Организация товароснабжения розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия розничного оборота, его роли в организации товарного кругооборота, а также анализ существующего на предприятии товародвижения. Основными задачами - определение рациональности построения процесса товародвижения, оптимизация технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте и необходимого качества, и выявление резервов увеличения розничной реализации предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и основные требования к организации товароснабжения.
1.1.Сущность и состав розничного товарооборота………………………………5
1.2.Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота……………………………………………………………………..11
Глава 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.
2.1.Местоположение, размер, организационная структура предприятия…….16
2.2. Анализ эффективности организации коммерческой деятельности………22
Глава 3.Анализ организации товароснабжения объекта исследования и пути ее совершенствования…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….31
Биографический список……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства РФ                                                       

 ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

 

Кафедра:  «Статистики и организации предприятий АПК»

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Организация и управление коммерческой деятельности»

Тема: «Организация товароснабжения розничной торговой сети»

(на примере ЗАО «Тандер»)

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил: студент 2курса 3группы

                                                         экономического факультета

                                                         направление подготовки 100800

                                                         «Товароведение»

                                                          Шерстянов С.В.

                                                          Проверила: к.с.х.н., доцент Асмус В.А.

 

 

 

Ульяновск, 2013

  • Содержание.

  •  

    Введение…………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Сущность и основные требования к организации товароснабжения.

    1.1.Сущность и состав розничного товарооборота………………………………5

    1.2.Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота……………………………………………………………………..11

    Глава 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.

    2.1.Местоположение, размер, организационная структура предприятия…….16

    2.2. Анализ эффективности организации коммерческой деятельности………22

    Глава 3.Анализ организации товароснабжения объекта исследования и пути ее совершенствования…………………………………………………………………26

    Заключение………………………………………………………………………….31

    Биографический список……………………………………………………………33

    Приложение…………………………………………………………………………34

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

    Современная рыночная экономика – это гибкая система приспособления производства к потреблению на основе инструментария маркетинга. Механизм её реализуется посредством функционирования определённых экономических институтов и, прежде всего, целостной системы посредничества, базирующейся на актах купли-продажи товара или услуги.

    Исторически процесс развития товарного хозяйства способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней посреднических отраслей – оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они поступают либо в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению. Таким образом, оптовый товарооборот представляет собой совокупный объем продажи товаров производственным и торговым предприятиям, а также посредниками другим торговым предприятиям и юридическим лицам для последующей реализации населению или для производственного потребления.

    Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные  с их транспортировкой, хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

    На предприятиях торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Поэтому рациональная организация процесса товародвижения – одна из важнейших функций торговли. Актуальность данного вопроса вытекает из значимости достижения предприятием целей, обозначаемых при начале его деятельности, т.е. организация рационального товарооборота позволяет предприятию получать как можно большее количество контрактов, увеличивая свой товарооборот, и существенно экономить собственные издержки, что, в итоге, приводит к максимизации прибыли. С этой целью должны определяться оптимальные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта, а также должна создаваться соответствующая сеть складов и баз.

    Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, склады, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.[1]

    Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

    Данная курсовая работа рассматривает вопросы Организация товароснабжения на основе материалов розничной торговой базы Ульяновский райпо.

    Целью данной работы является определение понятия розничного оборота, его роли в организации товарного кругооборота, а также анализ существующего на предприятии товародвижения. Основными задачами - определение рациональности построения процесса товародвижения, оптимизация технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте и необходимого качества, и выявление резервов увеличения розничной реализации предприятия.

     

     

     

     

     

     

    Глава 1.Сущность и основные требования к организации товароснабжения.

      1. Сущность и состав розничного товарооборота

    Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно «Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.

    Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям. 
    Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения в объеме розничного товарооборота не учитывается и входит в состав общего объема оборота предприятия торговли.

    В розничном товарообороте учитывается продажа потребительских товаров: 
    - юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной; 
    - юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной; 
    - физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на продовольственных, вещевых и смешанных рынках. 
     
    Обособленными подразделениями юридических лиц являются представительства и филиалы юридического лица, которые расположены вне места его нахождения, наделены имуществом и выделены в самостоятельный участок учета. Юридические лица, их обособленные подразделения данные об объеме розничного товарооборота представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.[2]

    Объем продажи населению физическими лицами товаров, на продовольственных рынках. Определяется на основании данных учета дирекций рынков и специально организованного статистического наблюдения. На вещевых и смешанные рынках - используются данные выборочного квартального обследования домашних хозяйств в соответствии с методическими указаниями по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации. В розничный товарооборот включается продажа товаров и питания в ценах фактической реализации по моменту отпуска товаров и питания покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк. Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период. 
    Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. 

    Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.  
    Товарооборот общественного питания выражает экономические отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации питания. 
    Товарооборот предприятия питания состоит из двух основных частей:

    • реализации продукции собственного производства;
    • продажи покупных товаров. 
      К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке.[3] Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д. 
      Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной обработки. 
      В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию. 
      Обеденная продукция – это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо – порция пищи, приготовленная из определённого набора сырья, прошедшую полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции собственного производства на предприятиях общественного питания приходится 75-80%. Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запечённые в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.  
      Продукция собственного производства учитывается и планируется в стоимостных и натуральных показателях. Так, главным измерителем и показателем обеденной продукции является блюдо, то есть натуральный показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объём производства и реализации обеденной продукции. Учёт прочей собственной продукции осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные виды её учитываются штуках, стаканах, порциях, килограммах. реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет собой товарооборот продукции собственного производства. Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. На предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий (например, предприятий пищевой промышленности). Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретённые в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это хлеб и хлебобулочные изделия, консервы, реализуемые в банках, кондитерские изделия, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, – алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам. 
      Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины и т.п. составляет розничный товарооборот предприятий питания. 
      Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот самостоятельного отраслевого значения не имеет. Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания.[4] По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания. 
      Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем: 
      • товарооборот является объёмным показателем, характеризующим масштабы деятельности предприятия питания;
      • по удельному весу товарооборота предприятия питания в товарообороте региона отрасли можно судить о доли предприятия на рынке;
      • товарооборот в расчёте на душу населения характеризует один из аспектов жизненного уровня населения;
      • по доле товарооборота предприятия питания, в товарообороте региона определяется предприятие-монополист (оно считается таковым, если удельный вес товарооборота предприятия в товарообороте региона превышает 30%);
      • по отношению к товарообороту учитываются, анализируются и планируются показатели, оценивающие эффективность деятельности предприятия (товарооборачиваемость, рентабельность, уровень издержек и др.).

     

     

    Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж: 
     
    • выручка от продаж продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле; 
    • товарооборот предприятий общественного питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку; 
    • выручка от реализации медикаментов в аптеках; 
    • выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др. 
     
    Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "величина" товарооборота :

     

    Состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина, из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). 

    Розничный товарооборот включает в себя:                           

    - продажу продукции собственного  производства и покупных товаров через     обеденные залы, буфеты, а также продажу через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям;                               

    -реализацию продукции через передвижную сеть; 
        -отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам. 
     
    Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров. 
    Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа. Общественное питание Российской Федерации достигло определенных успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции. Однако его состояние и развитие не удовлетворяют современным требованиям. Отличительная особенность хозяйственной деятельности предприятий питания - объединение в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

    Информация о работе Организация товароснабжения розничной торговой сети