Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:45, курсовая работа
Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления трудовыми ресурсами.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
изучение теоретической основы организации управления;
изучить зарубежный опыт системы управления трудовыми ресурсами;
проанализировать современное состояние управления трудовыми ресурсами;
Введение………………………………………………………………….......……....3
Глава 1. Теоретические основы управления трудовыми ресурсами на предприятии торговли
1.1 Содержание процесса управления трудовыми ресурсами на предприятии…………………………………………………...……….……...6
1.2 Основные методы управления трудовыми ресурсами на предприятии……………………………………………...………………......10
1.3 Зарубежный опыт управления трудовыми ресурсами…….….….........13
Глава 2. Организация управления трудовыми ресурсами на предприятии торговли ООО «Евро»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия...........19
2.2 Анализ системы управления трудовыми ресурсами на предприятии……………………………………………………………….....26
2.3 Изучение процесса мотивации на предприятии………………….........34
Заключение…………………………………………………………………….…....42
Список использованных источников……………………
Классификация методов управления
по их мотивационным характеристикам
включает три группы методов. Первая группа
- это организационно-
Вторая группа методов - экономические. Экономические методы управления занимают, можно сказать, центральное положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала).
На данном этапе развития менеджмента прямое экономическое воздействие на персонал выступает в таких формах, как технико-экономическое планирование, хозрасчет, экономическое стимулирование, участие в прибылях путём приобретения ценных бумаг.
Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Таким образом, планирование включает в себя: установление целей и задач; разработку стратегий, программ и планов для достижения целей; определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; доведение планов до всех, кто их должен выполнять, и кто несет ответственность за их реализацию. Планирование усиливает взаимодействие руководителей различных подразделений[8, с.89].
Планирование используется для определения программы деятельности организации. Утвержденные планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их реализации. Каждое из подразделений организации получает перспективные и текущие планы по определенному ряду показателей.
Хозяйственный расчет также является одним из видов экономических методов управления.
Хозяйственный расчет необходим для управления персоналом. Его инструментами являются самостоятельность подразделений, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда).
Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом “снизу”. Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более “высокие” ступени управления.
Третья группа - это социально-психологические методы управления. Они основаны на использовании социального механизма коллектива. В его состав входят неформальные группы, роль и статус личности, системы взаимоотношений, социальные потребности и другие социальные аспекты. Социально-психологические методы прямо или косвенно направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих в организации. Это поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данной организации, установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы, вовлечение работников в управление, комфортные условия труда, обучение работников и т. д.
Условием эффективного управления является комплексное использование всех трех групп методов управления. Хотя необходимо подчеркнуть, что повышение управленческой культуры предполагает отказ от широкого применения административных методов и овладение богатым арсеналом социально-психологических методов управления [1, c.85].
1.3 Зарубежный
опыт управления трудовыми
Положение о целесообразности гибкого подхода в выборе меры централизации управления трудовыми ресурсами появилось в зарубежной управленческой теории в 60-е годы и развилось к 80-м годам до тезиса о нецелесообразности применения структур управления с жестко закрепленными функциями. Вначале 80-х годов стало понятно, что увлечение четкими, регламентированными системами стало причиной исчезновения гибкости в работе с людьми. Появились требования изменить такие системы и поставить человека на первый план, заинтересовать его в участии в менеджменте.
В практике стран Евросоюза (Франция, Германия, Италия и др.) по управлению трудовыми ресурсами растет значение, придаваемое групповым формам труда. Групповые формы труда во все большей мере рассматриваются как основа организационного успеха. Формированию и сплочению малых коллективов уделяется все больше времени, усилий и ресурсов. Это дает многие преимущества, важнейшими из которых являются рост продуктивности и эффективности работы, проявление творческих способностей и энергии, решение междисциплинарных и многофункциональных задач, развитие коммуникации, атмосферы благоприятной для новых идей и изменений, коллективизма, взаимопомощи, согласованности действий и т.д. Среди недостатков - снижение персональной ответственности, сопротивление изменениям в случаях, когда возникает угроза занятости, оплате труда, положению работников, недостаточно продуманны структура и состав группы, вопросы вознаграждения и продвижения персонала.
Большое внимание уделяется стратегии развития карьеры работников. В Германии и Франции существуют различные модели управления, связанные с развитием карьеры работников и соотносимые с общей хозяйственной стратегией предприятий, со своими особенностями с точки зрения набора, продвижения, подготовки, вознаграждения, статуса работников, текучести кадров и т.д. Расстановка и профессиональная адаптация работника в трудовом коллективе предполагает организацию для новых работников специального курса обучения и воспитания, призванного наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы на предприятии.
Кроме усиления связи оплаты с результатами, все большее число компаний применяют системы оплаты, существенно отличающиеся от традиционных должностных систем и основанные на квалификации работника, оплачивая тем самым способность решать определенные задачу, а не работу, выполняемую в данный момент.
В большинстве западноевропейских стран такие системы получили распространение в страховом и банковском деле, отраслях телекоммуникации и транспорта. Потенциальное преимущество такого подхода состоит в том, что он стимулирует не движение по должностной иерархии, а развитие квалификации. Однако такой подход предполагает возможность создания соответствующей системы оценки поведенческих аспектов деятельности работника, которые он должен проявить в процессе эффективной трудовой деятельности и которые могут составить базу для расчета пакетов оплаты, стимулирующих развитие и применение требуемых навыков и компетенций [13 с.285].
Использование зарубежного опыта управления трудовыми ресурсами на уровне хозяйственной единицы потребует уточнения функций управления персоналом отечественных хозяйственных единиц. Создание интегрированной службы управления, включающей в себя все направления работы с персоналом, позволит профессионально, грамотно сформулировать требования к работникам и обязательства администрации.
Наряду с развитием организационных аспектов управления требуется усиление социально-психологических аспектов технологии управления персоналом. Каждый управляющий должен уметь работать с людьми, а именно, владеть совокупностью навыков, обеспечивающих решение таких проблем, как обеспечение исполнительской дисциплины, улаживание конфликтов, ведение переговоров по широкому кругу вопросов не только с подчиненными, но и с руководителями, а также с представителями сторонних организаций.
Для этого нужны специалисты, менеджеры персонала, владеющие пониманием проблемы управления человеческим фактором производства, и обученные профессиональным приемам работы. Тогда структуры и процедуры управления, алгоритмы принятия решений, тесты и методики, отработанные в развитых странах, смогут найти адекватное применение, т.е. будут работать на эффективность управления.
В противном случае "тонкие технологии” менеджмента персонала могут, в лучшем случае, не оказаться полезными для отечественной практики.
На основе анализа передового опыта управления и тенденций, характерных для стран Евросоюза, можно выделить следующие три принципа - комплексность, динамичность, рациональность. Эти принципы являются основополагающими, а остальные раскрывают и дополняют их.
1. Комплексность, целостность и системность. Они обеспечивают учет всех факторов, воздействующих на систему управления человеческими ресурсами. Вот главные из них: соответствие системы управления персоналом производственной системе (целям и тенденциям развития предприятия); учет всех взаимосвязей внутри системы управления персоналом, между ее подсистемами и элементами, функциями; соответствие внешней среде, внешним условиям; концептуальное единство (единая доступная терминология, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых внутри законодательных актах предприятия, общей для всех культуре фирмы); преемственность - общая методическая основа проведения работ по совершенствованию системы управления персоналом на разных уровнях и разными специалистами, ее стандартное оформление; равновесие, внутренняя непротиворечивость, непротиворечивость национальным традициям, менталитету.
2. Развитие, динамичность, адаптивность, гибкость. Они характеризуют приспосабливаемость системы управления человеческими факторами к изменяющимся целям объекта, условиям его работы и включает:
•приоритет функций, направленных на развитие производства;
•соответствие передовому опыту (как научному, так и практическому; как отечественному, так и зарубежному) и конкретным условиям;
•оперативность - своевременное принятие решений;
•изменение состава и содержания функций в соответствии с условиями;
•многоаспектность - управление
как по вертикали, так и по горизонтали
может осуществляться по различным каналам
(административно-
•параллельность - одновременное выполнение отдельных управленческих решений;
3. Экономичность, рациональность, оптимальность структуры и деятельности служб человеческих ресурсов:
•максимальное упрощение системы управления человеческими ресурсами, сокращение числа ступеней по вертикали;
•наибольшая эффективность при наименьших затратах (доля затрат на управление персоналом в общих затратах на единицу продукции);
•выбор наиболее рационального варианта для конкретного предприятия, конкретных условий производства после многовариантной проработки предложений.
Следует добавить, что все принципы реализуются во взаимодействии, а их сочетание зависит от конкретных условий.
Внутренний организационный порядок:
Обеспечение условий жизнедеятельности и труда:
Оптимальное распределение затрат (люди, ресурсы, затраты):
Эффективная система стимуляции и мотивации:
Информация о работе Организация управления трудовыми ресурсами на предприятии торговли ООО «Евро»