Организация торгово-технологического процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
Технологический процесс включает в себя совокупность последовательно взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорения доведения товаров до торговой сети и потребителей.

Содержание работы

Введение..……………………………………………………………………...3
Глава 1. Социально-экономическая сущность……………………………….....5
1.1. Содержание торгово-технологического процесса в ма-газине………....5
1.2. Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине……………………………………………………….8
1.3. Организация и технология хранения и подготовки то¬варов к продаже………………………………………………………………………..13
1.4. Размещение и выкладка товаров в торговом зале …………………….17
1.5. Организация и технология розничной продажи товаров …………….20
1.6. Услуги, оказываемые покупателям магазинами……………………….26
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика исследуемого
торгового предприятия ……………………..………………….........................29
2.1. Организационная характеристика исследуемого торгового предприятия …………………………………………………………………29

2.2. Конкурентоспособность предприятия …………………………………37
2.3. Экономическая характеристика исследуемого торгового предприятия ОАО «ПО АМЗ»..…………………………………………….........................38

Глава 3. Анализ организации торгово-технологического процесса на исследуемом торговом предприятии ОАО «ПО АМЗ»…………………….41

3.1. Факторы, оказывающие влияние на торгово-технологический процесс …………………………………………………………………………….……41

3.2. Определение показателей торгово-технологического процесса………………………………………………………………….42

3.3. Пути совершенствования торгово-технологического процесса ….….43
Заключение ………………………………………………………………..45
Библиографический список ……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

Курсовая по организации.doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

       
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Организационная структура склада – магазина ОАО «ПО АМЗ»

Рассмотрим  численность работников по половому признаку (табл. 2).

Таблица 2

Анализ  состава работников склада – магазина ОАО «ПО АМЗ»

по половому признаку

Пол Прошлый год Отчетный  год
численность, чел. удельный вес, % численность, чел. удельный вес, %
А 1 2 3 4
Численность всего, в т.ч. 13 100 12 100
- мужской 6 46,1 6 50
- женский 7 53,9 6 50

 
 

Рассмотрим также  персонал магазина по уровню образования (табл. 3)

     Таблица 3

     Анализ  персонала предприятия по уровню образования

Персонал Коли-

чество, всего,

чел.

Высшее Средне- специальное Среднее
чел. доля, % чел. доля, % чел. доля, %
Административно - управленческий 6 4 66,7 2 33,3 - -
Торгово - оперативный  4 1 25 3 75 - -
Младший обслуживающий 2 - - 1 50 1 50
Итого 12 5 - 6 - 1 -
Уд. вес  от общей численности работников, % - - 41,7 - 50 - 8,3

 

     Из  данной таблицы 3 можно сделать вывод, что персонал магазина имеет достаточно высокий уровень образования: пятеро сотрудников имеют высшее образование, шестеро – средне – специальное, и лишь один сотрудник со средним образованием.

      Коэффициентом эффективности  использования общей  площади магазина является отношение  торговой площади к общей площади  магазина.

      К тз = S торг / S общ

      Этот  коэффициент показывает, какую часть общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее используется площадь магазина. Однако, оптимальным считается, если торговая площадь занимает 50 – 70 % от общей площади  магазина.

      Общая площадь склада - магазина составляет 1000 м2, из них 300м2 — торговая площадь. Находим коэффициент соотношения торговой площади к общей площади магазина:

      К тз = 300 / 1000 = 0,30

      Следовательно, торговая площадь магазина составляет лишь 30 % общей площади, а 70 % — неторговая площадь. Площадь магазина используется неэффективно, т.к. лишь значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а выполняет функции складского звена.

      Анализ  эффективности использования торговых площадей включает в себя:

  • коэффициент установочной площади;
  • оснащение предприятия оборудованием, его моральный и физический износ;
  • коэффициент выставочной площади,
  • коэффициент емкости оборудования;
  • и т.д.

      Для определения рациональности использования  торговой площади магазина необходимо рассчитать коэффициент установочной площади, коэффициент выставочной площади и сравнить с нормативами.

      Показателем эффективности размещения оборудования на площади торгового зала является коэффициент установочной площади. Он определяется отношением установочной площади к площади торгового зала.

      К уст = S уст  / S торг

      Для этого первоначально нужно рассчитать установочную и выставочную площади магазина (табл. 3)

      Под установочной площадью понимается часть  торговой площади, занятую под установку торгово-технологического оборудования и крупногабаритных товаров. Обычно для этих целей отводится 27 – 30 % площади торгового зала.

     Таблица 4

     Расчет  установочной и выставочной площадей в магазине

 
Наименование  оборудования
 
Количество
 
Размер
 
Количество полок
Установочная площадь, кв.м. Выставочная площадь, кв.м.
Витрина № 1 5 1*0,5 1 2,5 2,5
Витрина № 2 5 1*0,5 2 2,5 5
Витрина стеклянная 2 3*0,5 18 3 54
Стеллаж для запасных частей 4 5*1,0 6 20 120
Платформа 6 3*1,5 1 27 27
Итого       55 208,5

 

      Из  таблицы 4 следует, что установочная площадь 55 кв.м., а выставочная 208,5 кв.м.

      Определим коэффициент установочной площади:

      Куст = 55 / 208,5 = 0,27

      Следовательно, 27% торговой площади занято установленным  торговым оборудованием, 73% торговой площади будет составлять проходы для покупателей и продавцов, размещение мест дополнительного обслуживания покупателей, для продвижения товаров.

      Эффективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установкой оборудования. Важно еще то, что установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки. 

      Характеризующим показателем выставочной площади является коэффициент выставочной площади. Он определяется отношением выставочной площади к площади торгового зала.

      К д = S выст / S торг. зала

      Рассчитаем  коэффициент выставочной площади  для исследуемого объекта:

      К д = 208,5 / 300 = 0,69

            Такой коэффициент демонстрационной площади говорит об эффективном использовании установочной площади за счет использования вертикальных стеллажей и стоек, занимающих мало места, позволяющих демонстрировать широкий ассортимент.

            Расчет коэффициента емкости определяется отношением выставочной площади к установочной.

      К емк = S выст. / S уст

      К емк. = 208,5 / 55 = 3,8

      Следовательно, торгово – технологическое оборудование емкое, так как коэффициент емкости  оборудования более 2.

      Структура площади торгового зала магазина представлена в таблице 5

      Таблица 5

      Структура торговой площади склада – магазина ОАО «ПО АМЗ»

№ п/п Название площади Площадь, м2 Доля %
      1       Площадь под оборудование       64,6       21
      2       Площадь для узлов расчета       5,4       2,3
      3       Площадь для движения покупателей       230       76,7
      4       Итого       300       100

 

      Наиболее  наглядно структуру торговой площади  склада – магазина можно увидеть да диаграмме (рис. 3)

      

      Рис. 3. Структура торговой площади склада – магазина ОАО «ПО АМЗ» 

2.2. Конкурентоспособность предприятия

     Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

     Рассмотрим  основных конкурентов исследуемого склада – магазина, определим их слабые и сильные стороны.

 

Таблица 6

  Оценка  конкурентного окружения исследуемого

  склада - магазина ОАО «ПО АМЗ»

  Параметры Магазины
Исследуемый  склад - магазин ООО «Запчасть – Сервис» ООО ТД «Компас  – Плюс» ООО «Сибирь  –Техника»
1 Удобство расположения  
4
 
3
 
5
 
4
2 Внешний вид  магазина  
5
 
3
 
5
 
4
3 Режим работы 5 4 4 5
4 Видимость с  автомагистрали  
3
 
4
 
5
 
4
5 Удобство  и наличие
парковки
5 4 5 4
6 Предлагаемый  ассортимент 5 3 4 4
7 Итого 27 21 29 25

Информация о работе Организация торгово-технологического процесса