Организация товароснабжения розничной торговой сети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение понятия розничного оборота, его роли в организации товарного кругооборота, а также анализ существующего на предприятии товародвижения. Основными задачами - определение рациональности построения процесса товародвижения, оптимизация технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте и необходимого качества, и выявление резервов увеличения розничной реализации предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и основные требования к организации товароснабжения.
1.1.Сущность и состав розничного товарооборота………………………………5
1.2.Основные факторы, влияющие на объем структуру розничного товарооборота……………………………………………………………………..11
Глава 2. Характеристика организационно-хозяйственной деятельности объекта исследования.
2.1.Местоположение, размер, организационная структура предприятия…….16
2.2. Анализ эффективности организации коммерческой деятельности………22
Глава 3.Анализ организации товароснабжения объекта исследования и пути ее совершенствования…………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….31
Биографический список……………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

За три года розничный товарооборот магазина увеличился на 12,199 тыс. руб., уровень рентабельности продаж в 2012 году составил 27,08% и снизился по сравнению с 2010 годом на 6,18% ,что следует о понижении спроса покупателей на товары магазина. Таким образом, успешная реализация стратегии развития товарной категории по сути создает необходимые предпосылки для осуществления ассортиментной стратегии, так как рост удовлетворенности покупателей является базой для роста рыночной доли магазина и формирования конкурентных преимуществ. Структура товарной категории нуждается в постоянном анализе и совершенствовании, так как некоторые товары, входящие в состав товарной категории, обеспечивают значительную часть прибыли и товарооборота, тогда как другие товары могут быть безболезненно исключены из структуры, при этом магазин не понесет серьезных потерь.Таблица 2-Структура розничного товарооборота.

 

Показатели

2010

2011

2012

 

Отношение 2012 к 2010

в %

 

млн. руб.

%

млн. Руб.

%

млн. Руб.

%

Мука

17,3

13,8

20,2

14,9

20,7

15,1

119,7

Сахар

28,1

22,5

30,1

22,2

31,1

22,6

110,7

Кондитерские изделия

3,57

2,9

5,9

4,3

6,5

4,7

182,1

Макаронные изделия

1,59

1,3

2,39

1,8

3,1

2,3

195,1

Водка и ликероводочные изделия

11,96

9,6

8,4

6,2

9,3

6,8

77,8

Вино

48,3

38,6

51,1

37,6

53,2

38,7

110,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

1,17

0,9

2,6

1,9

3,1

2,3

264,9

Молоко, сыр и молочные продукты

2,42

1,9

4,37

3,2

5,5

4

227,3

Остальные товары

4,323

3,4

7,31

5,4

3,111

2,3

72

Непродовольственные товары

6,432

5,1

3,45

2,5

1,753

1,3

27,3

Итого:

125,165

100

135,820

100

137,364

100

-


 

 По статистике данной таблице, в магазине очень быстро развивается продажа кондитерские изделий, вывод можно сделать смотря по данным таблице что в 2010 было 3,57 млн. руб., а на 2012 было 6,5 млн. руб. это на 2,93 млн. руб. увеличилась продажа данный продукции.

Так как данный магазин имеет смешанный ассортимент товаров, которые относится к разным группам и видам был проведет ABC-анализ ассортимента товаров. Метод ABC-анализа позволит определить те 20% товаров, которые являются приоритетными для магазина. По сути, данный метод предполагает ранжирование торгового ассортимента по различным параметрам. Традиционно весь ассортимент делят на три группы товаров в зависимости от их вклада в товарооборот и прибыль магазина:

1) товары группы А — наиболее важные товары, обеспечивающие первые 50% результатов;

2) товары группы В — товары средней степени важности, обеспечивающие еще 30% результатов;

3) товары группы С — наименее значимые товары, обеспечивающие оставшиеся 20% результатов. 
Таблица 3-АВС-анализ структуры ассортимента

 

Товарные группы

Сумма реализации за 2012г.,тыс.руб.

Доля, %

Доля с нарастающим итогом, %

 

Группа

Вино

53,2

38,7

38,6

А

Сахар

31,1

22,6

61,2

В

Мука

20,7

15,1

76,3

В

Водка и ликероводочные изделия

9,3

6,8

83,1

С

Кондитерские изделия

6,5

4,7

87,8

В

Молоко, сыр и молочные продукты

5,5

4

91,8

С

Остальные товары

3,111

2,3

94,1

С

Макаронные изделия

3,1

2,3

96,4

С

Хлеб и хлебобулочные изделия

3,1

2,3

98,7

С

Непродовольственные товары

1,735

1,3

100

С

Итого:

137,364

100

   

2.2 Анализ эффективности организации коммерческой деятельности

Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия* что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами. 
Система экономических показателей торговых предприятий опирается на дедуктивный метод, который предполагает построение синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности. В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический потенциал торгового предприятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также профессиональные способности его сотрудников и менеджеров к применению ресурсов в соответствии с деятельностью предприятия в целях получения максимально возможного в данных экономических условиях дохода . 
Таким образом, экономический потенциал предприятия характеризуется несколькими важными чертами: во-первых, реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам; во-вторых, объемом ресурсов и резервов, как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность; в-третьих, способностью менеджеров к использованию ресурсов для достижения стратегических целей фирмы. 
В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить так: 
Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал. 
Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими возможностями.[10] 
В сумме совокупность этих составных элементов образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности. 
 
Принцип эффективного применения экономического потенциала (Эр) можно представить в следующем формализованном виде: 
 
Эр= (Рп)-  (Рв)→0,  
 
где /(Рп) — функция потенциальных ресурсов;/(Рв) — функция вовлеченных ресурсов. 
 
Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров, и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости. 
Сложность формирования системы показателей для оценки деятельности торговых организаций заключается в том, что еще не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать дпя себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.[11] 
 
В качестве составляющих могуг быть использованы три группы показателей, отражающих: 
 
• интересы потребителей; 
 
•интересы собственников организации как инвесторов; 
 
•финансовую устойчивость фирмы. 
 
В группу показателей, отражающих интересы потребителей, входят: 
 
•объем товарооборота; 
 
•товарная структура товарооборота; 
 
• качество обслуживания; 
 
• уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги. Собственники предприятия, ожидающие эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют: д 
 
• эффективность использования активов предприятия; 
 
• эффективность использования ресурсов; 
 
• отношение прибыли к выручке; 
 
• отношение прибыли к собственному капиталу.

 Финансовую  устойчивость характеризует система  критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия. К основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, относят: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. 
Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой — сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее. Но поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств. Оценочные показатели, используемые при анализе финансовой деятельности предприятия, условно можно разделить на три группы: 
 
• показатели финансовой устойчивости; 
 
• показатели ликвидности предприятия; 
 
• показатели прибыльности предприятия.[12]

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Анализ организации товароснабжения объекта исследования и пути ее совершенствования.

Совершенствование товароснабжения вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть. Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные. Успешное функционирование системы товароснабжения розничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой балы для принятия необходимого решения о завозе товаров. С целью более полного удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы товароснабжения и системы по регулированию товарных запасов на торговых предприятиях. Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности торговли в целом и труда работников торговли в частности. Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия. Торговля относится к тому типу экономических систем, для функционирования которых характерны потоковые процессы, требующие комплексного управления. Поэтому к ней могут быть применены базовые принципы логистического подхода, служащие для установления связи общих и частных задач логистики с маркетингом и стратегическим планом фирмы.

Принцип 1. Организация планирования, производства, сбыта, закупок, хранения и транспортировки.

Принцип 2. Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях.

Принцип 3. Выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельных управляемых подсистем.

Принцип 4. Координация и контроль действий участников движения ресурсов и продуктов.

Принцип 5. Контроль выполнения задач.

Принцип 6. Установление фирмами прочных связей как между структурными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности, так и с внешними партнёрами по товарной цепочке.

Принцип 7. Оценка параметров траекторий на всех стадиях управления движением потоков и определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с организационно-экономическими требованиями.

Принцип 8. Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой структурными органами, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

Принцип 9. Диспетчеризация потока, мониторинг перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения.

Принцип 10. Обеспечение безотказности и безопасности движения потоков; резервирование коммуникаций и средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока.

Принцип 11. Обеспечение возможности гибкого реагирования на колебание спроса; создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

Вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития торгового предприятия и уже затем стратегия снабжения предприятия. При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- завоз товаров следует осуществлять  в соответствии со спросом  населения и установленным для  магазина ассортиментным перечнем;

- количество завозимых товаров  должно определяться типом предприятия, объемом товарооборота и размерами торговых площадей. - величину единовременно доставляемой партии нужно исчислять с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза. Таким образом, маркетинговые подходы к закупочной деятельности нарабатывают методы, позволяющие реализовать концепцию, существенно дополняющую и расширяющую концепцию закупок.

Информация о работе Организация товароснабжения розничной торговой сети