Организация коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО «МЕТРО кэш энд керри»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данного комплексного курсового проекта: реализация теоретических знаний и практических умений в принятии решений по вопросам организации коммерческой деятельности предприятия торговли.
Основные задачи комплексного курсового проекта:
- систематизировать и углубить знания в области коммерческой деятельности;
- научиться применять знания для решения практических вопросов организации коммерческой деятельности предприятия оптово-розничной торговли;
- научиться анализировать, выявлять проблемы, формулировать и ставить задачи, делать выводы, по результатам принимать решения;
- закрепить умения работать с экономической и технической документацией и литературой, с нормативно-правовыми и законодательными актами.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………….3
Характеристика предприятия………………………………………..…..5
Организационно-правовая форма, структура управления и основные виды деятельности предприятия……………….………..5
Характеристика товаров и услуг предприятия……………………15
Месторасположение предприятия и зона обслуживания, конкуренты и потребители товаров и услуг……………………....19
Торгово-технологический процесс на предприятии…………..….27
Организация коммерческой деятельности на предприятии………….35
Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия.….35
Организация договорной деятельности…………………………...42
Организация товародвижения и товароснабжения предприятия..60
Формирование товарного ассортимента…………………………..64
Коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг…...72
Экономическая эффективность коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………..84
Анализ объема и структуры товарооборота, издержек и прибыли……………………………………………………………...84
Показатели эффективности коммерческой деятельности………..91
Проблемы организации коммерческой деятельности предприятия и направления их совершенствования…………………………….97
Заключение………………………………………………………………..104
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 1.13 Мб (Скачать файл)

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

-непрерывностью процессов обращения;

-сезонностью производства и потребление;

-неравномерностью размещения производства и районов потребления;

-непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

-необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;

-необходимостью образования страховых резервов,

-другими причинами.

Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.

При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов - величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях.

Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

МЕТРО Кэш энд Керри сотрудничает с более чем 5000 поставщиков. Количество партнеров не перестает расти: идет постоянный поиск новых товаров и решений для наиболее полного удовлетворения потребностей профессиональных клиентов. Работа с профессиональными клиентами подразумевает большую ответственность и предполагает повышенные требования к качеству, упаковке товаров.

В своей деятельности МЕТРО руководствуется Российским законодательством, полностью соблюдая его положения, исходя из единого подхода к заключению договоров и дальнейшему сотрудничеству, прикладывая максимальные усилия к построению взаимовыгодных партнерских отношений со всеми поставщиками.

 

    1. Формирование товарного ассортимента

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

Формирование ассортимента – это целенаправленная деятельность торгового предприятия по подбору, обеспечению и поддержанию групп, видов и разновидностей товаров в соответствии с общественно необходимыми потребностями.

Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом.

Соотношение продовольственной и непродовольственной групп товаров составляет 70% на 30% от общего числа позиций.

Ассортимент гипермаркета "Metro Cash and Carry" составляют товары для дома, офисные товары, техника, продукты питания, одежда, аксессуары, спортивные товары, экзотические фрукты, вина, сигары и многое другое. Процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.

Ассортимент отделов включает:

· соки и безалкогольные напитки;

· консервы;

· бакалея;

· мыло и моющие средства;

· кондитерские товары;

· табачная продукция;

· туалетные принадлежности;

· пиво, вино и крепкие алкогольные напитки.

Отдел бакалеи подразделяется на различные товары:

· макаронные изделия

· крупы

· каши

· соль, сахар

· мука

· подсолнечное и оливковое масло

· специи и т.д.

Все товары представлены в широком выборе производителей. Товары пополняются ежедневно.

Табл. «Фрагмент ассортиментной матицы»

Товарная группа

Товарная категория

Локальный код

Наименование товарной позиции

Поставщик

Категорийный менеджер

Входит в асс. минимум

Роль категории

Молочная группа

Молоко

386651

Молоко «Домик в деревне» 1,5 % жирности 1 литр.

ОАО «Вимм Билль Данн»

Т. Круглова.

-

Базовая

386652

Молоко «Домик в деревне» 3,2 % жирности 1 литр.

ОАО «Вимм Билль Данн»

Т. Круглова.

Асс. Минимум

Базовая

Йогурт

397211

Йогурт «Активия» персик 125 г.

ОАО "Компания Юнимилк"

Т. Круглова.

Асс. Минимум

Базовая

397212 

Йогурт «Активия» абрикос 125 г.

ОАО "Компания Юнимилк"

Т. Круглова.

-

Базовая

Бытовая химия

Кондиционеры и отбеливатели

563734

SA8 SOLUTIONS Отбеливатель для всех типов  ткани 

0,5 л.

ООО «Гамма» 

Иванов И.

=

Периодическая

563735

SA8 SOLUTIONS Отбеливатель для всех типов  ткани 1 л.

ООО «Гамма»

Иванов И.

Асс. Минимум

Периодическая

Стиральные порошки

384510

Стиральный порошок Тайд 1,6 кг для автоматической стирки в мягкой упаковке.

компания БХЛ

Иванов И.

Асс. Минимум

Базовая

384511

Стиральный порошок Тайд 2,4 кг для автоматической стирки в мягкой упаковке.

компания БХЛ

Иванов И.

-

Базовая


 

В компании МЕТРО рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.

Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, который основывается на принципе Парето, он гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.

В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.

В рамках анализа ассортимента ТЦ МЕТРО данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.

Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Традиционно весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:

1) товары группы А — наиболее  важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;

2) товары группы В — товары  средней степени важности, обеспечивающие  еще 30% результатов;

3) товары группы С — наименее  значимые товары, обеспечивающие  оставшиеся 20% результатов.

Традиционно ABC-анализ проводится в три этапа.

Этап 1. Определение объекта анализа и параметров его оценки.

В качестве объекта анализа могут выступать:

-товарные группы;

-товарные категории;

-товарные позиции;

-поставщики.

Критериями оценки могут служить:

-объем продаж (в натуральном и денежном выражении);

-доход;

-прибыль;

-оборачиваемость;

-товарные запасы и т.д.

Этап 2. Составление списка объектов анализа по убыванию значения выбранного параметра.

Этап 3. Определение групп А, В и С, для чего необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и распределить в соответствии с полученными значениями объекты анализа по группам.

Рассмотрим ABC-анализ по товарным группам ТЦ МЕТРО, работающего в формате «кэш энд керри».

Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают товарные категории, в числе которых:

-молочная продукция;

-хлебобулочные изделия;

-кондитерские изделия;

-алкогольная продукция;

-фрукты и овощи;

-мясо, колбаса;

-соки, воды.

Для проведения анализа необходимо систематизировать информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.).

Этап 2. Отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.

Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С (табл.).

1. Табл. «Товарооборот товарных групп за 2-й квартал 2012 г.»

Название товарной группы

Товарооборот (апрель — июнь 2012 г.), тыс. руб.

Доля товарной группы, %

Молочная продукция

2300

22,8

Хлебобулочные изделия

1800

17,8

Кондитерские изделия

1200

11,9

Алкогольная продукция

1400

13,9

Фрукты и овощи

800

7,9

Мясо и колбасы

1600

15,8

Соки, воды

1000

9,9

Итого

10100

100


 

  1. Таблица «ABC-анализ ассортимента магазина»

 

Название товарной группы

Доля в товарообороте в порядке убывания, %

Доля в товарообороте накопительным итогом, %

Группа

Молочная продукция

22,8

22,8

А

Алкогольная продукция

17,8

40,6

А

Кондитерские изделия

15,8

56,4

А

Хлебобулочные изделия

13,9

70,3

В

Фрукты и овощи

11,9

82,2

В

Мясо и колбасы

9,9

92,1

С

Соки, воды

7,9

100

С


 

Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы — соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.

Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное представление о структуре ассортимента магазина. Для более детального и глубокого анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.

Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине.

XYZ-анализ также предполагает  разделение ассортимента магазина  на группы X, Y и Z, при этом критерием  данного анализа может быть  доходность товаров или стабильность  их продаж.

При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.

Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере ТЦ «МЕТРО».

В качестве объекта исследования выступают вышеперечисленные товарные группы.

Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены во 2 табл.

Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в 3 табл.

3. Таблица «XYZ-анализ».

Товарная группа

Доля в валовой прибыли в порядке убывания, %

Доля в валовой прибыли накопительным итогом, %

Группа

Мясо и колбасы

27,5

27,5

X

Алкогольная продукция

22,5

50,0

X

Молочная продукция

14,2

64,2

Y

Хлебобулочные изделия

11,0

75,2

Y

Соки, воды

9,8

85,0

Y

Фрукты и овощи

7,6

92,6

Z

Кондитерские изделия

7,4

100

Z

Информация о работе Организация коммерческой деятельности торгового предприятия на примере ООО «МЕТРО кэш энд керри»