Организация как объект государственнго регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников дать заключение в эффективности государственного регулирования на предприятии.
Для достижения этой цели будут расмотренны следующие вопросы:
- планирование, прогнозирование и программирование как формы государственного регулирования экономики
- содержание и организация государственного регулирования экономики

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗКОНОМИКИ 7
Содержание и организация государственного регулирования экономики 7
Типы экономических систем и модели рыночной экономики 9
Формы и методы государственного регулирования экономики 13
Организационная структура государственнго управления 15
ГЛАВА 2
ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРГНОЗИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 17
2.1 Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования 17
2.2 Программирование как форма государственнго регулирования экономики 20
2.3 Прогнозирование в системе государственнго регулирования экономики 22
2.4 Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2015.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

 Все другие виды  монополий, созданных в процессе  концентрации и специализации  производства, являются искусственными  монополиями. Монополия имеет и  положительные, и отрицательные  стороны. Положительно то, что монополия  концентрирует ресурсы и экономит  на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки. Крупные предприятия, как правило, менее гибкие, но в современных условиях являются стержнем любой экономики. Они способны обеспечить массовый выпуск стандартных продуктов, экономить на масштабах производства, увеличивать специализацию производства, имеют преимущества в финансировании НИОКР, рекламы, сбыта, привлекают низкими ценами, улучшенными качеством и сервисом, полнотой ассортимента и наиболее популярными товарами. Именно крупные предприятия наводняют экономику массовыми, стандартными и качественными товарами по доступным ценам. Для получения сверхприбылей они больше расходуют на научно-технические исследования, рекламу и маркетинг, направляют средства на капитальные вложения. Вместе с тем крупные предприятия недостаточно гибкие, медленно реагируют на изменяющийся спрос и медленно перепрофилируют производство или направления деятельности. Мелкие предприятия отличаются большей предприимчивостью и эффективностью. [5, c.223]

 В странах с рыночной  экономикой они занимают самый  крупный сектор экономики. Например, в Японии половина всех трудящихся  работает на мелких предприятиях (до 20 чел.), а 3/4 - на предприятиях  численностью до 100 человек. Однако  принципиально важна роль предприятия  или фирмы на рынке, а не  их размер. Предприятия-монополисты  способы самостоятельно или совместно  с другими хозяйствующими субъектами  регулировать соответствующий рынок. В результате страдают, в первую  очередь, малые и средние предприятия, не выдерживая конкурентной борьбы. В этом проявляется отрицательная  сторона деятельности предприятий-монополистов.

 Государство ответственно  за эффективное функционирование  рынка, поддержание рыночной конкурентной  среды, предотвращение злоупотреблений  на рынке, что находит воплощение  в системе антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование - это  целенаправленная деятельность  государственных органов управления, противодействующая неограниченной  власти монополий, нездоровому и  недобросовестному соперничеству  и направленная на создание  и поддержание честной конкуренции.

 Антимонопольное регулирование  обеспечивает соблюдение установленных  «правил игры» на рынке, защиту  прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных  мер. Цели и направления антимонопольного  регулирования общие в большинстве  стран мира:

• обеспечение и сохранение конкуренции;

• контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;

• контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и                        

т.п.);

 • защита интересов  потребителя;

 • защита и поддержание  малого и среднего бизнеса.

 Меры антимонопольного  регулирования в зависимости  от складывающейся на рынке  ситуации могут быть чрезвычайными  или повседневными, запретительными  или ограничительными, поощрительными  и другими. Основой антимонопольного  регулирования является законодательство  государства. Законодательство, как  правило, имеет территориальный  характер, т.е. охватывает национальный  рынок, но некоторые законы могут  быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС. Основные направления  антимонопольного регулирования  определяются антимонопольной политикой  государства, направленной против  ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических  странах антимонопольная политика  ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих  компаний; запрещение установления  монопольных цен; обеспечение, сохранение  и поддержание конкуренции в  ее цивилизованных формах. [5, c.227]

Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции. 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить:

качественное преобразование процесса воспроизводства;

денежное обращение;

условия и источники накопления капитала;

структуру народного хозяйства; структуру форм собственности;

процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;

формирование конкурентной среды;

формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы;

механизм социальной защиты населения;

трудовые отношения;

окружающую среду;

внешнеэкономические связи.

 Отличительная особенность  современного «рынка» национальных  моделей заключается в том, что все они являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование – необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения.

 Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

На организационную структуру государственного управления оказывают влияние внешние и внутренние условия и факторы, социально-экономические и политические требования. Во многом организационная структура зависит от человеческого потенциала, информационного обеспечения, стиля государственного управления, от способности государственного аппарата осваивать современные научные методы и технические средства управления.

 

В системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь прогнозирование используется как форма государственного регулирования экономики и как научная основа для принятия органами законодательной и  исполнительной власти решений в области социально-экономического развития республики.

Целью стратегического планирования является формирование на основе выбранных приоритетов достаточного экономического потенциала для будущего успешного развития национальной экономики.

Практика показала, что в современных условиях программирование стало важнейшим инструментом решения стратегических, масштабных, а также тактических ключевых проблем социально-экономического развития страны. Основным законом является Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Для нашей экономики с ее высоким уровнем монополизации производства и обращения главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям становится антимонопольное регулирование. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 264с.

2. Жудро, М.К. Экономика предприятия. Практикум: учебное пособие М.К. Жудро – Минск: БГЭУ, 2010. – 367 с.

3. Ильин,  А.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / А.И. Ильин. - 3-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2005. –  698 с.

4. Нерохорошева, Л.Н. Экономика предприятия: учеб.пособие /Л.Н. Нехорошева. − Минск: Выш. шк., 2008. − 383 с.

5. Савицкая, Г.В Экономический  анализ: учебник /Г.В.Савицкая,  − 10-е изд.,- Минск: ООО Новое знание, 2010. – 640 с..

6. Скляренко,  В.К. Экономика предприятия: учебник /В.К.Скляренко, В.М.Прудников - М.:ИНФРА-М, 2005-528с.

7. Стражев, В.И.Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учеб. пособие /В.И. Стражев. − Минск: Выш. шк., 2008. − 398 с

8. Суша, Г.З. Экономика предприятия: учеб. пособие /Г.З.Суша. -2-е изд. - М.:Новое знание ,2005.-470с.

9. Табурчака,  П.П. Экономика предприятия: учеб.пособие /П.П. Табурчак. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. − 316 с.

10. Хрипач, В.Я.Экономика предприятия: учеб.пособие /В.Я. Хрипач. − Минск: Экономпресс, 2006. − 464 с.

 


Информация о работе Организация как объект государственнго регулирования