Организация системы лекарственного обеспечения стационарных больных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Медицинская помощь в нашей стране может оказываться как амбулаторно, то есть внебольнично, так и в стационаре. Стационарная медицинская помощь оказывается населению в больницах, клиниках, диспансерах и других учреждениях здравоохранения за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. Стационарную медицинскую помощь оказывают больным, по своему состоянию требующим систематического наблюдения, применения сложных методов диагностики и лечения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Организация и правовое регулирование лекарственного обеспечения больных в стационаре.
Глава 2. Условия и правила организации лекарственного обеспечения больных в стационаре.
Глава 3. Создание формулярных списков.
Глава 4. Порядок обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в подразделениях лечебно-профилактического учреждения.
Глава 5. Хранение, учет и использование лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.1.Правила хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.2.Порядок учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.3.Порядок использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
5.4.Предупредительные мероприятия в целях предотвращения профессиональных ошибок.

Глава 6. Организация работы больничной, межбольничной аптек и аптек ЛПУ.
Глава 7. Назначение лекарственных препаратов при оказании стационарной помощи.
Глава 8. Исследовательская часть.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

Запрос  на использование неформулярного ЛС определяется потребностями конкретного пациента. Лечащий врач обосновывает целесообразность назначения неформулярного лекарственного средства и направляет на согласование в формулярную комиссию ЛПУ.

Если  обоснование применения неформулярного ЛС признается достаточно веским, ЛПУ закупает и выделяет необходимое количество препарата для пациента.

ФК должен регулярно анализировать все  запросы на использование неформулярных препаратов. Если в результате такого анализа ФК выявит частые запросы на определенное ЛС и решит, что оно по эффективности превосходит препарат, представленный в формуляре, должно быть принято решение о замене формулярного ЛС.

 

Экономические аспекты формулярной системы.

При разработке формуляра ЛС нужно учитывать  фармакоэкономические аспекты их использования, позволяющие оптимизировать лечебный процесс. Показательным является определение показателя стоимость/эффективность лекарственной терапии.

Фармакоэкономический анализ должен включать рассмотрение непрямых расходов, связанных с проведением лекарственной терапии. В некоторых случаях целесообразно использовать более дорогостоящее ЛС при условии, что это позволит сократить совокупные расходы. Например, расходы, связанные с применением ЛС для перорального приема, значительно ниже, чем препаратов для парентерального введения.

Следует учитывать:

· стоимость  полного курса терапии для  каждого ЛС;

· затраты, связанные с использованием ЛС, включая  стоимость расходных материалов: контейнеров или флаконов для  внутривенных вливаний, растворителей, шприцев, консервантов, систем для переливания  и т.д.;

· затраты, сопутствующие применению данного  ЛС, такие, как препараты для премедикации, изделия медицинского назначения и др.;

· затраты, связанные с лабораторными исследованиями, включая стоимость реактивов  и оборудования для мониторинга;

· затраты, связанные с хранением ЛС;

· возможное  влияние терапии на продолжительность  пребывания пациента в стационаре.

Анализ  экономических аспектов лекарственной  терапии должен включать выявление, расчет и сравнение всех затрат и  последствий (как позитивных, так  и негативных) при применении ЛС. Подобные затраты являются частью общих  расходов ЛУ, поэтому должны учитываться  при составлении формуляра. Такой  анализ особенно необходим в связи  с сокращением бюджетных расходов на здравоохранение и повышением стоимости терапии.

Врачи при постоянном использовании  ограниченного списка ЛС способны не только досконально изучить их фармакологические  свойства, но и приобрести практический опыт работы с этими препаратами. Это облегчает работу врачей, позволяет  сократить количество врачебных  ошибок и избежать осложнений лекарственной  терапии, способствует повышению качества лечения, снижению смертности. В результате обеспечивается экономия больничного  бюджета за счет сокращения сроков пребывания пациента в стационаре, повторных госпитализаций и расходов на лечение осложнений медикаментозной терапии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.

Порядок обращения  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения в подразделениях лечебно-профилактического учреждения.

 

Порядок получения лекарственных  средств и изделий медицинского назначения из аптечных учреждений осуществляется согласно «Инструкции по порядку обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в подразделениях лечебно-профилактического учреждения».

Для обеспечения лечебно-диагностического процесса ЛПУ получают лекарственные  средства из аптечного учреждения (организации) по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке.

Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должна иметь  штамп, круглую печать ЛПУ(для наркотических средств и психотропных веществ- гербовую печать), подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части.

В требовании-накладной указываются  номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственных  средств, наименование лекарственных  средств (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т. п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т. п.), способ применения (для инъекций, наружного  применения, приема внутрь, глазные  капли и т. п.), количество затребованных  лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных  средств.

Наименования лекарственных  средств пишутся на латинском  языке, а изделий медицинского назначения – на русском.

Требования-накладные на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках требований-накладных для каждой группы препаратов.

ЛПУ при составлении заявок на наркотические средства и психотропные вещества списков II и III должны руководствоваться  расчетными нормативами, утвержденными  в установленном порядке. Требования-накладные структурного подразделения ЛПУ (кабинета, отделения и т. п.) на лекарственные средства, направляемые в аптеку этого учреждения, оформляются в установленном порядке, подписываются руководителем соответствующего подразделения и оформляются штампом ЛПУ.

При выписывании лекарственных  средств для индивидуального больного дополнительно указываются его фамилия и инициалы, номер истории болезни.

Стоматологи, зубные врачи  могут выписывать за своей подписью требования-накладные только на лекарственные  средства, применяемые в стоматологическом  кабинете, без права выдачи их пациентам  на руки.

Требования на ядовитые лекарственные  средства, кроме подписи стоматолога  или зубного врача, должны иметь  подпись руководителя учреждения (отделения) или его заместителя и круглую  печать ЛПУ.

Требования на получение товарно-материальных ценностей из больничной аптеки выписывают в 2 экземплярах (1-й остается в аптеке, 2-й – в ЛПУ или его подразделении), при приобретении в межбольничной аптеке- в 3-х экземплярах, а на лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету,- в 4 экземплярах (2 экземпляра остаются в аптеке, 2 возвращают вместе с товаром в ЛПУ).

В аптечных учреждениях (организациях) и подразделениях ЛПУ требования-накладные  ЛПУ на отпуск наркотических средств  и психотропных веществ списков II и III хранятся в течение 10 лет, на отпуск иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету – в течение 3 лет, остальных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения – в течение одного календарного года. Лекарственные средства из аптеки получают материально ответственные лица: старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры амбулаторно-поликлинических учреждений по доверенности, срок действия которой устанавливается не более чем на квартал. Материально ответственные лица подразделений расписываются в накладной в получении лекарственных средств из аптеки, а материально ответственные лица аптек – в их выдаче. ЛПУ, не имеющие своих аптек, должны получать наркотические средства и психотропные вещества только в виде готовых лекарственных форм промышленного или аптечного изготовления. При оформлении доверенности на получение из аптеки наркотических средств и психотропных веществ следует указывать их наименование и количество. Срок действия доверенности – 1 месяц.

Лекарственные препараты  и другие ценности, подлежащие ПКУ, должны быть выписаны на отдельных  требованиях. В них указываются  номера истории болезни, фамилии, имена, отчества больных, для которых выписаны лекарственные препараты (для аптек ЛПУ), или наименования отделений и кабинетов, а так же назначение лекарства: “Внутреннее”, “Наружное”, “Для инъекций”, “Глазные капли” и т. д., название или номер аптеки, изготовившей лекарственное средство, состав лекарственного средства в соответствии с прописью, указанной в требовании ЛПУ, дату изготовления, номер анализа, срок годности и подпись лиц: изготовившего, проверившего и отпустившего лекарственное средство из аптеки. Для этилового спирта указывается концентрация и назначение (для наружного применения, инъекций и т. п.). при изготовлении и отпуске лекарств, содержащих спирт любой концентрации, на обороте требования указывают количество спирта в пересчете на фармакопейный спирт.

При отсутствии на упаковках  лекарств, содержащих наркотические  средства и психотропные вещества, перечисленных обозначений, хранение и применение их в ЛПУ не разрешается. Расфасовка, рассыпка, переливание  и перекладывание в тару отделения (кабинета), а также замена этикеток категорически запрещаются.

 

 

 

 

Глава 5.

Хранение, учет и  использование лекарственных средств  и изделий медицинского назначения.

 

Важным фактором, влияющим на качество оказания лекарственной  помощи в условиях лечебного учреждения, является выполнение требований к условиям хранения лекарственных средств  и изделий медицинского назначения на всех этапах их продвижения: от аптеки до пациента. Между тем анализ существующей нормативно-правовой базы выявил, что  все документы ориентированы, как  правило, на розничные аптеки и организации  оптовой продажи, а информация для  лечебных учреждений и аптек учреждений здравоохранения (больничных аптек), присутствующая в них, носит фрагментарный характер.

 

5.1. Правила хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Ответственность за хранение и расход лекарственных средств  и изделий медицинского назначения, а также за порядок на местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения лекарственных средств несет  заведующий отделением (кабинетом). Непосредственным исполнителем организации хранения и расхода лекарственных средств  и изделий медицинского назначения является старшая медицинская сестра.

В помещениях, где осуществляется хранение лекарственных средств, должны поддерживаться определенная температура  и влажность воздуха. Проверка соответствия их состояния установленным требованиям  проводится не реже одного раза в сутки  на основании показателей гигрометров  и термометров, ее результаты отражаются в специальных журналах учета.

Хранение лекарственных  средств в отделениях (кабинетах) должно быть организовано в запирающихся шкафах, при этом условия хранения лекарственных средств приводятся на упаковке каждой лекарственной формы. Предусматривается размещение по местам хранения с учетом деления на группы: токсикологические – наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства; по способу применения: “Наружные”, “Внутренние”; по форме выпуска: “Инъекционные”, “Глазные капли” и др.; фармакотерапевтические: “Гипотензивные”, “Гипертензивные”, “Мочегонные”, а также согласно физико-химическим свойствам лекарственных средств и влиянию различных факторов внешней среды. Кроме того, в каждом отделении шкафа (например, “Внутренние”) должно быть деление на порошки, микстуры, ампулы, таблетки, которые размещаются раздельно, причем порошки и таблетки хранятся, как правило, на верхней полке, а растворы – на нижней.

Пахучие и красящие вещества должны быть размещены в отдельном  шкафу, а лекарственные средства, требующие хранения в прохладном месте, – в холодильниках, оборудованных  термометрами.

Хранение лекарственных  средств в операционной, перевязочной, процедурной организуется в инструментальных остекленных шкафах или на хирургических  столиках. Каждый флакон, банка, упаковка, содержащие лекарственное средство, должны иметь соответствующую этикетку.

Наркотические средства и  психотропные вещества, сильнодействующие  и ядовитые вещества должны храниться  в опечатанных или опломбированных  сейфах. В технически укрепленных  помещениях допускается хранить  наркотические средства и психотропные вещества в металлических шкафах. Сейфы (металлические шкафы) должны находиться в закрытом состоянии. После  окончания рабочего дня они должны опечатываться или пломбироваться. Ключи от сейфов, печать и пломбир  должны хранить при себе материально  ответственные лица, уполномоченные на то приказами по органам или  учреждениям здравоохранения.

Наркотические средства и  психотропные вещества, сильнодействующие  и ядовитые вещества, полученные сменным  медицинским персоналом, должны храниться в прикрепленном к полу или стене закрытом и опечатанном сейфе в специально отведенном помещении. На внутренней стороне дверцы сейфа должен находиться перечень наркотических средств и психотропных веществ с указанием высших разовых и суточных доз.

Наркотические средства и  психотропные вещества для парентерального, внутреннего и наружного применения следует хранить раздельно.

ЛПУ должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых  и суточных доз наркотических  средств и психотропных веществ, а также таблицы противоядий  при отравлениях ими.

В отделениях и кабинетах  ЛПУ подлежат количественному учету  все наркотические средства и  психотропные вещества у главной  медицинской сестры, у старшей  медицинской сестры, на постах и  в процедурных кабинетах.

Лекарственные средства, относящиеся  к спискам “А” и “Б” (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список “А”) и в деревянных шкафах под замком (список “Б”).

На внутренней стороне  дверок шкафа, в котором хранятся лекарственные средства списка “А”, должна быть надпись “А”, а на внутренней стороне дверок шкафа, в котором  хранятся лекарственные средства списка “Б” – надпись “Б” и перечни  препаратов списков “А” и “Б”  с указанием высших разовых и  суточных доз.

Информация о работе Организация системы лекарственного обеспечения стационарных больных