Организация как объект государственнго регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников дать заключение в эффективности государственного регулирования на предприятии.
Для достижения этой цели будут расмотренны следующие вопросы:
- планирование, прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики
- содержание и организация государственного регулирования экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗКОНОМИКИ 7
Содержание и организация государственного регулирования экономики 7
Типы экономических систем и модели рыночной экономики 9
Формы и методы государственного регулирования экономики 13
Организационная структура государственнго управления 15
ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования 17
2.2 Программирование как форма государственнго регулирования экономики 20
2.3 Прогнозирование в системе государственнго регулирования экономики 22
2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2015.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

 Национальные и региональные - это комплексные общехозяйственные  программы, отражающие предпочтительный  вариант социально-экономического  развития страны в целом или  ее отдельного региона. Чрезвычайные  программы обычно краткосрочные  и разрабатываются в критических  ситуациях: в условиях кризиса, массовой  безработицы, опасной инфляции и  т.д. Для их реализации широко  используются средства административного  воздействия. Примеры чрезвычайных  программ: программа по восстановлению  экономики Южной Кореи, программа  по структурной перестройке и  приватизации новых земель в  Германии (после присоединения ГДР  к ФРГ). В Республике Беларусь  таким примером может служить  Программа неотложных мер по  выходу экономики республики  из кризиса (1994-1995 гг.). Объектами  целевых комплексных программ (ЦКП) являются наиболее значимые экономические  и социальные проблемы, отрасли, сферы, различные направления научных  исследований и другие значимые  для национальной экономики программы. Целевые комплексные программы  государственного уровня являются  весьма значимыми для развития национальной экономики. В Республике Беларусь это научно-технические программы в области экологии, здравоохранения, ресурсо-и энергосбережения, создания новых технологий, материалов, приборов и оборудования, элементной базы и новейших средств электронной вычислительной техники и связи. По периоду действия программы могут быть кратко-, средне- и долгосрочные. Наиболее распространены среднесрочные программы, разрабатываемые сроком на 5 лет с ежегодной их корректировкой (так называемое скользящее программирование). В программировании комплексно используются элементы государственного регулирования экономики. Формируются цели, определяются порядок и сроки их достижения, органы и конкретные исполнители, ответственные за те или иные направления, выделяются необходимые средства и устанавливаются порядок финансирования, контроль за их использованием. Вокруг цели как стержня программы группируются мероприятия, они и составляют содержание программы. [3, c.96]

Государственное программирование как инструмент и высшая форма государственного регулирования экономики широко применяется во многих странах: Франции, Японии, Н46945+идерландах, скандинавских странах, Южной Корее, Германии, Австрии, Испании, Финляндии, Индии, Турции и др. Оно обеспечивает комплексное использование всех элементов государственного регулирования для достижения поставленной цели и, в основном, носит индикативный, т.е. рекомендательно-регулирующий характер. В БССР в составе Союза ССР программирование как инструмент регулирования экономического и социального развития во многом дискредитировало себя. Это объясняется бессистемностью разработки и принятия программ, попытками реализовать большое их количество без учета ресурсного потенциала народного хозяйства и возможностей достижения целей. Параллельно разработанные директивные планы нередко противоречили целям программ. В рамках рыночных отношений программирование как форма регулирования экономики занимает более определенное место. В нашей республике в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» программирование выступает как основная форма государственного регулирования экономики и реализуется через Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (пять лет), программы социально-экономического развития народно-хозяйственных комплексов, отраслей, административно-хозяйственных единиц, целевые комплексные программы по наиболее значимым государственным и межгосударственным проблемам.

Среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Беларусь является комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития республики и планируемых государством эффективных путей и средств их достижения. В 1997 году в республике для повышения значимости и статуса программ как формы государственного регулирования Указом Президента Республики Беларусь был введен институт президентских программ («Жилье», «Бытовая техника», «Информатизация», «Дети Беларуси» и др.). [3, c.98]

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. 

 

2.3 Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики 

 

Все большее место в системе государственного регулирования занимает прогнозирование, выступающее как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование - это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии и альтернативных путях его достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, обусловленном закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправленных факторов в прогнозируемом периоде.

 В соответствии с  Законом «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического  развития Республики Беларусь»  прогноз - это система научно обоснованных  представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах  социально-экономического развития  Республики Беларусь на соответствующий  период с указанием основных  прогнозируемых показателей, целевых  ориентиров и мер по их обеспечению. Вероятностный характер прогнозов  позволяет судить о возможном  состоянии экономического и социального  развития объекта в будущем, альтернативных  путях его развития, обосновывать  выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование  следует рассматривать как обязательный  атрибут перспективного планирования, его научно-аналитическую стадию. Благодаря прогнозам становится  возможным на различных уровнях  управления составлять научно  обоснованные перспективные планы  экономического и социального  развития, определять потребности  внутреннего и внешнего рынков. Роль прогнозов особенно велика  для разработки социально-экономической  концепции и основных направлений  развития народного хозяйства  на долгосрочную перспективу, а  также для анализа динамики  и структуры общественных потребностей  и запасов ресурсов, влияния научно-технического  прогресса и его последствий  на народнохозяйственные пропорции, ресурсосбережение и повышение  эффективности производства. [3, c.102]

 В условиях рыночных  отношений прогнозы дают возможность  не только определить перспективу  изменения общественных потребностей, но и предвидеть условия и  факторы развития народного хозяйства, последствия различных направлений структурной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики. Они раскрывают картину будущего, положительные и отрицательные тенденции, альтернативы, противоречия и меры по их разрешению. Однако прогнозирование выступает и как самостоятельная форма государственного регулирования. Пример тому планы-прогнозы, выступающие как форма государственного регулирования социально-экономического развития Республики Беларусь на пути становления рыночных отношений. Кроме того, многие процессы и явления не всегда поддаются планированию, но могут являться объектами прогнозирования. Например, демографические процессы, уровень развития личного подсобного хозяйства и др. Все многообразие используемых прогнозов можно представить через следующие виды: экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и прогнозы социального развития.

 Экономические прогнозы  исследуют перспективное развитие  производительных сил и производственных  отношений: производительность труда, использование и воспроизводство  трудовых ресурсов, основных фондов, объем и состав капитальных  вложений, их эффективность, темпы  экономического роста, развитие  отраслей и народнохозяйственных  комплексов, динамику, состав и качество  выпускаемой продукции и т.д.

Прогнозы социального развития и повышения уровня жизни населения могут включать: потребление населением продуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарооборот, развитие отраслей социальной сферы, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, народное образование, культуру, искусство, здравоохранение, отдых, туризм и др. Эти прогнозы представляют собой сложный комплекс исследований, касающихся разнообразных сторон жизни народа.

Прогнозы природных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот охватывают все виды ресурсов, составляющих естественную базу общественного производства и природную среду: топливо, минеральные ресурсы, ресурсы мирового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды. Сырьевые ресурсы - условия залегания, объем, состав - влияют на развитие производства, его специализацию, размеры, структуру, величину транспортных издержек, в конечном итоге - на эффективность производства. В связи с возросшими масштабами добычи и использования природных ресурсов и их невозобновляемостью быстро уменьшаются запасы угля, нефти, газа, торфа и других ресурсов. Поэтому сейчас стоит задача перехода к использованию ресурсов более низкого качества, с меньшим содержанием полезного компонента, к освоению месторождений в труднодоступных районах, применению вторичных и попутных ресурсов. Все это должно найти отражение в прогнозах, включая количественную и качественную их оценку.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-технического прогресса, существенно влияющие на размещение производства, природные факторы. Например, производство и использование атомной энергии, строительство АЭС, передача энергии на сверхдальние расстояния позволяют изменить размещение энергоемких производств. Такие прогнозы раскрывают возможности повышения эффективности производства, совершенствования методов и средств управления, улучшения использования природных ресурсов, обеспечения обороноспособности страны, степень и способы удовлетворения личных и общественных потребностей населения.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного населения, его квалификационный и профессиональный состав. Динамика народонаселения рассматривается на основе половозрастной структуры, данных о рождаемости и смертности, территориальном размещении населения. Они дают прогнозную информацию о возможном количестве семей, их средней величине, направлении и интенсивности миграционных потоков, продолжительности активной трудовой деятельности, средних возрастах начала и окончания трудовой деятельности, выхода на пенсию, средней продолжительности жизни. На основе демографических прогнозов планируют объем и структуру общественных потребностей населения, производство предметов личного потребления, развитие народного образования, здравоохранения и т.д. Все перечисленные прогнозы взаимоувязаны и базируются на теоретических исследованиях и наблюдениях, закономерных процессах в природе и обществе. Они позволяют предвидеть, что произойдет в той либо иной сфере при соответствующих условиях и предпосылках. [3, c.107]

 

2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования

 

В Республике Беларусь проблема становления и развития антимонопольного регулирования возникла в начале 90-х гг. в связи с провозглашением Беларуси суверенным государством, вставшим на путь формирования социально ориентированной рыночной экономики. Переход к рыночной экономике потребовал формирования условий для развития рыночных отношений, введения инструментов и механизмов их становления, среди которых ведущую роль должна играть конкуренция, а обеспечивать соблюдение «правил игры на рынке» - антимонопольное регулирование. Для перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям необходимо было, прежде всего, сформировать полноценные конкурентные отношения, позволяющие исключить дефицит на внутреннем рынке республики, взвинчивание цен на жизненно важные товары и услуги, дискриминацию интересов экономических партнеров и населения. Конкуренция в рыночном хозяйстве обеспечивает эффективное, пропорциональное и динамичное функционирование рынка, гибкий конкурентный механизм мгновенно реагирует на любые изменения ситуации на рынке. На сегодняшний день в республике конкуренция делает первые шаги. Но уже сегодня нельзя недооценивать конкуренцию как движущую силу рынка. Рыночная конкуренция — это борьба хозяйствующих субъектов, выходящих на рынок, за безусловно ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей. 

Рынок представляет собой общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи. В зависимости от того, какая из сторон (покупатель или продавец) является более сильной различают «рынок покупателя» и «рынок продавца». В развитых странах рынок является «рынком покупателя», и продавцы борются между собой за покупателя. Покупка товара определяется степенью его притягательности, или другими словами, конкурентоспособностью товара. Максимальная цена, которую покупатель считает для себя выгодным заплатить за данный товар, определяет потребительскую ценность товара.

Экономическая свобода дает право хозяйствующим субъектам в условиях рыночной экономики приобретать ресурсы и организовывать производство по своему усмотрению. Хозяйствующий субъект сам решает, что, сколько и как он будет производить. Независим в условиях рынка и потребитель. Его поведение не ограничено нормами потребления, а определяется желанием и возможностями. Аналогичную продукцию продает и покупает множество частных лиц, фирм, предприятий и организаций. Существующий выбор ограничивает возможные злоупотребления. По мере развития общества и производительных сил возрастало обобществление производства, что привело к появлению в индустриально развитых странах монополий. [5, c.217]

Монополия как экономическое явление означает, что хозяйствующий субъект обладает исключительными правами, позволяющими ему воздействовать на определенные сферы деятельности в собственных интересах и извлекать монопольную прибыль. Монопольное положение хозяйствующего субъекта обеспечивает ему возможность устанавливать свои правила поведения на рынке в ущерб интересам конкурентов и потребителей. Выделяют несколько видов монополии: чистую, естественную, государственную, искусственную. Чистая монополия предполагает на рынке деятельность одного хозяйствующего субъекта (производителя, продавца, покупателя), доля которого составляет, как правило, 100%. Естественная монополия образуется в сфере деятельности, где по природным, технологическим и иным условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков.

 В Республике Беларусь  естественные монополии образуют  электроэнергетика, железнодорожный  и трубопроводный транспорт, системы  водоснабжения и водоотведения, центральное отопление, услуги телефонной  и телеграфной связи, телекоммуникации, городской пассажирский транспорт (кроме такси). Для существования  естественной монополии необходимы: отсутствие товаров-аналогов, возможностей импорта, нецелесообразность привлечения на данный товарный рынок новых производителей. Государственная монополия охватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства. Государственная монополия обусловлена экономическими, социальными и иными причинами, делающими не возможной или нецелесообразной конкуренцию. К сфере государственной монополии относятся: производство оружия, наркотиков, ядохимикатов, алкогольных напитков, табачных изделий, добыча и обработка драгоценных металлов и камней, а также высокотехнологичные отрасли машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.

Информация о работе Организация как объект государственнго регулирования