Организация торгово-технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Содержание работы

Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическая сущность……………………………….....5
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в ма-газине………....5
1.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине……………………………………………………….8
1.3. Организация и технология хранения и подготовки то¬варов к продаже………………………………………………………………………..13
1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале …………………….17
1.5. Организация и технология розничной продажи товаров …………….20
1.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами……………………….26
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия ……………………..………………….........................29
2.1. Организационная характеристика исследуемого торгового предприятия …………………………………………………………………29

2.2. Конкурентоспособность предприятия …………………………………37
2.3. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия ОАО «ПО АМЗ»..…………………………………………….........................38

Глава 3. Анализ организации торгово-технологического процесса на исследуемом торговом предприятии ОАО «ПО АМЗ»…………………….41

3.1. Факторы, оказывающие влияние на торгово-технологический процесс …………………………………………………………………………….……41

3.2. Определение показателей торгово-технологического процесса………………………………………………………………….42

3.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса ….….43
Заключение ………………………………………………………………..45
Библиографический список ……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая по организации.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

     Приемку товаров по количеству проводят в  определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров.

     Количество  поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые  указаны в сопроводительных документах.[25]

     Массу нетто проверяют в порядке, установленном  стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.

     Выборочная  проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными обязательными правилами и договорами.

     Если  в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует  приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

     Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам - в течение 4 ч после получения вызова.[3]

     Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

     Вызов представителя отправителя. (изготовителя) направляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам - немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

     По  результатам окончательной приемки  товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров.

     Если  при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.[6]

     Претензии о недостаче товаров, как и  уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - в течение двух месяцев.

     Если  товары поступили в таре-оборудовании с исправными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется безучастия лица, доставившего товар.

     При нарушении целостности пломбы или неисправности тары-оборудования составляют акт, в котором указывают расхождения по всей поступившей партии товаров с сопроводительными документами. Акт составляют по установленной форме в четырех экземплярах.[12]

     Приемка товаров по качеству. Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена непозднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров - непозднее 48 ч с момента их поступления в магазин.

     В эти же сроки следует составить  акты о результатах про верки  качества поступивших товаров.

     В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

     Если  при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.[18]

     Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя, (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.

     Акт о ненадлежащем качестве (некомплектности) товаров составляют с участием представителя поставщика, а при его неявке - с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

     О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.[14]

     Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

     Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия  о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт  и все другие документы (сопроводительные и т. д.).

     Если  недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту магазина прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека и документы, подтверждающие стоимость ремонта. 

     1.3. Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже 

     После приемки товары доставляют в помещения  для хранения. Процесс хранения товаров  в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

     Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

     Пакетированные  товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.[17]

     Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

           Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10-180° С и относительной влажности воздуха 60-70%.

     Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить совместно с товарами, выделяющими влагу.

      Специфических условий хранения требуют и непродовольственные товары. Так, верхнее готовое платье развешивают на плечиках в шкафах или на вешалах. Белье размещают стопками или в коробках на полках стеллажей. Ткани, штучные текстильные изделия в коробках хранят на стеллажах. Трикотажные изделия хранят рассортированными по видам, моделям, размерам, ростам и другим признакам.

      Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами. Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке или распакованной. Валяную обувь хранят в фабричной упаковке штабелями с высотой укладки не более 1,5м.

      Головные  уборы хранят в коробках на стеллажах  или в ящиках, уложенных штабелями  на деревянных настилах.

      Меховые товары рекомендуется хранить в  вентилируемых, слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С. Меховую одежду размещают на вешалах в полиэтиленовых чехлах.

      Художественные  изделия следует хранить в  сухих отапливаемых помещениях, не допуская резких колебаний температуры.

      Для хранения ювелирных изделий из драгоценных металлов используют несгораемые шкафы.

      Стеклянные  и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей.

      Ковры и ковровые изделия укладывают в  штабеля на подтоварники на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде лицевой стороной вверх.[20]

      Большинство культтоваров, электротовары хранят в заводской упаковке. Крупногабаритные товары размещают на подтоварниках, товары в небольшой промышленной упаковке - на стеллажах.

      Хранение  непродовольственных товаров в  магазине может быть организовано по товарным группам (обувь, готовое платье и т. д.) или по потребительским комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.

      Температуру и относительную влажность воздуха  в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной - воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).

      Размещая  товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.[13]

      Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей  размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.

      За  каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.

      На  стеллажах размещают товары в  распакованном виде.

      Укладывают  их стопками, рядами, маркировкой наружу. для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т. д.).

      Размещенные на стеллажах и в штабелях, товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см ОТ источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса