Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:40, курсовая работа
Целью курсовой работы состоит в разработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Элема».
Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности продукции
1.2 Экономическое значение и эффективность повышения конкурентоспособности продукции
2. Исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности продукции предприятия
3. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторы
конкурентоспособности
1.2 Экономическое значение
и эффективность повышения
2. Исследование существующей
практики повышения
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценка
3. Основные направления
повышения
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации современного мира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все более открытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнее для нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрывает в конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышать доходы населения, модернизировать производство.
Сегодня на каждый сегмент
мирового рынка претендуют тысячи производителей.
Активизировали деятельность транснациональные
корпорации, диктуя монопольные ценовые
условия. На мировых рынках агрессивно
действуют азиатские страны, экономика
которых стремительно растет. Благодаря
революционным научным
Проблема
Выпуск конкурентоспособной
продукции и ее реализация завершают
кругооборот хозяйственных
Данная тема актуальна, так
как успешность функционирования любого
предприятия зависит, в конечном
счете, от уровня конкурентоспособности
продукции, предлагаемой ею потребителям,
тем самым приходится признать необходимость
разработки четкой методологии оценки
и управления конкурентоспособностью,
основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных
законов экономики и
Объект исследования – ОАО «Элема».
Предмет исследования – конкурентоспособность продукции ОАО «Элема».
Целью курсовой работы состоит
в разработке направлений повышения
конкурентоспособности
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособности продукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследование существующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работы основывается на информации литературных источников, бухгалтерских и статистических данных ОАО «Элема».
1. ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОДУКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность и факторы
конкурентоспособности
Проблема
Так, Горбашко Е.А. под конкурентоспособностью продукции понимает «Комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [6, с. 167].
Данное Горбашко Е.А. определение, а именно: «Конкурентоспособность означает способность данного предмета (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», – более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность.
Конкурентоспособность – более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.
Конкурентоспособность товара
(КТ) – это степень реального
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными товарами,
представленными на данном рынке. Конкурентоспособность
товара является относительной величиной
и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов
по степени соответствия их характеристик
требованиям конкретного
Факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним факторам конкурентного преимущества товара относятся:
– уровни конкурентоспособности страны, отрасли, региона, предприятия;
– сила конкуренции на рынке товаров;
– сила конкуренции на входе в производственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, информации;
– сила конкуренции среди товарозаменителей;
– появление новых потребностей;
– уровень организации производства, труда и управления у посредников и производителей товаров;
– активность контактных аудиторий (общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).
К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относятся:
– патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара;
– рациональность организационной и производственной структур предприятия;
– конкурентоспособность персонала предприятия;
– прогрессивность
– уровень активизации инновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;
– уровень системы управления (менеджмента);
– обоснованность миссии предприятия с точки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.
Основными факторами
– цена потребления товара, которая определяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весь нормативный срок его эксплуатации;
– уровень качества товара
(в сравнении с товаром
– соотношение цены потребления товара (полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всего срока его эксплуатации) и качества товара;
– неценовые факторы и прежде всего качество сервисного обслуживания товара;
– сводные параметрические индексы конкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым и сервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя [21, с. 72].
1.2 Сущность и факторы
конкурентоспособности
Основой современного механизма
повышения
Реализация инновационной
модели повышения
Данный механизм включает
инновационное управление на микроуровне,
рыночный компонент функционирования
предприятий, новые формы и методы
государственного регулирования процессов
повышения
Рисунок 1.1 – Организационно-
Первый компонент механизма
– инновационное управление повышением
уровня конкурентоспособности
– учет механизмов действия экономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения, конкуренции и др.);
– учет механизмов действия законов функционирования предприятия и производственных процессов (законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);
– соблюдение требований совокупности научных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплекс ного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального, структурного);
– ориентация на конкретные рынки и потребности;
– применение современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
– применение инновационных методов анализа, прогнозирования и оптимизации (системного анализа, функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и др.);
– ориентация на современные количественные методы оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;
– применение в системе
инновационного управления конкурентоспособностью
стратегического маркетинга, устанавливающего
обратную связь потребителей и внешней
среды с производителями
– преимущественное использование
при многофакторной оценке конкурентоспособности
предприятия или товаров
Инновационное управление конкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянное решение следующих задач:
– повышение качества продукции и уровня послепродажного обслуживания; снижение эксплуатационных затрат у потребителя;
– снижение себестоимости и, соответственно, цены продажи товара;
– проведение целевых маркетинговых исследований и эффективное использование мер маркетинга при сбыте продукции с учетом ее сервисного обслуживания.
Второй компонент механизма
– рыночное саморегулирование
– изменение типа конкуренции на рынке товаров;
– появление новой ниши
рынка товаров или
– изменение действий существующих
конкурентов по продвижению товаров-
– появление на рынке товаров новых конкурентов;
– появление на рынке новых товаров-конкурентов, включая товары заменители;
– изменение емкости рынка товаров и размеров его потенциала;
– изменение потребностей и свойств потребителей [3, с. 244].
Третий компонент механизма
– инновационные формы и методы
государственного регулирования
Направления инновационного
государственного регулирования
– создание условий по поддержанию и развитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малого бизнеса;
Информация о работе Основные направления повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»