Организация торгово-технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Содержание работы

Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическая сущность……………………………….....5
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в ма-газине………....5
1.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине……………………………………………………….8
1.3. Организация и технология хранения и подготовки то¬варов к продаже………………………………………………………………………..13
1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале …………………….17
1.5. Организация и технология розничной продажи товаров …………….20
1.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами……………………….26
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия ……………………..………………….........................29
2.1. Организационная характеристика исследуемого торгового предприятия …………………………………………………………………29

2.2. Конкурентоспособность предприятия …………………………………37
2.3. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия ОАО «ПО АМЗ»..…………………………………………….........................38

Глава 3. Анализ организации торгово-технологического процесса на исследуемом торговом предприятии ОАО «ПО АМЗ»…………………….41

3.1. Факторы, оказывающие влияние на торгово-технологический процесс …………………………………………………………………………….……41

3.2. Определение показателей торгово-технологического процесса………………………………………………………………….42

3.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса ….….43
Заключение ………………………………………………………………..45
Библиографический список ……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая по организации.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

      В помещениях для хранения товаров  строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.[19]

      В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т. д.), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

      Недостача товаров в пределах установленных  норм естественной убыли списывается с материально ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы.

      Действующие нормы естественной убыли не применяются к штучным товарам, а также к товарам, поступившим в розничные торговые предприятия в фасованном виде. Однако на товары, фасуемые в магазинах, нормы естественной убыли применяются в таком же размере, как и на нефасованные товары.

      На  товары, отправляемые в другие магазины и на переработку, а также возвращаемые поставщикам, применяются нормы естественной убыли, установленные для складов и баз розничных торговых организаций и организаций общественного питания по соответствующему сроку хранения.

      Размер  естественной убыли по розничному торговому  предприятию в целом или по его отделу (секции) за время между  смежными инвентаризациями (отчетный период) определяется на. основании расчетов, составленных бухгалтерией предприятия (организации) при участии материально ответственных лиц и утвержденных руководителем предприятия (организации).

      Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к  продаже.

      Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т. д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.[18]

      При распаковке товары освобождают от внешней  транспортной тары, сортируют, т. е. группируют по ассортиментным признакам (размер, фасон и т. д.), очищают от пыли, загрязнений, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. Например, для подготовки к продаже радио- и электротоваров в универмаге должна быть мастерская, оборудованная сетевыми электрическими розетками и телевизионными антеннами. Здесь проверяют наличие инструкций по эксплуатации и паспортов, комплектность изделий и их работоспособность. При необходимости удаляют мелкие неисправности, вызванные транспортированием.

      Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование. 

      1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале 

      Товары  доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование. Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

    • предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;
    • создания условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;
    • предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;
    • оптимального использования торговых площадей магазина;
    • обеспечения сохранности материальных ценностей;
    • организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.[5]

      При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного  соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

      Товары  с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.

      Однородные  товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

      На  первых этажах магазинов необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.

      Площади под отдельные товарные группы выделяют с учетом доли соответствующих групп товаров в продаже и их оборачиваемости.

      Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, т. е. эффективно использовать площадь выкладки и емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

      При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

    • однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
    • целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
    • декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;
    • полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;
    • в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;
    • выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
    • сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, контрольно-кассовых узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

      При выкладке товаров в упаковке рекомендуется  отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.[9]

      Размещая  товары в зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать  методы их продажи, конфигурацию торгового  зала и т. д. Большое значение при  этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

      Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях. 

      1.5. Организация и технология розничной продажи товаров 

      Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

      Характер  и структура операций по продаже товаров зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса. Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи. Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

      В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:

    • самообслуживание;
    • индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);
    • по образцам;
    • с открытой выкладкой;
    • по предварительным заказам.

      Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

      Этот  метод применяется при продаже  большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры И ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

      В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи в них состоит из следующих основных операций:

    • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
    • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
    • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;
    • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
    • оплата купленных товаров;
    • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
    • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

      Перечень  этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).

      За  рубежом, а также в некоторых  Российских магазинах в последнее время успешно внедрены магазинные карты, которые практически аналогичны банковским картам и основаны на той же аппаратно-программной платформе. Их использование позволяет не только упростить расчетные операции в магазине, но и систематически проводить работу по совершенствованию маркетинговой политики и борьбы за покупателя. Выпуская специальные карты и распространяя их среди своих клиентов, магазин тем самым осуществляет их закрепление, «привязку» к себе.[19]

      Наличие карты дает право покупателю рассчитывать на особое отношение к себе со стороны  магазина и автоматически делает его привилегированным клиентом, что выражается в виде доступа к системе торговых скидок или предоставления дополнительных услуг (бесплатная рассылка каталогов торговой фирмы, информация о новых товарах, заказ по телефону и т. д.). При этом магазин может проводить определенную маркетинговую политику, устанавливая размеры торговых скидок в зависимости' от, социальной группы и индивидуального покупательского поведения клиента.

      Магазинные  карты бывают двух видов: дисконтные и предоплатные (расчетные).

      Использование магазинных карт благотворно влияет на товарооборот магазина. Кроме того, приобретая предоплатные карты, клиент фактически кредитует магазин на стоимость еще не отпущенного товара, что дает магазину дополнительные заемные средства, а также способствует повышению статуса и престижа данного торгового предприятия

      В настоящее время распространение получили магазинные системы на картах с магнитной полосой и с микросхемой (смарт-карты). Вторая разновидность карт является более перспективной, так как они почти полностью защищены от подделок. Кроме того, использование специальных терминалов-касс существенно упрощает их авторизацию, которая производится торговым терминалом или самой картой.

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса