Организация торгово-технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Содержание работы

Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическая сущность……………………………….....5
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в ма-газине………....5
1.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине……………………………………………………….8
1.3. Организация и технология хранения и подготовки то¬варов к продаже………………………………………………………………………..13
1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале …………………….17
1.5. Организация и технология розничной продажи товаров …………….20
1.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами……………………….26
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия ……………………..………………….........................29
2.1. Организационная характеристика исследуемого торгового предприятия …………………………………………………………………29

2.2. Конкурентоспособность предприятия …………………………………37
2.3. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия ОАО «ПО АМЗ»..…………………………………………….........................38

Глава 3. Анализ организации торгово-технологического процесса на исследуемом торговом предприятии ОАО «ПО АМЗ»…………………….41

3.1. Факторы, оказывающие влияние на торгово-технологический процесс …………………………………………………………………………….……41

3.2. Определение показателей торгово-технологического процесса………………………………………………………………….42

3.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса ….….43
Заключение ………………………………………………………………..45
Библиографический список ……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая по организации.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

 

     Из  таблицы 6 можно сделать вывод о том, что исследуемый склад – магазин имеет удовлетворительную видимость с автомагистрали и по сравнению с конкурентами это самый низкий показатель. По другим параметрам исследуемый объект ничем не уступает своим конкурентам, а даже их превосходит предлагаемом ассортименте и низкой цене на продукцию. Низкая цена обуславливается тем, что продажа продукции производится непосредственно с завода – изготовителя, а не через посредников. 

2.3. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия 

     Экономическая характеристика включает в себя:

  1. Анализ основных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия;
  2. Факторный анализ изменения товарооборота;
  3. Анализ структуры товарооборота исследуемого предприятия;
  4. Анализ структуры издержек обращения;
  5. Анализ товарных запасов предприятия

     Для более полного анализа  деятельности необходимо проанализировать основные экономические показатели торгового предприятия в динамике.

Таблица 7 

Анализ  основных экономических показателей  деятельности

Склада  – магазина ОАО «ПО АМЗ» за 2005-2006 годы

 
 
 
Показатели 
Ед. изм. 2005 год 2006 год Откло-нение (+;-)  Темп  измене

ния, %

А Б 1 2 3 4
  1. Товарооборот (оборот по розничной реализации) без НДС
тыс. руб. 52021,3 60308,2 8286,9 115,92
  1. Торговая площадь
м2 300 300 0 100
  1. Товарооборот на 1 м2 торговой площади
Тыс. руб./м2 173,4 201,0 27,6 115,91
  1. Численность работников, всего
чел. 13 12 -1 92,3
 в  т.ч. работников ТОП чел. 4 4 0 100
  1. Производительность труда одного работника
тыс. руб.

чел.

4001,6 5025,7 1024,1 125,59
  1. Производительность труда одного работника ТОП
тыс. руб.

чел.

13005,3 15077,1 2071,8 115,93
7. Валовая  прибыль (валовой доход) тыс. руб. 10353 11200 847 108,18
- уровень  (к товаро-обороту без НДС)  
%
19,9 18,6 -1,3 93,46
8. Издержки  обращения тыс. руб. 3459,5 3863,6 404,1 111,68
- уровень  в % к товарообороту  % 6,7 6,4 -0,3 95,52
9. Среднемесячная  заработная плата  1 работника  тыс. руб. 3600 4000 400 111,11
  1. Прибыль (убыток) от продаж (рентабельность продаж)
тыс. руб. 6432 7063,7 631,7 109,82
- рентабельность  продаж  % 12,4 11,7 -0,7 94,35
  1. Прибыль (убыток) до налогообложения 
тыс. руб. 6432 7063,7 631,7 109,82
  1. Рентабельность предприятия
% 12,4 11,7 -0,7 94,35
  1. Прибыль (убыток) от обычной деятельности
тыс. руб. 6230 6862,4 632,4 110,15
- рентабельность  обычной деятельности  % 12,0 11,4 -0,6 0,95
  1. Чистая прибыль (нераспределенная), убыток отчетного года 
тыс. руб. 6230 6862,4 632,4 110,15
- рентабельность  конечной деятельности % 12,0 11,4 -0,6 0,95

 

      Из  данных таблицы 7 можно увидеть, что даже при уменьшении численности работников (2005 год – 13, а 2006 год -12) и неизменной торговой площади все остальные показатели возросли за счет расширения ассортимента, ликвидации одного из конкурентов, ускорения оборачиваемости оборотных средств, роста товарооборота с одного квадратного метра торговой площади.

      Приведенные данные свидетельствуют об устойчивом снижении рентабельности обычной и конечной деятельности уменьшились на 0,6%, а рентабельность предприятия и продаж уменьшились на 0,7.

      Увеличилась в 2006 году производительность труда одного работника на 1024,1 тыс. руб., в том числе ТОП 2071,8 за счет увеличения заработной платы.

Таблица 8

Показатели  розничного товарооборота и использования  отдельных видов ресурсов в складе – магазине ОАО «ПО АМЗ»

Показатели 2005 год 2006 год Отклонение Темп роста, %
1. Розничный  товарооборот, тыс. руб 52021,3 60308,2 8286,9 115,92
2. Среднесписочная  численность работников, чел 13 12 -1 92,3
3. Розничный  товарооборот на:

- одного работника,  тыс. руб.

 
4001,6
 
5024,7
 
1024,1
 
125,59
- 1 кв. м. торговой площади 173,4 201,0 27,6 115,91

 

      Из  данных таблицы 8 видно, что розничный товарооборот магазина в сопоставимых ценах возрос за год на 8286,9 тыс. рублей за счет повышения торгового ассортимента и производительности труда.

 
 
 
Глава 3. Анализ торгово-технологического процесса на исследуемом торговом предприятии  
 
3.1. Факторы, оказывающие влияние на торгово-технологический процесс  

      Склад – магазин ОАО «ПО АМЗ»  можно выделить два вида факторов: прямого воздействия и косвенного воздействия. Рассмотрим их подробнее.

      1. Факторы прямого воздействия.

    • потребители данной продукции остро реагируют на изменение цены и качества продукции. Поэтому предприятие которое руководит магазином пытается регулировать цены на продукцию и следить за ее качеством;
    • налоги. Государство проводящее определенную налоговую политику также   влияет на деятельность склада - магазина. Из-за не совершенной налоговой системы, больших налогов, предприятие теряет деньги которые бы могли вложить в развитие производства;
    • непостоянство законодательства также сказывается анализируемой организации;
    • огромную роль также играют поставщики. Предприятие производит закупки сырья у них. Случайные срывы поставки  сырья сказывается на прибыли. Постоянное повышение цен на сырье сказывается на цене предлагаемой продукции и соответственно на потребителях.

      2. Факторы косвенного воздействия.

    • На деятельность любой организации и любой формы собственности оказывает влияние общее состояние экономики. Экономическое состояние страны вытекает прежде всего из политики проводимой государством. Высокие налоги губительно сказываются на предприятие;
    • Международная обстановка оказывает тоже влияние. Увеличение таможенных ставок, цен на сырье, повлечет увеличение цен продукцию.      
      
 
 
3.2. Организация торгово-технологического процесса на складе магазине ОАО «ПО АМЗ»  

      Товар в склад – магазин доставляется автомобильным транспортом непосредственно с завода изготовителя.

      Поступивший товар доставляют в зону приемки  – складские помещения. Приемку  товара по количеству и качеству осуществляет кладовщик, который является материально  ответственным лицом.

      Кладовщик в присутствие экспедитора доставившего продукцию на склад сверяет поступивший товар по наименованиям и индексам, числу мест, единиц фактически поступивших товаров с данными указанными в счет – фактуре, а также визуально осматривает детали на наличие дефектов.

     Если  в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров приостанавливают. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

      Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует приглашают представителя завода.

     Если  при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют односторонний акт. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно создаются необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

     Для окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе участвует представитель ОАО «ПО АМЗ».

      При выявление излишек также составляется акт.

      После приемки товара на склад их заносят в картотеку, а затем уже отправляют по несколько единиц в торговый зал. При выкладке учитывают специфику каждой детали и распределяют ее по отделам.

      Продажа продукции производится через прилавок обслуживания (индивидуальное обслуживание покупателей) и включает в себя следующие операции:

    • встреча покупателя и выявление его намерения;
    • предложение и показ товаров;
    • помощь в выборе товаров и консультация;
    • предложение сопутствующих и новых товаров;
    • расчетные операции;
    • упаковка и выдача покупок.

      Дополнительные услуги которые оказывает склад – магазин: установка технически сложных товаров, дальнейшее техническое обслуживание и ремонт.

      
 
 
3.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса на складе магазине ОАО «ПО АМЗ»  

      Для того чтобы улучшить торгово-технологический процесс необходимо:

      - предприятию ОАО «ПО АМЗ» выпускать ту продукцию, которую можно достаточно быстро и выгодно продать, прекращая или значительно сокращая выпуск продукции, не пользующейся текущим спросом, для того чтобы товар незастаивался на складе;

- достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, роста его производительности, снижения издержек обращения;

      - для сокращения времени на занесение продукции в картотеку следует компьютеризовать рабочие места кладовщиков;

      - необходимо отправлять торгово-оперативный  персонал на курсы повышения  квалификации;

      - увеличить торговую площадь для  выставления всего ассортимента  производимой на ОАО «ПО АМЗ»  продукции;

      -  модернизировать имеющиеся оборудование.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

 

      Проведя наше исследование по теме «Организация торгово-технологического процесса»  можно сделать следующие выводы.

      Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего процесса товародвижения.

      Организация торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят  от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, формы продажи, вида и типа торгового предприятия.

      В настоящее время основными, по степени  их влияния на общую эффективность  деятельности торгового предприятия, считаются этапы торгово-технологического процесса, на которых осуществляется связь предприятия с элементами его внешней среды, т.е. этапы коммерческой деятельности.

      Проведенное исследование по предприятию ОАО «Производственное объединение «Алтайский моторный завод», а конкретно по складу – магазину данного завода позволяет сделать вывод о том, что данное предприятие по экономическим показателем не является убыточным (в 2006 году товарооборот вырос на 8286,9 тыс. руб.).

      Проанализировав торгово-технологический процесс склада – магазина можно сказать, что он хорошо оснащен различным оборудованием имея при этом большие складские и торговые площади. Несмотря на сокращение численности персонала магазин приносит достаточно высокую прибыль предприятию.

Библиографический список

 

  1. Александров Ю.Л., Терещенко Н. Н. Экономика товарного  обращения: Учебник. – Красноярск, 2000. – 225 с.
  2. Баженов Ю.К., Васькин Е.В. Организация рекламы в магазине: Учебно- практическое пособие. - М.: ИВ «Маркетинг», 1998.
  3. Бакаева В.В. Продажа товаров и обслуживание покупателей // Основы розничной торговли. - Новосибирск, 1999. - с. 174 - 191.
  4. Виноградова С., Желевская Т., Литова К. Эффективные технологии сти-мулирования сбыта в торговле // Торговое оборудование в России.- с.58-63.
  5. Войцеховский О. В. Розница в России: есть ли шансы у независимых магазинов? Новости торговли, 2000 № 6-7.
  6. Гордеев А.В., Атухов А.И., Вермель Д.Ф. Продовольственная безопасность России: состояние и меры обеспечения. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 1998. –№ 10. – с.10 – 13.
  7. Дашков Л.П, Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: ИКЦ Маркетинг, 2000.
  8. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
  9. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Росинтер, 1996.
  10. Крис А., Жаллэ. Внутренняя торговля: пер. с фр./  Общая ред. Загашвили В.С. – М.: А/О издательская группа «Прогресс» – «Универс», 1993.
  11. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли /Пер. С англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: «Питер», 1999. - 448 с.
  12. Мясникова Л.А. От лотка до электронной торговли // Современная торговля. - 2000. - № 3. - с. 26 - 33.
  13. Николаева М.А. Как увеличить выручку? // Современная торговля. - 2001. - № 7. - с. 35 - 40.
  14. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник. М.: ИВЦ Маркетинг, 1998. – 320 с.
  15. Панкратов Ф.Г.,  Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник. М.: ИВЦ Маркетинг, 2001.
  16. Практикум по курсу «Организация, технология и проектирование торговых предприятий. М.: ИК Дашков и К, 2002. – 240 с.
  17. Разманов И.А. Регулирование покупательских потоков на основе мерчендайзинга // Современная торговля. - 2001. - № № 9 - 11.
  18. Рожков И.Я. Реклама: планка для профи. - М.: Юрайт, 1997.
  19. Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. - М., 1998.
  20. Тимофеев М. Мерчендайзинг: борьба за покупателя // Компьютер. - 21.09.1998.
  21. Федько В.П.. Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Ростов – на – Дону: Феникс, 2000. – 512 с.
  22. Хазов С. Франчайзинг в России./ Новости торговли, 2000 -№1-2.
  23. Хвард К., Эриашвили Н.Д., Соловьев Б.А. Маркетинг. Принципы и технология в свободной рыночной системе. - М.: Банки и биржи, 1998.
  24. Черепнин Т.В. Мерчендайзиинг: основные функции и целесообразность применения // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 1999. - № 5. - С. 21 - 25.
  25. Чкалова О.В. Организация размещения и выкладки товаров как составная часть управления торговым предприятием //  Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 3. - с. 78 - 82.
  26. Экономика торговых предприятий: Учебник для Вузов. / Под ред. Гребнева А.И. – М.: Экономика, 1996.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса