Организация предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.

Содержание работы

Ведение
1. Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности
1.1 Развитие предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях
1.2 Предпринимательство на современном этапе
1.3 Сравнительный анализ состояния малых предприятий
2. Проблемы организации предпринимательской деятельности в России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Организация предпринимательской деятельности.docx

— 420.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Ведение

1. Современное состояние и развитие предпринимательской деятельности

1.1 Развитие  предпринимательства и тенденции его становления в современных условиях

1.2 Предпринимательство  на современном этапе

1.3 Сравнительный  анализ состояния малых предприятий

2. Проблемы  организации предпринимательской  деятельности в России

 

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение

 

Предпринимательство есть способ хозяйствования, который  в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.

Первоначально предпринимателями  называли предприимчивых людей, действующих  на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным  операциям. В дальнейшем к предпринимательству  стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли  и не запрещённую законом.

Однако  возникновение предпринимательства  как оформившегося устойчивого  явления относят к XVII веку. Оно  развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом  возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Исследование  истории русского и российского  предпринимательства его культурно-исторических предпосылок, получившее новый импульс  в связи с реформированием  экономики современной России и  развитием предпринимательской  деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия  социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество.

Взаимосвязь и взаимодействие экономики и  государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений  – это фактор, который самым  наглядным образом отражается в  развитии предпринимательства. Российская экономическая среда, имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка.

В последние  время, при проведении экономических  преобразований все меньше берутся  в расчет не только культурные и  исторические традиции Российского  общества, но даже и современная  психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные  временем устойчивые экономические  модели, но они не применимы, если они  не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.

Предпринимательство как сложное и многообразное  социально-экономическое явление  прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской  деятельности. Это нашло отражение  в определении ее сущности. Форма  предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

В процессе формирования предпринимательских  структур в настоящее время можно  выделить две главные тенденции.

Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах.

И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся  рыночному спросу.

Между тем, осуществление предпринимательства  возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под  которой понимается общественная экономическая  ситуация, включающая в себя степень  экономической свободы, наличие (или  возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов.

Как конституционная  организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для  производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики.

В свою очередь, переход к рынку немыслим без  развития предпринимательства в  самых разнообразных ею видах  и формах. Естественно, что степень  цивилизованности и эффективности  предпринимательства находится  в прямой зависимости от характера  и структуры макросреды своего функционирования.

 

 

1. Современное состояние  предпринимательской деятельности  в России

 

1.1 Развитие предпринимательства и  тенденции его становления в  современных условиях

 

Базовым свойством предпринимательства  является экономическая свобода  хозяйствующего субъекта, то есть наличие  определенной совокупности прав, гарантирующих  автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов  ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической  свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение  какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

Для развития предпринимательства необходимой  является конкурентная среда - наличие  большого числа производителей - продавцов  одинаковой по своему функциональному  назначению или взаимозаменяемой продукции. Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в  целом.

Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников  товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции.

Роль  конкуренции в формировании предпринимательства  состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей  развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности. В условиях конкуренции происходит жесткая  проверка идей и личных качеств предпринимателей, уровня их образованности, способности  верно ориентироваться в окружающем мире. И на вершину поднимаются  лишь те, кто умеет правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного.

Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и  исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды на успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий  работают успешно, создавая новые рабочие  места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная  экономика.

Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной  цепи. Однако не следует особенно полагаться на естественность и независимость  процессов формирования конкурентных отношений и развития предпринимательства. Об этом ярко свидетельствует хозяйственная  практика развитых стран.

Новые отечественные  негосударственные структуры, неготовые  к открытой и честной конкуренции, болезненно реагируют на попытки  правительства ограничить их монополистическое  поведение. Известно, например, как  негативно биржевые структуры, тяготеющие к установлению контроля над всей оптовой торговлей, встретили российские законодательные акты, направленные на предотвращение монополизации этого  рынка. Поэтому демонополизация  экономики была и остается постоянной заботой и обязанностью государства, одним из основных направлений его  деятельности.

Хотелось  бы обратить внимание на тот факт, что  страна пошла по азиатскому пути развития предпринимательства, когда между  производителем и потребителем находятся  десятки посредников. Между тем, общепризнанно, что через посредничество благополучия для населения не создать.

Для того чтобы предпринимательство получило стимулы развития, а товаропроизводители  начали проявлять инициативу, необходимы определенные условия, определяющие собой  как бы внешнюю среду нормального  функционирования предпринимательства.

Государственная политика приватизации оставила в стороне  решение многих задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и  воспитание современных промышленных менеджеров. Государство не проводило никаких заметных операций по адаптации к условиям рынка даже предприятий государственного сектора, отказываясь играть какую-либо роль в рыночной реструктуризации государственных предприятий и в формировании полноценных субъектов предпринимательской деятельности.

Установка на то, чтобы сократить рамки государственного сектора, во многом определяется стремлением  «реформаторов» вообще не заниматься судьбой производства. Впрочем, это  свое стремление продемонстрировали и  применительно к предприятиям, остающимся в государственной собственности.

В Восточной  Европе отношение к приватизации, при общем курсе на быструю  и широкомасштабную приватизацию, было все же более осторожным и несколько  более прагматичным. Отказ «реформаторов» от ответственности за судьбы производства появился и в проблемах, которые  образовались в ходе формирования предпринимательских  структур и предпринимательской  деятельности в сфере внешнеэкономических  отношений.

Предпринимательство во внешнеэкономической области  развивалось в нашей стране под  воздействием еще ряда факторов, связанных  со спецификой проведения реформ. Одна из таких специфических черт - одновременное  существование в 1992 г заниженного  обменного курса рубля, что позволяло  экспортировать ресурсы даже по демпинговым  ценам, и специального обменного  курса для импортеров, что делало выгодным и импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета.

Наряду  с этим характерной чертой российского  предпринимательства на начальном  этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, получатели которых  приобретали вместе с этим и возможность  быстрого обогащения. Разница внутренних и мировых цен, а также благоприятный  обменный курс создавали для этого  все условия.

Особенность российских внешнеэкономических связей и в структуре экспорта товаров  топливно-сырьевой группы в 1992-1995 гг., когда  появились возможности игры на разнице  внутренних и мировых цен и  на валютном курсе, они оказались  еще более выгодными для экспорта. Развернулась ожесточенная борьба за право участвовать в продвижении  за рубеж нефти, нефтепродуктов, а  также черных и цветных металлов и т.д.

Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось  к превращению внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающие продвижение зарубежной продукции на российский рынок. Подавляющая  часть импорта ориентировалась  на насыщение потребительского рынка, наполненность которого по ряду товаров  была недостаточной. Одновременно резко  сократился импорт инвестиционных товаров, (что отражало резкое сжатие внутреннего  инвестиционного спроса).

В переходной экономике России ощущалось неравномерное  развитие предпринимательства и  в различных социально-экономических  секторах народного хозяйства. Если частное предпринимательство получило довольно- таки заметное развитие, то государственное  предпринимательство влачило жалкое существование. Кооперативное и  любые другие формы общественного  предпринимательства представлены небольшим числом кооперативов, по инерции сохраняющим вывески  времен перестройки. Новые предприятия, основанные на собственности работников, появились в результате приватизации, но, несмотря на свое широкое распространение, собственность работников оказалась  чисто номинальной, Их акции, не будучи консолидированными, не представляли собой контрольного пакета, и на предприятии, где более половины акций принадлежало работникам, реальный контрольный пакет могут составить  какие-нибудь 5%, принадлежащие директору.

В 90-е  гг. стабильно росла доля малого предпринимательства, выражалась в  росте торгово-посреднической деятельности. В этот период происходило очень  быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т.п. Однако, малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов команд неуправляемых госпредприятий в теневую экономику.

Недостаток  этого периода заключался в том, что средства, накапливаемые методом  «доразграбления» госсектора, практически  в полном объёме уходили из сферы  накопления и не использовались для  развития национального производства и его инфраструктуры. В этот период, малый бизнес активно участвовал в процессе бурного развития кооперативного движения. Попытки центрального правительства  ограничить возможности получения  дутых доходов от разницы между  фиксированными ценами госсектора и  свободными ценами негосударственных  предприятий, регламентировать деятельность малого предпринимательства, использовать систему налогообложения наталкивались  на недееспособность государственного аппарата.

Информация о работе Организация предпринимательской деятельности