Организация труда персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Пути совершенствования организации рабочего места в настоящее время в нашей стране является очень актуальной проблемой и требует серьезного исследования вследствие того, что правильная организация рабочего места позволяет не только избежать штрафов за пренебрежение к нормам трудового законодательства, но и добиться от сотрудника большей эффективности.
Совершенствование организации рабочего места позволит предприятию повлиять на здоровье, работоспособность работника, его отношение к труду и степень удовлетворенности трудом, а, следовательно, на эффективность труда и другие экономические результаты деятельности.
Тема курсового проекта – организация рабочего места и задачи ее совершенствования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Теоретические основы организации рабочего места………........5
1.1. Организация рабочего места…………………………….…………....5
1.2. Рациональная планировка и эргономические требования, предъявляемые к рабочему месту…………………...……………..……..8
Глава 2. Анализ организации рабочего места специалиста по администрированию персонала ОАО «Авиакор – авиационный завод»…………………………………………………………………………….13
2.1. Краткая характеристика ОАО «Авиакор – авиационный завод»………………………………………………………………………13
2.2. Оценка организации рабочего места специалиста по администрированию персонала ОАО «Авиакор – авиационный завод»………………………………………………………………………15
2.3. Функции и служебные обязанности специалиста по администрированию персонала…………………………………...……..27
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации рабочего места и расчет их экономической эффективности………….….29
3.1. Рекомендации по совершенствованию организации рабочего места………………………………..……………………….………..……29
3.2. Эффективность мероприятий по совершенствованию организации рабочего места……………………...……………………………………..31
Заключение……………………………………..……………………………….36
Список использованной литературы…………………………...…………...38
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по организации труда персонала.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

      Снижение  шума,  создаваемого  на  рабочих  местах  с использованием персональных компьютеров  внутренними источниками,  а  также  шума  проникающего  извне,  является  очень   важной задачей. Снижение шума в источнике излучения  можно  обеспечить  применением упругих прокладок между основанием машины, прибора и  опорной  поверхностью. В  качестве  прокладок на данном конкретном рабочем месте используется резина.  Под  настольные шумящие   аппараты  (персональный компьютер, принтер, сканер) подкладываются  мягкие  коврики  из  синтетических  материалов,  а  под  ножки столов, на которых они установлены, – прокладки из мягкой  резины, толщиной 6-8 мм. Крепление прокладок осуществляется путем приклейки их  к  опорным частям.

      Для контроля метеоусловий в помещении используется термометр. В помещении в течение всего года поддерживаются  нормальные  значения температуры, влажности  воздуха,  и  скорости  движения  воздуха,  благодаря установленному кондиционеру. Среднее значение температуры воздуха колеблется от 21 до 24 градусов Цельсия в зависимости от времени года. Скорость движения воздуха в помещении не превышает 0,1 м в секунду. Кондиционер находится от работника на расстоянии не менее 4 метров, что исключает переохлаждение работника и уменьшает воздействие шума от кондиционера.

      В  рассматриваемом  помещении   находятся   применяемые   в   работе компьютеры, принтеры,  сканеры,  бесперебойные  источники  питания  а  также бытовой музыкальный центр,  которые  могут  быть  причиной  поражения  людей электрическим током. Хотя во всех этих приборах применены  современные  меры защиты, все же проводится постоянный контроль  со  стороны  электроотдела  в отношении состояния электропроводки,  выключателей,  штепсельных  розеток  и шнуров, с помощью которых включаются в сеть электроприборы.

      Пожарная  безопасность обеспечивается системой предотвращения пожара и системой пожарной защиты. В служебных помещениях вывешены  «Планы  эвакуации людей  при   пожаре»,   регламентирующие   действия   персонала   в   случае возникновения очага возгорания и  указывающий  места  расположения  пожарной техники.

      В необходимых местах размещены ручные огнетушители (углекислотные ОУ - 8 в количестве 2шт).

      Средствами  обнаружения и оповещения о пожаре являются  автоматические датчики-сигнализаторы  о  пожаре  типа   ДТП,   реагирующие   на   повышение температуры.  

      Автоматизированное  рабочее место кадровика- это  рабочее место, которое оснащено вычислительной техникой и другими  инструментальными средствами, обеспечивающими  автоматизацию операций учетного процесса при выполнении специалиста по кадрам профессиональных функций. Так как рабочее место кадрового работника является компьютеризированным, к нему предъявляются особые условия. Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

      Высота  рабочей   поверхности   стола   для пользователей должна регулироваться в пределах  680-800 мм;  при  отсутствии таковой возможности  высота  рабочей  поверхности  стола  должна  составлять 725 мм. Модульными размерами рабочей поверхности стола для компьютера, на  основании которых  должны  рассчитываться  конструктивные  размеры,  следует  считать: ширину 800, 1200, 1400 мм, глубину 800 и 1000 мм при нерегулируемой  высоте, равной 725 мм. Рабочий стол должен  иметь  пространство  для  ног  высотой  не  менее 600 мм, шириной – не менее 500 мм, глубиной  на  уровне  колен  –  не  менее 450 мм и на уровне вытянутых ног – не менее 650 мм.

      Конструкция рабочего стула (кресла)  должна  поддерживать  рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ, позволять изменять  позу  с  целью  снижения напряжения  мышц  шейно-плечевой  области   и   спины   для   предупреждения утомления.

      Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным  и  регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также – расстоянию  спинки  до переднего края сиденья.

      Рабочее место  необходимо  оборудовать  подставкой  для  ног,  имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм,  регулировку  по  высоте  в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной  поверхности  подставки  до  20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и  иметь  по  переднему краю бортик высотой 10 мм.

      Конструкция клавиатуры должна предусматривать:

    • исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;
    • опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от 5 до 150;
    • высоту среднего ряда клавиш не более 30мм;
    • расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых – вверху и слева;
    • выделение цветом, размером, формой и местом расположения функциональных групп клавиш;
    • минимальный размер клавиш – 13мм, оптимальный – 15мм;
    • клавиши с углублением в центре и шагом 19мм;
    • расстояние между клавишами не менее 3 мм;
    • одинаковый ход всех клавиш с минимальным сопротивлением нажатию 0,25Н и максимальным – не более 1,5Н.

      Клавиатуру  лучше всего располагать на расстоянии 10-15мм от края стола, тогда запястья рук будут опираться на стол. Желательно приобрести специальную подкладку под запястья, которая, как утверждают медики, поможет избежать болезни кистей.

      Для эффективного использования манипулятора типа «мышь» необходим специальный «коврик» - планшет. Коврик - планшет должен хорошо держаться на столе, материал верхней поверхности планшета должен обеспечивать хорошее сцепление с шариком, но не затруднять движения мыши.

      Ввод  текстовой информации с клавиатуры облегчают подставки для документов. Они могут либо крепиться, например, к монитору, либо устанавливаться непосредственно на столе. Многие из таких подставок оснащены линейкой для выделения набираемой строки.

      Должны  использоваться следующие технические  средства: персональный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Характеристики: процессор не ниже Pentium- III-800EB, 128 Мб оперативной памяти, монитор 15-17 дюймов, винчестер емкостью 40-80Гб, дисковод для дискет, имеющих диаметр 3,5 дюйма. Коммуникационное оборудование (сервер, сетевые адаптеры, линии связи), имеющее следующие характеристики: сервер – HP NetServer 5/100, RAM32Mb, 2Gb HDD; линии связи – тонкий коаксиальный кабель. Струйные принтеры типа Canon BJC –100 или лазерные принтеры типа LaserJet 1200. Копировальный аппарат Canon GP-160. На конкретном рабочем месте отсутствует принтер и копировальный аппарат. Их отсутствие связано со спецификой работы данного работника, проще говоря, работник в них ежедневно не нуждается.

      В соответствии с требованиями  ГОСТ 12.2.032-78  в  отделе администрирования используются рабочие столы с высотой рабочей поверхности  725  мм,  а  также рабочие  кресла  с  подъемно-поворотным  устройством.   Конструкция   кресел обеспечивает регулировку высоты опорной поверхности сиденья в пределах  400- 500 мм и углов наклона вперед до 15 градусов и назад до 5  градусов.  Каждое кресло оборудовано подлокотниками, что  сводит  к  минимуму  неблагоприятное воздействие на кистевые суставы рук. Но состояние стульев, как и столов, также ниже удовлетворительного. Отсутствуют выдвижная полка под клавиатуру и подставка для ног. Состояние рабочего стола ниже удовлетворительного, вследствие чего необходима его замена на более современный и удобный для работы с компьютером. У некоторых выдвижных ящиков отсутствуют ручки.

      Видеотерминал должен соответствовать следующим  требованиям:

    • экран должен иметь антибликовое покрытие;
    • цвета знаков и фона должны быть согласованы между собой;
    • для многоцветного отображения рекомендуется использовать одновременно максимум 6 цветов, т.к. вероятность ошибки тем меньше, чем меньше цветов используется и чем больше разница между ними;
    • необходимо регулярное обслуживание терминалов специалистами.

      Для информационного обмена между компонентами системы должна быть организована локальная сеть c архитектурой «клиент-сервер». Эта необходимость обусловлена следующими важными факторами: возможность параллельной обработки информации; возможность совместного использования данных  и устройств; оперативный доступ к информации; улучшение процесса обмена информацией и взаимодействия между сотрудниками. На предприятии существует собственная локальная телефонная и компьютерная сети, которые обеспечивают эффективную работу сотрудников.

      Рациональное  цветовое оформление помещения направленно  на  улучшение санитарно-гигиенических условий труда, повышение  его  производительности  и безопасности. Окраска помещений влияет на нервную систему  человека,  его настроение  и  в  конечном  счете  на  производительность  труда.   Основные производственные помещения целесообразно окрашивать в соответствии с  цветом технических средств. Освещение помещения и оборудования должно быть  мягким, без блеска. Рабочее помещение исполнено в светлых теплых тонах. Обои светло-коричневого цвета, мебель и линолеум коричневого цвета, потолок и компьютерная техника белого цвета. Отсутствуют угнетающие и раздражающие цвета.

      Существуют общие моменты, которые неплохо было бы соблюдать каждому, чтобы чувствовать себя на работе уверенно и свободно:

      – нельзя сидеть спиной к двери;

      – не стоит располагать столы так, чтобы два сотрудника сидели лицом  к лицу;

      – нежелательно сидеть спиной к окну;

      – очень важно следить за порядком на рабочем месте.

      Исходя  из вышесказанного, следует разместить перегородку между двумя работниками, которые сидят лицом друг к другу.

      Под планировкой рабочего места понимается взаимное (в трехмерном измерении) пространственное расположение на отведенной производственной площади основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки и самого рабочего (или группы рабочих).

      Рациональная  планировка рабочего места обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, минимальные траектории движений рабочего и движений предметов труда, соблюдение строгой последовательности, при которой один элемент работы плавно непосредственно переходит в другой. При этом расположение средств и предметов труда должно удовлетворять основным требованиям, нарушение которых ведет к непроизводительным затратам рабочего времени и энергии работника, преждевременному утомлению и снижению производительности труда, нерациональному использованию производственных площадей:

  • не создавать тесноты на рабочем месте;
  • не вызывать излишних движений, наклонов, хождения и перемещения предметов труда, оснастки и готовой продукции;
  • к рабочему месту должен быть обеспечен свободный доступ для профилактических ремонтов и осмотров, а также аварийного обслуживания;
  • рационально использовать отведенную под рабочее место производственную площадь;
 

 Под внешней планировкой понимается положение данного рабочего места относительно других рабочих мест участка, линии, цеха, грузопотоков, стен, колонн и т.д.

      Основными требованиями к рациональности внешней планировки являются:

  • обеспечение минимального расстояния перемещений рабочего в течение смены;
  • экономное использование рабочей площади и удобство в работе.
 

 Внутренняя планировка рабочего места представляет собой размещение технологической оснастки и инструмента в рабочей зоне, инструментальных шкафах и тумбочках, правильное расположение заготовок и деталей на рабочем месте. Она должна обеспечить удобную рабочую позу, короткие и малоутомительные движения, равномерное и по возможности одновременное выполнение трудовых движений обеими руками.

      Для соблюдения этих условий пользуются ряд выработанных практических правил:

  • для каждого предмета должно быть отведено определенное место;
  • предметы, которыми пользуются во время работы чаще, должны располагаться ближе к рабочему и по возможности на уровне рабочей зоны;
  • предметы необходимо размещать так, чтобы трудовые движения рабочего свести к движениям предплечья, кистей и пальцев рук;
  • все, что берется левой рукой, располагается слева, все, что правой, - справа, материалы и инструменты, которые берутся обеими руками, располагаются с той стороны, куда во время работы обращен корпус рабочего.

      Если  распределить рабочее время кадрового  работника на работу за компьютером и письменную работу, то выйдет, что примерно 6 часов уходит на письменную работу и 2 часа на работу за ПК. Отсюда можно сделать вывод, что основная зона рабочего стола используется в основном для письма. Соответственно компьютер можно расположить в зоне рабочего стола, которая находится слева от основной. Такое расположение наиболее оптимально, так как управление мышью осуществляется правой рукой, и, соответственно, для правой руки необходимо определенное пространство для нормального управления мышью. Клавиатура доставляет работнику довольно много неудобств, так как специальной выдвижной полки для нее не предусмотрено. Работник, начиная письменную работу, обычно кладет ее на системный блок компьютера, что в свою очередь в случае падения клавиатуры может привести к ее повреждению.   

Информация о работе Организация труда персонала