели рыночной экономики
В современной экономической
литературе чаще всего
Ø административно- командная экономика, или централизованная экономическая система в которой господствует общественная собственность; деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется на основе государственных директив. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимает государство.
Ø рыночная экономика, которая основана на принципах свободного предпринимательства, характеризуется многообразием форм собственности на средства производства, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Все решения субъекты рынка принимают самостоятельно, на свой страх и риск, руководствуясь стремлением получения наибольшей выгоды. Их деятельность направляется конкуренцией.
Ø смешанная экономика, для которой характерно устойчивое наличие элементов разных типов экономических систем. Вследствие этого главным отличием смешанного типа экономики является его гетерогенность (разносторонность). Основными чертами данного типа являются: сочетание частного и государственного секторов экономики; сочетание рыночного и государственного механизма регулирования; сочетание частнособственнической рыночной мотивации с мотивацией социальной устойчивости. [2, c.123]
Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий и национальных особенностей. В связи с этим выделяют две основные модели современной регулируемой рыночной экономики: либеральную (англоамериканскую) и социально ориентированную (германо-японскую).
Под моделью экономической системы понимается проявление разных, складывающихся в конкретных государственных условиях национальных вариантов смешанной экономической системы. Для первой группы — либеральной, или частнокорпоративной — характерны следующие черты экономической модели:
♦ абсолютное преобладание частной собственности;
♦ законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
♦ ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики;
♦ относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Либерализм в социальной политике оценивает проблемы бедности и неравенства с позиций индивидуального выбора, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, а бедность — не как сфера забот государства, а как проблема частной благотворительности. В наиболее чистом виде эта модель представлена экономикой США до Великой депрессии, но и в настоящее время экономическая система этой страны является эталоном либеральной модели. [2, c134]
Типовая модель социально
ориентированной экономики
Ø «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);
Ø макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);
Ø особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
Ø высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
Ø развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета. [2, c.137]
Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения. Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.
Американская модель экономики характеризуется существенным размером производимого ВВП на душу населения, основывается на свободном частном предпринимательстве, сильном экономическом потенциале, а также на господствующем стремлении к личной выгоде и богатству. Возможности государственного вмешательства обусловлены невысоким удельным весом госсектора. Ей характерна высокая производительность труда и сильная индивидуализация экономической самоответственности. Незначительным малообеспеченным слоям населения адресуются льготы и пособия.
Японскую модель характеризуют такие главные особенности: опора на национальные приоритеты; первичность общенациональных интересов перед личными интересами; высокий уровень дисциплинированности и ответственности; присутствие конфуцианской культуры (лояльность к власти, бережливость, усердный труд); чувство национального самосознания; активное государственное программирование и вмешательство правительства в экономику. Вместе с тем имеет место некоторое отставание уровня заработка от производительности труда, что способствует высокому уровню накопления и инвестиционных вливаний в экономику. Одной из ее особенностей является социальная организация общества, высокое качество товаров, расширение спектра их конкурентоспособности, гармонизация отношений на всех уровнях и социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни.
Китайская модель смешанной экономики формируется в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики в Китае значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.
Наиболее развитой страной европейского континента является Германия, которая по объему ВВП уступает только США, Японии и Китаю. Характеризуя эту модель экономической системы, можно отметить ее открытую социальную ориентацию, высокую эффективность функционирования, широкое использование современных технологий, бесспорное позитивное воздействие рынка на экономические процессы. Германская модель построена на активной государственной поддержке предпринимательства, поощрении малого и среднего бизнеса; социальной политике, направленной на защиту тех, кто по определенным причинам не может обеспечить себе достойное существование; перераспределении доходов в обществе с целью устранения резких перекосов в распределении; экологической политике; политике экономического роста и структурных сдвигов, развитой подсистеме хозяйственного законодательства (порядка правил), и широко известна как модель социально-рыночного хозяйства и социально-правового государства. Государство перераспределяет большую часть ВВП, его вмешательство направлено на обеспечение равных условий конкуренции и на выполнение социальных задач. [4, c.153]
Среди известных континентальных моделей наиболее близка для экономики Республики Беларусь модель Франции, поскольку в этой стране развита система государственного макроэкономического планирования, традиционно велика доля государственной собственности, практикуется активное вмешательство государства в экономику через систему ценообразования, кредитования, налогообложения. Французская модель известна своим дирижизмом, или интервенционизмом. Во Франции вследствие слабого развития рыночных механизмов крупнейшим хозяйственным субъектом выступает государство. В рамках социально ориентированной модели рынка стремятся развивать свои национальные экономики и страны СНГ, в том числе Республика Беларусь, где программа перехода к данной рыночной модели принята еще в 1996 г.[3, c.97]
Основными чертами
белорусской модели социально
ориентированной рыночной
• сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;
• многовекторность внешне экономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
• активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических;
• сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
Отличительная особенность современного «рынка» национальных моделей заключается в том, что все они (за исключением северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование – необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Необходимый политический атрибут такой системы – развитое гражданское общество. [3, c.112]
1.3 Формы и методы государственного регулирования экономики
В условиях рыночных отношений
и переходного к рынку периода в системе
государственного регулирования экономики
используются самые разнообразные формы
и методы, обеспечивающие выработку различных
вариантов достижения целей социально-экономического
развития страны, выбор наилучшего из
альтернативных вариантов и обеспечение
его выполнения. В конечном счете, все
меры государственного регулирования
экономики направлены на то, чтобы ориентировать
макроэкономическое развитие и поведение
в микроэкономике в направлении выбранного
варианта движения, обеспечивающего достижение
поставленных целей и задач. По форме участия
государства в регулировании экономики
и методам его влияния на хозяйственную
деятельность выделяют административно-
Административно-
Административно-
Экономические методы регулирования
воздействуют на интересы объектов регулирования
косвенно: через хозяйственное законодательство,
финансовую, денежную, кредитную систему.
При этом прямое принуждение или поощрение
отсутствует. Объект регулирования свободен
в выборе вариантов действия, но подчиняется
и не противоречит действующему законодательству.
С помощью экономических методов государство
влияет на соотношение спроса и предложения
на денежном и финансовом рынках, воздействует
в желаемом направлении на деятельность
хозяйствующих субъектов, обеспечивает
социальную и макроэкономическую стабилизацию
в целом, влияет на структуру платежного
баланса страны, стимулирует экспорт товаров,
услуг, капитала, регулирует валютный
курс и пр. Экономические методы регулирования
реализуются в основном через финансово-кредитную
систему (инвестиции, субсидии, дотации,
кредиты, налоги, амортизация, цены и т.д.).
Прямые методы воздействуют на субъект
непосредственно, например, через приказ,
распоряжение или прямое финансирование
(централизованные инвестиции), финансовую
поддержку (дотации) и т.д.; косвенные -
опосредованно, например, через налоги,
кредитование. Структура используемых
методов зависит от форм собственности
объектов регулирования. Прямые и административно-
Информация о работе Организация как объект государственнго регулирования