Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:22, курсовая работа
Цель данного комплексного курсового проекта: реализация теоретических знаний и практических умений в принятии решений по вопросам организации коммерческой деятельности предприятия торговли.
Основные задачи комплексного курсового проекта:
- систематизировать и углубить знания в области коммерческой деятельности;
- научиться применять знания для решения практических вопросов организации коммерческой деятельности предприятия оптово-розничной торговли;
- научиться анализировать, выявлять проблемы, формулировать и ставить задачи, делать выводы, по результатам принимать решения;
- закрепить умения работать с экономической и технической документацией и литературой, с нормативно-правовыми и законодательными актами.
Введение……………………………………………..……………………….3
Характеристика предприятия………………………………………..…..5
Организационно-правовая форма, структура управления и основные виды деятельности предприятия……………….………..5
Характеристика товаров и услуг предприятия……………………15
Месторасположение предприятия и зона обслуживания, конкуренты и потребители товаров и услуг……………………....19
Торгово-технологический процесс на предприятии…………..….27
Организация коммерческой деятельности на предприятии………….35
Политика и задачи коммерческой деятельности предприятия.….35
Организация договорной деятельности…………………………...42
Организация товародвижения и товароснабжения предприятия..60
Формирование товарного ассортимента…………………………..64
Коммерческая работа по продаже товаров и оказанию услуг…...72
Экономическая эффективность коммерческой деятельности предприятия……………………………………………………………..84
Анализ объема и структуры товарооборота, издержек и прибыли……………………………………………………………...84
Показатели эффективности коммерческой деятельности………..91
Проблемы организации коммерческой деятельности предприятия и направления их совершенствования…………………………….97
Заключение………………………………………………………………..104
Список использованных источников……
Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:
-непрерывностью процессов обращения;
-сезонностью производства и потребление;
-неравномерностью размещения производства и районов потребления;
-непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
-необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
-необходимостью образования страховых резервов,
-другими причинами.
Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны.
При учете и планировании товарных запасов используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных или в стоимостных единицах. Абсолютная величина товарных запасов - величина непостоянная. Она все время изменяется в зависимости от поступления и продажи товаров. Поэтому при анализе и планировании большое значение имеет сопоставление товарных запасов с товарооборотом. С этой целью товарные запасы выражаются в днях.
Этот показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, который находится на предприятии на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит товарных запасов.
МЕТРО Кэш энд Керри сотрудничает с более чем 5000 поставщиков. Количество партнеров не перестает расти: идет постоянный поиск новых товаров и решений для наиболее полного удовлетворения потребностей профессиональных клиентов. Работа с профессиональными клиентами подразумевает большую ответственность и предполагает повышенные требования к качеству, упаковке товаров.
В своей деятельности МЕТРО руководствуется Российским законодательством, полностью соблюдая его положения, исходя из единого подхода к заключению договоров и дальнейшему сотрудничеству, прикладывая максимальные усилия к построению взаимовыгодных партнерских отношений со всеми поставщиками.
В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.
Формирование ассортимента – это целенаправленная деятельность торгового предприятия по подбору, обеспечению и поддержанию групп, видов и разновидностей товаров в соответствии с общественно необходимыми потребностями.
Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством и методом управления ассортиментом.
Соотношение продовольственной и непродовольственной групп товаров составляет 70% на 30% от общего числа позиций.
Ассортимент гипермаркета "Metro Cash and Carry" составляют товары для дома, офисные товары, техника, продукты питания, одежда, аксессуары, спортивные товары, экзотические фрукты, вина, сигары и многое другое. Процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество видов и разновидностей товаров внутри каждой группы.
Ассортимент отделов включает:
· соки и безалкогольные напитки;
· консервы;
· бакалея;
· мыло и моющие средства;
· кондитерские товары;
· табачная продукция;
· туалетные принадлежности;
· пиво, вино и крепкие алкогольные напитки.
Отдел бакалеи подразделяется на различные товары:
· макаронные изделия
· крупы
· каши
· соль, сахар
· мука
· подсолнечное и оливковое масло
· специи и т.д.
Все товары представлены в широком выборе производителей. Товары пополняются ежедневно.
Табл. «Фрагмент ассортиментной матицы»
Товарная группа |
Товарная категория |
Локальный код |
Наименование товарной позиции |
Поставщик |
Категорийный менеджер |
Входит в асс. минимум |
Роль категории |
Молочная группа |
Молоко |
386651 |
Молоко «Домик в деревне» 1,5 % жирности 1 литр. |
ОАО «Вимм Билль Данн» |
Т. Круглова. |
- |
Базовая |
386652 |
Молоко «Домик в деревне» 3,2 % жирности 1 литр. |
ОАО «Вимм Билль Данн» |
Т. Круглова. |
Асс. Минимум |
Базовая | ||
Йогурт |
397211 |
Йогурт «Активия» персик 125 г. |
ОАО "Компания Юнимилк" |
Т. Круглова. |
Асс. Минимум |
Базовая | |
397212 |
Йогурт «Активия» абрикос 125 г. |
ОАО "Компания Юнимилк" |
Т. Круглова. |
- |
Базовая | ||
Бытовая химия |
Кондиционеры и отбеливатели |
563734 |
SA8 SOLUTIONS Отбеливатель для всех типов ткани 0,5 л. |
ООО «Гамма» |
Иванов И. |
= |
Периодическая |
563735 |
SA8 SOLUTIONS Отбеливатель для всех типов ткани 1 л. |
ООО «Гамма» |
Иванов И. |
Асс. Минимум |
Периодическая | ||
Стиральные порошки |
384510 |
Стиральный порошок Тайд 1,6 кг для автоматической стирки в мягкой упаковке. |
компания БХЛ |
Иванов И. |
Асс. Минимум |
Базовая | |
384511 |
Стиральный порошок Тайд 2,4 кг для автоматической стирки в мягкой упаковке. |
компания БХЛ |
Иванов И. |
- |
Базовая |
В компании МЕТРО рассматривается, в первую очередь, торговый ассортимент, который объединяет номенклатуру товаров нескольких отраслей промышленности и сельского хозяйства, исходя из специализации розничного торгового предприятия, его мощности и других факторов. Номенклатуру каждой отрасли удобно делить на товарные группы, подгруппы, виды, типы, сорта, размеры, марки, артикулы и т.д.
Одним из наиболее распространенных методов анализа ассортимента является ABC-анализ, который основывается на принципе Парето, он гласит, что за 20% последствий отвечают 80% причин. Данное правило, которое также получило название 80/20, означает, что в любом процессе жизненно важным является небольшой процент причин (20%), а оставшиеся причины (80%) не оказывают серьезного влияния на конечный результат.
В каждом конкретном случае данная пропорция может отклоняться от точных параметров 80/20 и составлять 90/10 или 65/35. Однако суть от этого не меняется и заключается в том, что наибольший процент результата обеспечивается меньшим по величине процентом затрат.
В рамках анализа ассортимента ТЦ МЕТРО данное правило говорит о том, что 20% товаров обеспечивают 80% товарооборота магазина.
Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Традиционно весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:
1) товары группы А — наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;
2) товары группы В — товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;
3) товары группы С — наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов.
Традиционно ABC-анализ проводится в три этапа.
Этап 1. Определение объекта анализа и параметров его оценки.
В качестве объекта анализа могут выступать:
-товарные группы;
-товарные категории;
-товарные позиции;
-поставщики.
Критериями оценки могут служить:
-объем продаж (в натуральном и денежном выражении);
-доход;
-прибыль;
-оборачиваемость;
-товарные запасы и т.д.
Этап 2. Составление списка объектов анализа по убыванию значения выбранного параметра.
Этап 3. Определение групп А, В и С, для чего необходимо рассчитать долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом и распределить в соответствии с полученными значениями объекты анализа по группам.
Рассмотрим ABC-анализ по товарным группам ТЦ МЕТРО, работающего в формате «кэш энд керри».
Этап 1. В рамках данного анализа объектом исследования выступают товарные категории, в числе которых:
-молочная продукция;
-хлебобулочные изделия;
-кондитерские изделия;
-алкогольная продукция;
-фрукты и овощи;
-мясо, колбаса;
-соки, воды.
Для проведения анализа необходимо систематизировать информацию о товарообороте каждой товарной группы за определенный период (месяц, квартал, год). После этого необходимо рассчитать долю каждой товарной группы в общем объеме товарооборота магазина (табл.).
Этап 2. Отсортировать товарные группы в порядке убывания их доли в товарообороте.
Этап 3. Рассчитать долю каждой группы в товарообороте накопительным итогом и на основании этого распределить товары по группам А, В и С (табл.).
1. Табл. «Товарооборот товарных групп за 2-й квартал 2012 г.»
Название товарной группы |
Товарооборот (апрель — июнь 2012 г.), тыс. руб. |
Доля товарной группы, % |
Молочная продукция |
2300 |
22,8 |
Хлебобулочные изделия |
1800 |
17,8 |
Кондитерские изделия |
1200 |
11,9 |
Алкогольная продукция |
1400 |
13,9 |
Фрукты и овощи |
800 |
7,9 |
Мясо и колбасы |
1600 |
15,8 |
Соки, воды |
1000 |
9,9 |
Итого |
10100 |
100 |
Название товарной группы |
Доля в товарообороте в порядке убывания, % |
Доля в товарообороте накопительным итогом, % |
Группа |
Молочная продукция |
22,8 |
22,8 |
А |
Алкогольная продукция |
17,8 |
40,6 |
А |
Кондитерские изделия |
15,8 |
56,4 |
А |
Хлебобулочные изделия |
13,9 |
70,3 |
В |
Фрукты и овощи |
11,9 |
82,2 |
В |
Мясо и колбасы |
9,9 |
92,1 |
С |
Соки, воды |
7,9 |
100 |
С |
Таким образом, проведенный ABC-анализ показывает, что основную долю товарооборота магазина обеспечивают такие товарные группы, как молочная продукция, хлебобулочные изделия и мясо, колбасы, которые относятся к группе А. Товарные группы — соки, воды и фрукты, овощи, относящиеся к группе С, нуждаются в развитии и требуют дополнительных акций по стимулированию сбыта, например в виде снижения цен или расширения ассортимента.
Однако ABC-анализ по товарным группам дает только поверхностное представление о структуре ассортимента магазина. Для более детального и глубокого анализа целесообразно проводить аналогичный анализ по товарным категориям внутри товарных категорий, так как он является более информативным и позволяет эффективнее управлять ассортиментом.
Для более глубокого исследования ассортимента можно использовать XYZ-анализ. Он позволяет создать более полную картину торгового процесса в магазине.
XYZ-анализ также предполагает
разделение ассортимента
При этом чаще всего необходимость проведения XYZ-анализа возникает в случае, когда перед магазином стоит задача провести анализ ассортимента одновременно по нескольким параметрам и представить его результат в виде матрицы.
Рассмотрим совмещение ABC- и XYZ-анализа на примере ТЦ «МЕТРО».
В качестве объекта исследования выступают вышеперечисленные товарные группы.
Совмещенный анализ включает в себя следующие этапы.
Этап 1. Проведение ABC-анализа. В качестве критерия разделения товаров на группы в рамках данного анализа выступает доля товарной группы в общем товарообороте магазина. Результаты анализа представлены во 2 табл.
Этап 2. Проведение XYZ-анализа. На данном этапе критерием деления товаров на группы выступает доля товарной группы в валовой прибыли магазина. Результаты XYZ-анализа представлены в 3 табл.
3. Таблица «XYZ-анализ».
Товарная группа |
Доля в валовой прибыли в порядке убывания, % |
Доля в валовой прибыли накопительным итогом, % |
Группа |
Мясо и колбасы |
27,5 |
27,5 |
X |
Алкогольная продукция |
22,5 |
50,0 |
X |
Молочная продукция |
14,2 |
64,2 |
Y |
Хлебобулочные изделия |
11,0 |
75,2 |
Y |
Соки, воды |
9,8 |
85,0 |
Y |
Фрукты и овощи |
7,6 |
92,6 |
Z |
Кондитерские изделия |
7,4 |
100 |
Z |